Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1151   1152   1153   1154   1155   1156   1157   1158   1159  1160   1161   1162   1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169  » »»

придерживаться известных правил, т. е. нужно  сделать  три  обзора  всех
известных случаев проявления известного  свойства  у  разных  предметов:
обзор положительных случаев, обзор отрицательных (т. е. обзор  предметов
сходных с первыми, в которых, однако, исследуемое свойство  отсутствует)
и обзор случаев, в которых исследуемое свойство проявляется в  различных
степенях, и отсюда делать уже обобщение ("Nov.  Org."  LI,  aph.13).  По
методу Бэкона, нельзя сделать нового заключения, не подводя  исследуемый
предмет под общие суждения, т. е. не прибегая к силлогизму. Итак  Бэкону
не  удалось  установление  И.,  как  особого  метода,   противоположного
дедуктивному. Дальнейший шаг сделан Дж. Ст. Миллем. Всякий силлогизм, по
мнению   Милля,   заключает   в   себе   petitio    principii;    всякое
силлогистическое заключение идет,  в  действительности,  от  частного  к
частному, а не от общего к частному. Эта  критика  Милля  несправедлива,
ибо от частного к частному мы не можем заключать, не  введя  добавочного
общего положения о сходстве частных случаев  между  собой.  Рассматривая
И., Милль  во  первых  задается  вопросом  об  основании  или  праве  на
индуктивное заключение и видит это право в  идее  однообразного  порядка
явлений, и, во-вторых сводит все способы умозаключения в  И.  к  четырем
основным: метод согласия (если два или более случая исследуемого явления
сходятся в одном только обстоятельстве, то  это  обстоятельство  и  есть
причина или часть причины исследуемого  явления;  метод  различия  (если
случай, в котором встречается исследуемое явление, и случай,  в  котором
оно  не  встречается,  совершенно  сходны  во   всех   подробностях   за
исключением  исследуемой,  то  обстоятельство,  встречающееся  в  первом
случае и отсутствующее во втором,  и  есть  причина  или  часть  причины
исследуемого явления); метода остатков (если в исследуемом явлении часть
обстоятельств  может  быть   объяснена   определенными   причинами;   то
оставшаяся  часть  явления  объясняется  из  оставшихся   предшествующих
фактов), и метод соответствующих изменений  (если  вслед  за  изменением
одного явления замечается изменение другого, то  мы  можем  заключить  о
причинной связи между ними). Характерно, что эти  методы  при  ближайшем
рассмотрении оказываются дедуктивными способами; напр.,  метод  остатков
не представляет собою ничего иного, как  определение  путем  исключения.
Аристотель, Бэкон и Милль представляют собою  главные  моменты  развития
учения об  И.;  только  ради  детальной  разработки  некоторых  вопросов
приходится   обращать   внимание   на   Клода   Бернара   ("Введение   в
экспериментальную  медицину"),  на  Эстерлена  ("Medicinische   Logik"),
Гершеля, Либиха, Вэвеля. Апельта и др.

   Индуктивный метод. Различают двоякую И.: полную (inductio completa) и
неполную (ипductHo incompleta  или  per  enumerationern  simplicern).  В
первой мы заключаем от полного перечисления  видов  известного  рода  ко
всему роду; очевидно, что при подобном способе умозаключения мы получаем
вполне достоверное  заключение,  которое,  в  тоже  время,  в  известном
отношении расширяет наше познание; этот способ  умозаключения  не  может
вызвать  никаких  сомнений.  Отожествив  предмет  логической  группы   с
предметами частных суждений, мы получим право перенести  определение  на
всю группу. Напротив, неполная, И., идущая от частного к общему  (способ
умозаключения, запрещенный формальной логикой), должна вызвать вопрос  о
праве. Неполная И. по построению напоминает  третью  фигуру  силлогизма,
отличаясь от ее, однако, тем, что И. стремится к общим заключениям, в то
время  как  третья  фигура  дозволяет  лишь  частные.  Умозаключение  по
неполной И. (per enumerationem simplicern, ubi non  reperitur  instantia
contradictoria) основывается, повидимому, на привычке и дает право  лишь
на вероятное заключение во всей  той  части  утверждения,  которая  идет
далее числа случаев уже исследованных. Милль, в разъяснении  логического
права на заключение по неполной И., указал на идею однообразного порядка
в природе, в силу которой наша  вера  в  индуктивное  заключение  должна
возрастать,  но  идея  однообразного   порядка   вещей   сама   является
результатом неполной индукции и  следовательно  основой  И.  служить  не
может. В действительности основание неполной И. тоже, что  и  полной,  а
также третьей фигуры силлогизма,  т.  е.  тожество  частных  суждений  о
предмете со всей группой предметов.  "В  неполной  И.  мы  заключаем  на
основании реального тожества не просто некоторых предметов с  некоторыми
членами группы,  но  таких  предметов,  появление  которых  перед  нашим
сознанием зависит от логических особенностей группы, и которые  являются
перед нами с полномочиями представителей группы". Задача логики  состоит
в том, чтобы указать границы, за  пределами  которых  индуктивный  вывод
перестает быть правомерным, а  также  вспомогательные  приемы,  которыми
пользуется  исследователь  при  образования  эмпирических  обобщений   и
законов. Несомненно, что  опыт  (в  смысле  эксперимента)  и  наблюдение
служат  могущественными  орудиями  при  исследовании  фактов,  доставляя
материал, благодаря которому исследователь может сделать  гипотетическое
предположение, долженствующее объяснить факты. Таким же орудием служит и
всякое сравнение и аналогия, указывающие  на  общие  черты  в  явлениях,
общность же явлений заставляет предположить,  что  мы  имеем  дедо  и  с
общими причинами; таким  образом  сосуществованиe  явлений,  на  которое
указывает аналогия, само по себе еще  не  заключает  в  себе  объяснения
явления, но доставляет указание, где следует искать объяснения.  Главное
отношение явлений, которое имеет в виду И. - отношение причинной  связи,
которая, подобно самому индуктивному выводу, покоится на  тожестве,  ибо
сумма условий, называемая причиной, если она  дана  в  полноте,  и  есть
ничто иное, как вызванное причиной следствие, Правомерность индуктивного
заключения не подлежит сомнению; однако логика должна строго  установить
условия, при которых индуктивное заключение может считаться  правильным;
отсутствие  отрицательных  инстанций  еще  не  доказывает   правильности
заключения. Необходимо, чтобы  индуктивное  заключение  основывалось  на
возможно  большем  количестве  случаев,  чтобы  эти   случаи   были   по
возможности разнообразны, чтобы они служили типическими  представителями
всей группы явлений, которых касается заключение и т. д.  При  всем  том
индуктивные заключения легко ведут к ошибкам, из которых  самые  обычные
проистекают от множественности причин и от смешения временного порядка с
причинным.  В  индуктивном  исследовании  мы  всегда   имеем   дело   со
следствиями к которым должно подыскать причины;  находка  их  называется
объяснением явления, но известное следствие  может  быть  вызвано  целым
рядом различных причин; талантливость индуктивного исследователя в том и
заключается, что он  постепенно  из  множества  логических  возможностей
выбирает  лишь  ту,  которая   реально   возможна.   Для   человеческого
ограниченного познания, конечно, различные причины могут произвести одно
и тоже явление; но полное  адекватное  познание  в  этом  явлении  умеет

Страницы: «« « 1151   1152   1153   1154   1155   1156   1157   1158   1159  1160   1161   1162   1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь