Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196   1197  1198   1199   1200   1201   1202   1203   1204   1205   1206   1207  » »»

состоят преимущественно  в  удленении  кожных  сосочков  и  в  наслоении
эпидермиса, а сущность заболевания -  в  ненормально  скором  ороговении
последнего.  Несмотря  на  сильное  уменьшение  выделения  пота,   общие
отправления организма обыкновенно не нарушаются сколько-нибудь  заметно.
И. вообще неизлечим, и с помощью терапии можно достигнут лишь временного
улучшения.
   Ихтиология - отдел зоологии, посвященный изучению рыб.
   Ишемическая болезнь - одна из форм малокровия какого-либо органа  или
части  тела,  обусловленная  уменьшенным   притоком   крови   вследствие
равномерного сужения приводящих  ее  сосудов.  Причины  могут  быть  как
механические (сдавливание части тела, заносные пробки  сосудов),  так  и
зависящие от нервной системы.
   Июль (лат. Julius mensis, греч. , англ.  July,  испан.  julio,  итал.
Luglio, Giulio; нем. Juli, франц. juillet. Коренные славянские названия:
в древней Руси
   - червень, у малоруссов и поляков -  липец,  у  чехов  и  словаков  -
червенец и сечень, у вендов - седмник, серпан, у иллирийцев -  шерпен  и
шарпан) - по современному счислению седьмой месяц в году,  а  у  древних
римлян, считавших год с марта, пятый, откуда первоначальное название его
Quintilis, которое в 45 г. до Р. Хр. переменено было на И., в честь Юлия
Цезаря, родившегося в этом месяце. По другому мнению, название его,  как
и июльский  праздник  северогерманских  народов,  находится  в  связи  с
солнцеповоротом. В древней  Руси  был  пятым  месяцем,  а  когда  начали
считать год с сентября, приходился одиннадцатым; с 1700  г.  -  седьмой.
Имеет 31 день. В старофранц. яз. И. назыв. Juignet, т.е. маленький июнь,
во всех герм. яз. Heumonat (сенный месяц), так как на  И.  падает  конец
сенокоса; в Тульской губ. назыв. сенозорник, в  Тамбовской  и  др.  губ.
народное название -  макушка  лета,  что  слово  в  слово  соответствует
кельтскому gorphenhaf. Славянское название серпан, серпен, велик  серпен
происходит  от  слова  серп,  которому  соответствует  греч.  ,   откуда
македонское название месяца . Название И.  (в  церковных  книгах  Иулий)
перешло к нам из Византии. Народные поговорки про И.:  "в  И.  на  дворе
пусто, да на поле густо", "сбил сенозорник у мужика мужицкую спесь,  что
некогда и на печь лечь", "плясала бы баба, да макушка  лета  настала"  и
проч. С Ильина дня (20 июля) у нас считают  осень,  появляются  холодные
утренники, отчего говорят: "на Ильин день и камень прозябает", "на  Илью
до обеда лето, а после обеда осень", "до Ильина дня  сено  сметать,  пуд
меду в него накласть", "Илья пророк три часа приволок", "новый  хлеб  на
Ильин день", "до Ильина дня мужик купается,  а  с  Ильина  дня  с  рекою
прощается". В римскокатолич. церкви И.  месяц  посвящен  памяти  Игнатия
Лойолы, основателя ордена Иезуитов.
   Июнь (лат. mensis, Junius, греч. ; англ. June,  немец.  Juni:  испан.
junio; итал.  Giugno,  франц.  juin.  Коренные  славянские  названия:  в
древней Руси - изок [=кузнечик, сверчок], у подяков - червец, у чехов  и
словаков - червень, у иллирийцев  -  липань,  у  хорватов  -  розенцвет,
иванчак, класень; у лужичан - смажник,  розовой;  у  вендов  -  шестник,
прашник, кресник) - по современному счислению шестой месяц в году,  а  у
древних римлян, считавших год с марта, - четвертый; название получил  от
Юноны почему у Овидия назыв. mensis Jnnonis; по др.  мнению,  назван  по
имени Л.Юния Брута, первого римского консула. В древней  Руси  месяц  И.
был четвертым, а когда год начали считать с сентября - десятым;  с  1700
г. - шестой. Имеет 30 дней. В герм. языках И. назыв. Brachmonat, так как
при трехпольной  системе  хозяйства  в  этот  месяц  обрабатывают  поле,
лежащее под паром (Brachfeld). Название И. (в  церковных  книгах  lyuiu)
перешло к  нам  из  Византии.  По  народному  выражению,  в  И.  "солнце
поворачивается на зиму, а лето - на жары". В римско-католической  церкви
И. месяц особенно посвящен Спасителю: везде совершаются  службы  "сердцу
Иисуса".
   Йога или iога (санскр. yoga): 1) у индусов напряженное сосредоточение
духа, созерцание Божества, в результате которого получается  мистическое
соединение души с Богом, когда душа "чувствует себя  в  Боге  и  Бога  в
себе". 2) Так же называется одна из шести индийских философских школ, по
преданию, основанная во II в. до Р. Хр. Патанджали;  по  его  имени  она
назыв. также Patanjala. Понят Й., как отвлечения мысли от внешних  вещей
и сосредоточение их на высшем духе,  существовало,  однако,  еще  раньше
Патанджали.  Древнейшим  учителем  школы  считается  в  предании  мудрец
Яджнявалкья, ок. 360 г. до Р. Хр.; в его Законнике уже излагается учение
Й. Патанджали, по-видимому,  только  привел  это  философское  учение  в
систему и изложил его в так. назыв. Йогасутра (учебник  Й.).  Оно  имеет
много общего со школой Санкхья,  вместе  с  которой  часто  упоминается,
откуда возникает даже особый термин (в двойственном числе) -  Санкхья-Й.
В подробностях взаимное отношение этих двух школ еще не вполне выяснено.
Общая черта - первичный дуализм духа и  материи;  методы  схожи,  но  Й.
отличается  ясно  выраженным  теистическим   направлением   (Санкхья   -
атеистична) и признает существование не только индивидуальной  души,  но
также и всепроницающего верховного духа,  свободного  от  всех  влияний,
имеющих силу над прочими душами. Из этого верховного и  начального  духа
берут начало все отдельные души. Чтобы достигнут соединения души с Богом
указываются  определенные  благочестивые  упражнения   и   разные   виды
умерщвления плоти.  Эта  практическая  сторона  учения  Й.  достигла,  с
течением времени, особого  развития.  Школа  Й.  возникла,  по-видимому,
позднее  Санкхья  и,  быть  может,   представляет   собой   теистическое
дополнение или дальнейшее развитие этой последней. Последователи  учения
- йоги или йoгины - для достижения конечной цели должны пройти следующие
четыре ступени: 1) изучение правил Й., 2) приобретение  совершенного  их
знания, 3) применение этого знания на практике и победа над материальным
влиянием  первичных  стихий,  4)  уничтожение  всякого  сознания   своей
личности. Таким образом получается тожество  живого  духа  (Jivatman)  с
верховным (Brahma), созерцающего - с предметом созерцания.

   Литература: Patanjali, "The Yoga aphorisms" (изд. в Аллахабаде,  1852
- 53; в Калькутте, с комментариями и английским переводом, 1881 - 1883);
"PatanjalaDarahsna or aphorisms of  P.  philosophy"  (Калькутта,  1880);
"The  Yoga  Sutra"  (перев.  с  предислов.  и  примеч.  Бомбей,   1890);
английский  перевод  под  заглавием:  "Aphorisms  of  the  Yoga   etc.".
Монографии: Paul, "On the  Yoga  philosophy"  (3  изд.,  Бомбей,  1888);
Markus, "Die Yoga Philosophie nach dem Rajamartanda" (Галле, 1886).
   С.Булич.
   Йокай (Мавр Jokay) - знаменитый венгерский романист, пятидесятилетний
литературный  юбилей  которого  отпразднован  в  1894  г.  с   особенною

Страницы: «« « 1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196   1197  1198   1199   1200   1201   1202   1203   1204   1205   1206   1207  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь