|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1220 1221 1222 1223 1224 1225 1226 1227 1228 1229 1230 1231 1232 1233 1234 1235 1236 1237 1238 » »» крестьян 49 т. дес., у частных владельцев 18 т. дес. Лесной площади у
крестьян 12 т., у владельцев - 57 т. дес. По наблюдениям за 10 лет, в К.
уезде собственного хлеба не хватает на продовольствие населения, так
как, за вычетом на посев, остаток всех зерновых хлебов (включая и овес)
и гороха составляет всего 7,8 пуда на душу. Взрослых рабочих 16292 чел.;
хлебопашеством занято из них 15152 чел. Годовой прирост, не считая
города, 1,1%. В 1892 г. общий оборот всех фабрик и заводов доходил до 5
милл. руб.; главные производства - пеньковое, хлопчатобумажное,
винокуренное. Мелкими промыслами занимались крестьяне, в числе 1352
чел.; на промыслы уходило 8239 чел. Торговых предприятий 286. Земских
доходов на 1894 г. предвиделось 89956 р., в том числе с недвижимых
имуществ 70629 р., а расходов - 93207 р. (разница пополняется свободным
остатком), в том числе на народное образование 7298 р., на врачебную
часть 6710 р. Начальных школ (1892) было 61, обучалось в них 1147 мальч.
и 370 девоч. Врачей 2, фельдшеров 3, 3 повивальн. бабки; обращалось за
врачебной помощью 7816 чел.
Н. Кудрявцев.
Калым - слово это у всех русских инородцев монгольского и тюркского
происхождения означает плату за невесту, выкуп, платимый женихом. Корни
этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта, и факт
установки его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех
народов, не исключая и славян. По мере того, как другие формы заключения
брака вытесняли у того или другого народа покупку невест, выкуп сводился
к одному лишь символическому обряду. Так в малорусской свадьбе
символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную
роль. В вост. губ. сохранился и сам обычай уплаты К. под именем кладки,
запроса, настола, столовых денег, поневестных; но деньги эти обыкновенно
идут на приданное и на свадьбу. Первоначально К. обращался в
исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал
делиться между ними и самой невестой и, наконец, поступать в полную
собственность последней. У различных русских инородцев существуют все
эти три формы. Так, у бурят К. поступает всецело в пользу родителей
невесты. У башкир часть К. принадлежит невесте, которая может
вытребовать его судом, но обыкновенно принято его оставлять отцу. У
казанских татар К. всецело обращается на приданное невесте; тоже у
ахалцихских армян, у которых К. называется хаасен. Обычай продажи
невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту
называется у черкесов К., у осетин - ирад, у ингилойцев - мелче, у
аварских горцев - магори, у татар - кебин. Вопрос о размерах К. имеет
здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие
вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при
господстве обычая кровавой мести, частью влечет за собой кровавые
столкновения между целыми родами. Поэтому общественные власти стремятся
установить минимальный размер К. Так, в 1866 г. собрались во
Владикавказе представители тр„х сословий сев. Осетии и установили норму
К. в 200 р.; в 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором
назначили максимальную норму К. в 105 р., а равно определили размеры
свадебных угощений и постановили подвергать штрафам тех родителей
невесты, принявших по уплате К., какие бы то ни было подарки. В Осетии
таугарцы платят родителям невесты только 100 р., а другие 100 р.
родители, согласно постановлению шариата, записывают в пользу невесты в
накях (брачный контракт), чтобы, в случае развода, она могла получить
эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане
записывают в накях только 50 р., у осетин же христиан родители до сих
пор берут весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин,
салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. К. или совершенно
пал, будучи замен„н кебинхакком, т.е. брачным договором, в котором жених
обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дош„л до
минимальной цифры (20 фн. пшеницы, 1 р. денег и т.п.), при которой акт
платежа К. имеет уже скорее характер символического обряда. См. Малинин,
"О свадебных платежах у кавказских горцев" ("Этнографич. Обозр.", 1890
г., ј 3) Кальдера (по исп. значит котел) - так часто называют
внутренность кратера.
Кальдерон де ла Барка (Don-Pedro Calderon de la Barca Henao у Niano)
- знаменитый исп. драматург, род. 17 января 1600 г. в Мадрите.
Первоначальное образование он получил в иезуитской школе, сообщившей ему
религиозное направление. Здесь, тринадцати лет от роду, он написал свое
первое драматическое произведение: "Небесная Колесница". В саламанкском
унив. К. изучал каноническое право, богословие и схоластическую
философию. В 1622 г. он принимал участие в поэтическом состязании в
честь канонизации св. Исидора и получил первую премию. По словам самого
К., это заставило его окончательно бросить право и обратиться к поэзии.
Поступив в военную службу, он участвовал в походах, не переставая в тоже
время заниматься литературой. К периоду его военной службы относятся
некоторые из его лучших пьес, напр. "Врач своей чести" и "Жизнь есть
сон". В 1635 г., по смерти Лопе де Веги, он был назначен придворным
драматургом и пользовался исключительным вниманием Филиппа IV. В 1651 г.
он принял духовный сан и вступил в члены религиозного братства, в 1653
г. получил место священника в Толедо, а в 1663 г. был назначен
капелланом при особе короля; эту должность он занимал до самой смерти, в
1681 г. Духовный сан нисколько не мешал К., как и Лопе де Веге; он писал
для театра и даже присутствовал при представлении своих пьес; только с
1651 г. он писал не для народной сцены, а для придворных спектаклей и
религиозных торжеств. В виду того, что книгопродавцы спекулировали
именем К. и приписывали ему пьесы других авторов, герц. Верагунский
обратился в 1680 г. к К. с просьбой перечислить все им написанное. В
своем ответе К. признал своими 73 духовных и 108 светских пьес. В
духовных драмах К., которые он ценил выше всех остальных своих
произведений, весьма удачно схвачены вся поэтическая сторона и все
суеверие католицизма; особенно характеристична одна из популярнейших
драм К.
- "Поклонение Кресту", в которой проводится мысль, что вера в силу
св. Креста достаточна для спасения человека, какие бы злодейства он ни
совершил. Сюжет другой знаменитой духовной драмы К. : "Чудный
чародей"(Еl Magico Prodigioso) заимствован из легенды о св. Киприане, в
основе которой лежит древнее восточное сказание о договоре человека с
дьяволом. На этом основании многие критики называют героя пьесы
испанским Фаустом и даже пытаются сравнивать его с "Фаустом" Гете. На
самом деле сравнение это интересно не по сходству, а разве по
противоположности обоих типов. Испанский Фауст томится жаждой любви, а
Страницы: «« « 1220 1221 1222 1223 1224 1225 1226 1227 1228 1229 1230 1231 1232 1233 1234 1235 1236 1237 1238 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |