Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1220   1221   1222   1223   1224   1225   1226   1227   1228  1229   1230   1231   1232   1233   1234   1235   1236   1237   1238  » »»

крестьян 49 т. дес., у частных владельцев 18 т. дес.  Лесной  площади  у
крестьян 12 т., у владельцев - 57 т. дес. По наблюдениям за 10 лет, в К.
уезде собственного хлеба не хватает  на  продовольствие  населения,  так
как, за вычетом на посев, остаток всех зерновых хлебов (включая и  овес)
и гороха составляет всего 7,8 пуда на душу. Взрослых рабочих 16292 чел.;
хлебопашеством занято из них  15152  чел.  Годовой  прирост,  не  считая
города, 1,1%. В 1892 г. общий оборот всех фабрик и заводов доходил до  5
милл.  руб.;  главные  производства   -   пеньковое,   хлопчатобумажное,
винокуренное. Мелкими промыслами  занимались  крестьяне,  в  числе  1352
чел.; на промыслы уходило 8239 чел. Торговых  предприятий  286.  Земских
доходов на 1894 г. предвиделось 89956  р.,  в  том  числе  с  недвижимых
имуществ 70629 р., а расходов - 93207 р. (разница пополняется  свободным
остатком), в том числе на народное образование  7298  р.,  на  врачебную
часть 6710 р. Начальных школ (1892) было 61, обучалось в них 1147 мальч.
и 370 девоч. Врачей 2, фельдшеров 3, 3 повивальн. бабки;  обращалось  за
врачебной помощью 7816 чел.
   Н. Кудрявцев.
   Калым - слово это у всех русских инородцев монгольского  и  тюркского
происхождения означает плату за невесту, выкуп, платимый женихом.  Корни
этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта, и  факт
установки его в ту  или  иную  эпоху  может  быть  установлен  для  всех
народов, не исключая и славян. По мере того, как другие формы заключения
брака вытесняли у того или другого народа покупку невест, выкуп сводился
к  одному  лишь  символическому  обряду.  Так  в   малорусской   свадьбе
символический обряд выкупа невесты  играет  едва  ли  не  первостепенную
роль. В вост. губ. сохранился и сам обычай уплаты К. под именем  кладки,
запроса, настола, столовых денег, поневестных; но деньги эти обыкновенно
идут  на  приданное  и  на  свадьбу.  Первоначально   К.   обращался   в
исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал
делиться между ними и самой невестой  и,  наконец,  поступать  в  полную
собственность последней. У различных русских  инородцев  существуют  все
эти три формы. Так, у бурят К.  поступает  всецело  в  пользу  родителей
невесты.  У  башкир  часть  К.  принадлежит   невесте,   которая   может
вытребовать его судом, но обыкновенно  принято  его  оставлять  отцу.  У
казанских татар К. всецело  обращается  на  приданное  невесте;  тоже  у
ахалцихских армян,  у  которых  К.  называется  хаасен.  Обычай  продажи
невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту
называется у черкесов К., у осетин -  ирад,  у  ингилойцев  -  мелче,  у
аварских горцев - магори, у татар - кебин. Вопрос о  размерах  К.  имеет
здесь большое  значение,  так  как  при  чрезмерной  высоте  его  многие
вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это  при
господстве обычая  кровавой  мести,  частью  влечет  за  собой  кровавые
столкновения между целыми родами. Поэтому общественные власти  стремятся
установить  минимальный  размер  К.  Так,  в  1866   г.   собрались   во
Владикавказе представители тр„х сословий сев. Осетии и установили  норму
К. в  200  р.;  в  1879  г.  депутаты  ингушей  общественным  приговором
назначили максимальную норму К. в 105 р.,  а  равно  определили  размеры
свадебных  угощений  и  постановили  подвергать  штрафам  тех  родителей
невесты, принявших по уплате К., какие бы то ни было подарки.  В  Осетии
таугарцы платят родителям  невесты  только  100  р.,  а  другие  100  р.
родители, согласно постановлению шариата, записывают в пользу невесты  в
накях (брачный контракт), чтобы, в случае развода,  она  могла  получить
эти  деньги  в  свою  полную  собственность.  Другие  осетины-мусульмане
записывают в накях только 50 р., у осетин же христиан  родители  до  сих
пор берут весь выкуп в  свою  пользу.  У  дагестанских  горцев,  лезгин,
салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др.  К.  или  совершенно
пал, будучи замен„н кебинхакком, т.е. брачным договором, в котором жених
обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дош„л до
минимальной цифры (20 фн. пшеницы, 1 р. денег и т.п.), при  которой  акт
платежа К. имеет уже скорее характер символического обряда. См. Малинин,
"О свадебных платежах у кавказских горцев" ("Этнографич.  Обозр.",  1890
г.,  ј  3)  Кальдера  (по  исп.  значит  котел)  -  так  часто  называют
внутренность кратера.
   Кальдерон де ла Барка (Don-Pedro Calderon de la Barca Henao у  Niano)
-  знаменитый  исп.  драматург,  род.  17  января  1600  г.  в  Мадрите.
Первоначальное образование он получил в иезуитской школе, сообщившей ему
религиозное направление. Здесь, тринадцати лет от роду, он написал  свое
первое драматическое произведение: "Небесная Колесница". В  саламанкском
унив.  К.  изучал  каноническое  право,  богословие   и   схоластическую
философию. В 1622 г. он принимал  участие  в  поэтическом  состязании  в
честь канонизации св. Исидора и получил первую премию. По словам  самого
К., это заставило его окончательно бросить право и обратиться к  поэзии.
Поступив в военную службу, он участвовал в походах, не переставая в тоже
время заниматься литературой. К периоду  его  военной  службы  относятся
некоторые из его лучших пьес, напр. "Врач своей  чести"  и  "Жизнь  есть
сон". В 1635 г., по смерти Лопе де  Веги,  он  был  назначен  придворным
драматургом и пользовался исключительным вниманием Филиппа IV. В 1651 г.
он принял духовный сан и вступил в члены религиозного братства,  в  1653
г. получил  место  священника  в  Толедо,  а  в  1663  г.  был  назначен
капелланом при особе короля; эту должность он занимал до самой смерти, в
1681 г. Духовный сан нисколько не мешал К., как и Лопе де Веге; он писал
для театра и даже присутствовал при представлении своих пьес;  только  с
1651 г. он писал не для народной сцены, а для  придворных  спектаклей  и
религиозных торжеств.  В  виду  того,  что  книгопродавцы  спекулировали
именем К. и приписывали ему  пьесы  других  авторов,  герц.  Верагунский
обратился в 1680 г. к К. с просьбой перечислить  все  им  написанное.  В
своем ответе К. признал своими  73  духовных  и  108  светских  пьес.  В
духовных  драмах  К.,  которые  он  ценил  выше  всех  остальных   своих
произведений, весьма удачно  схвачены  вся  поэтическая  сторона  и  все
суеверие католицизма; особенно  характеристична  одна  из  популярнейших
драм К.
   - "Поклонение Кресту", в которой проводится мысль, что  вера  в  силу
св. Креста достаточна для спасения человека, какие бы злодейства  он  ни
совершил.  Сюжет  другой  знаменитой  духовной  драмы   К.   :   "Чудный
чародей"(Еl Magico Prodigioso) заимствован из легенды о св. Киприане,  в
основе которой лежит древнее восточное сказание о  договоре  человека  с
дьяволом.  На  этом  основании  многие  критики  называют  героя   пьесы
испанским Фаустом и даже пытаются сравнивать его с  "Фаустом"  Гете.  На
самом  деле  сравнение  это  интересно  не  по  сходству,  а  разве   по
противоположности обоих типов. Испанский Фауст томится жаждой  любви,  а

Страницы: «« « 1220   1221   1222   1223   1224   1225   1226   1227   1228  1229   1230   1231   1232   1233   1234   1235   1236   1237   1238  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь