Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1231   1232   1233   1234   1235   1236   1237   1238   1239  1240   1241   1242   1243   1244   1245   1246   1247   1248   1249  » »»

первый раз знаменитым Леонардо да Винчи, но действительный  изобретатель
настоящей  К.  обскуры  с  выпуклым  стеклом  есть  Порта.  Изображения,
составляемые таким стеклом, которое может  иметь  значительные  размеры,
гораздо светлее чем в камере с малым отверстием, пропускающим лишь очень
небольшое количество света. Причина составления изображения в  камере  с
простым отверстием состоит в том, что цветные лучи, идущие от  некоторой
части предмета через отверстие темной комнаты достигая стены образуют на
ней того же цвета пятно, имеющее форму отверстия: бесчисленное множество
таких маленьких пятен, лежащих одно около другого, образуют  изображение
предмета,  опрокинутое,  потому  что  лучи,  идущие  от  верхнего   края
предмета, поместятся на стене всего  ниже,  а  идущие  от  нижнего  края
предмета составят, напротив, верх изображения. Изображение, составляемое
оптическим стеклом, также будет опрокинутое. Если задняя стенка К. будет
стеклянная матовая, то на ней будет видно изображение. В наше  время  К.
обскура имеет обширнейшее применение в светописи; для этой  цели  вместо
простого выпуклого стекла употребляется более или менее сложная  система
стекол,  составляющая  так  назыв.  объектив  фотографический  (впрочем,
фотографическая  камера  м.  б.  устроена  и  без  стекла,  но  с  малым
отверстием  в  непрозрачной  пластинке.  По  малому  количеству   света,
проникающему через  такое  отверстие  в  камеру,  фотографирование  ид„т
медленно). Вместо выпуклого стекла может служить прямоугольная призма, в
которой две плоские  грани  (катеты)  заменены  выпуклыми  (сферическими
отрезками); лучи, попадающие на одну из таких граней, доходят до плоской
грани гипотенузы,  и  после  отражения  от  нее,  выходят  через  другую
выпуклую грань, и в некотором от нее  расстоянии  образуют  изображение,
которое может быть принято на бумагу. Весь  прибор  имеет  вид  треноги,
наверху которой находится призма вышеописанного устройства, по средине -
полка с листом бумаги; вся тренога,  кроме  стекла,  завешена  темной  и
непрозрачной материей.  К.  обскура  в  таком  виде  может  служить  для
рисования, по крайней мере в некоторых случаях.
   К. клара может быть получена из К. обскуры  с  обыкновенным  выпуклым
стеклом, если лучи, проходящие  через  него  в  камеру,  будут  отражены
обыкновенным плоским зеркалом  вверх  на  матовое  стекло,  вделанное  в
верхнюю  крышку  ящика  и  полузакрытое  с  трех  сторон.   Изображение,
составляющееся на матовом стекле светлее, чем в К. обскуре с бумагой. На
матовое стекло  можно  наложить  прозрачную  бумагу,  на  которой  можно
рисовать. Употребляется редко.
   К. люцида тоже может служить для рисования и  по  своей  переносности
удобнее предыдущих. Она не составляет собственно камеры,  а  состоит  из
стеклянной призмы маленьких размеров  с  полным  внутренним  отражением;
глядя в эту призму сверху можно видеть  изображение  внешних  предметов.
Перемещая глаз, можно им видеть лист бумаги, располагаемый под призмой и
движения карандаша, которым наблюдатель и  рисует  на  этой  бумаге.  К.
люцида может служить для  рисования  изображений  предметов,  видимых  в
микроскоп  в  тех  случаях,  когда  почему-нибудь  нельзя   пользоваться
приспособлением   фотографической   К.   для    получения    светописных
изображений. Употребление К. люциды требует некоторого навыка, но вообще
она, как и К. других видов, может служить только для очерчивания,  а  не
для настоящего рисования.
   Ф. Петрушевский.
   Камерная  музыка  -  предназначается  для  исполнения   в   небольших
помещениях, почему число исполнителей (инструментальных  или  вокальных)
весьма ограничено, инструменты выбираются не особенно сильные по  звуку,
напр. струнные (квартеты,  квинтеты,  секстеты,  октеты),  гораздо  реже
духовые деревянные (квинтет Моцарта для кларнета со струнными, op.  180,
квинтет Бетховена для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота, валторны, op.
16, его же септет es-dur для фортепиано, скрипки или альта,  виолончели,
контрабаса, кларнета, фагота, валторны). К.  музыка  развилась  рядом  с
оркестровой с XVI  ст.  и  тяготела  более  к  инструментальной,  чем  к
вокальной музыке. Эта отрасль музыкального искусства, требующая  тонкого
знания форм, гармонии, контрапункта, выработалась в более позднее время,
под влиянием величайших музыкальных гениев. В особенности при  Бетховене
струнная К. или так называемая квартетная музыка достигла апогея  своего
развития. После Бетховена К. музыку писали  Шуберт,  Мендельсон,  Шуман,
Брамс,  Сен-Санс  и  др.  В  России  в  этой  области  работали  Глинка,
Рубинштейн,   Чайковский,   Бородин,   Афанасьев,    КастриотСкандербек,
Римский-Корсаков, Глазунов, Танеев, Аренский, Направник. Для поддержания
этого искусства неоднократно назначались в СПб. конкурсы Имп. Рус.  Муз.
Обществом и обществом К. музыки, к этой области относятся также  романсы
для пения, небольшие  фортепианные  пьесы,  сонаты  для  фортепиано  или
фортепиано  и  струнного  инструмента.  Исполнение  К.   музыки   должно
отличаться большой тонкостью, детальностью.
   Н. С.
   Камертон (diapason, Stimmgabel,  tuning-fork)  служит  для  получения
простого тона постоянной и определенной высоты. В этом  заключается  его
важное значение и в физике, и в музыке. Приготовляется он обыкновенно из
стали и имеет вид вилки  с  двумя  совершенно  одинаковыми  зубцами  или
ветвями. Число (N) колебаний К., в зависимости от  его  размеров,  может
быть вычислено по формуле

   в которой е есть толщина ветви, a L - ее длина. Итак, число колебаний
К. в 1 секунду пропорционально толщине, обратно пропорционально квадрату
длины его ветвей и не зависит от  их  ширины  (считаемой  в  направлении
перпендикулярном к плоскости  колебаний).  В  предыдущей  формуле,  если
размеры выражать сантиметрами, постоянная величина К. может быть принята
для стального К. равной 82000.
   Высота  звука  К.  зависит  кроме  того,  хотя  и  незначительно,  от
температуры, поэтому температура, при которой К. настроен,  должна  быть
известна. Кениг (Koenig),  известный  парижский  фабрикант  акустических
приборов,  настраивает  свои  К.  для  20ё  Ц.  (обыкновенной  комнатной
температуры). По его  наблюдениям,  число  колебаний  К.  уменьшается  с
повышением температуры на 1ё  примерно  на  1  на  каждые  10000  полных
колебаний (за одно полное  колебание  считаются  два  простых  колебания
вперед и назад); так, например, для К. ut3, с 256 двойными колебаниями в
1", изменение на 1((температурный коэффициент) составляет -  0,0286  дв.
колебаний; для К. lа3,  с  435  колебаниями,  температурный  коэффициент
равняется - 0,0486. Хотя звучание К. и сопровождается высшими тонами, но
только вначале; эти высшие тоны быстро прекращаются и остается  слышимым
только  основной  тон.  Для  усиления  основного  тона,  сравнительно  с
высшими, К. иногда привинчивают к резонансному ящику или  приставляют  к

Страницы: «« « 1231   1232   1233   1234   1235   1236   1237   1238   1239  1240   1241   1242   1243   1244   1245   1246   1247   1248   1249  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь