Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1239 1240 1241 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 » »» снабженная всеми приспособлениями благоустроенного курорта. Морские купания с марта или апреля вплоть до ноября; на зиму в К. съезжается до 5000 гостей, преимущественно англичан и русских. К. прославился с тех пор, как в нем поселился лорд Брум (1834), которому поставлен здесь памятник. Канна (Canna L.). - Род растении из семейства канновых. Признаки его те же, что и всего семейства. Это очень изящные большие травы, из которых многие очень высоко ценятся в садоводстве, а С. aedulis разводится ради заключающегося в ее корневище крахмала. В цветоводстве имеется много видов и помесей, нередко описанных за самостоятельные виды. Вот главнейшие. С. indica L. вырастает иногда до 11/2 м. и несет обильные кисти цветов с желтыми лепестками и пестрыми стаминодиями карминового цвета или желтого с карминовыми пятнами. С. irridiflora Ruiz et Pavon бывает еще выше предыдущей - до 21/2 м.; цветы желтые с яркорозовым. С. gigantea Desfontaines не выше 60 стм., лепестки желтые, стаминодии темно-пурпуровые. С. discolor Lindl. - цветы оранжевые, внутри ярко-красные. С. aurantiaca Roscoe, С. limbata, С. Warschewiczii Dietrich, С. Annaei Hort и пр. Виды часто плохо установлены, одни (Горянинов) насчитывают их 66, другие всего 25. Культура этих растении не затруднительна, но она может происходить в наших странах только в парниках или оранжереях. Для получения крепких растений, ради рассадки их в следующем году, сеют весной в парник или в горшки. В начале осени, до морозов, сеянцы, пересаженные на летнее время на открытом воздухе, вынимают из почвы; обрезав листья, растения садят в горшки и сохраняют в умеренном тепле и в сухом месте, напр., в оранжерее. Чаще разводят делением корневища, что производится осенью, а еще лучше весной. К. требуют очень питательной почвы, а летом хорошей поливки. Хорошо поливать их изредка навозной жижей. Растения эти справедливо считаются высоко декоративными. На горках, большими группами, они особенно эффектны, отличаясь своими очень крупными листьями и яркими цветами. В наших странах они очень хорошо растут в цветниках, куда их высаживают только тогда, когда установится настоящее тепло, а в Крыму и за Кавказом также, как и в южн. Европе, они выдерживают и зиму. Литература: Horaninow, "Prodromus monographiae Scitaminearum" (СПб. 1862). Л. Бекетов. Каннелюры или ложки (архит.) - желобки, выдолбленные на стержне колонны, идущие по его длине и представляющие в своем разрезе либо сегмент круга (дорическ. орден), либо полное полукружье (ионическ. и коринфск. ордена). В средние века и в эпоху Возрождения, К. иногда заполнялись на всем своем протяжении, или только в нижней части, выпуклым валиком, или же снабжались лиственным украшением, а так же шли по колонне не в виде прямых вертикальных углублений, но в виде спиралей и зигзагов, обвивающих стержень. А. С-в. Каннибализм или антропофагия, людоедство. Название "каннибалы" произошло от "Каниба" - имени, которым называли Колумбу жители Багамских островов обитателей Гаити, страшных, будто бы, людоедов. Впоследствии название "каннибал" стало равнозначительным антропофагу, хотя, по Гepрера, "canibal" значило собственно "храбрый". О племенах людоедов упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков; у них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) К. был найден и описан у многих народов, во всех частях света (кроме Европы). Достоверно известно, что он практикуется местами и теперь, особенно во внутренней Африке, в Меланезии, на некоторых о-вах Малайского архипелага, в Австралии, во внутренних частях Бразилии, у некоторых народов сев.-зап. Америки. Еще в начале нынешнего и в конце прошлого века К. был распространен и на многих группах о-вов Полинезии, у многих североамериканских индейцев и эскимосов, в южн. Африке и т.д. В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что К. не был чужд и предкам культурных народов; следы его можно констатировать в мифологии греков в преданиях и сказках немцев и славян и т.д. Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития - род болезни, через которую должно было пройти вс„ человечество, все племена, в известный, более или менее отдаленный период их жизни. Такое предположение невозможно доказать; доисторическая археология не дает ему достаточных подтверждений. Правда, были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии, Италии, Франции, даже в некоторых древних могилах или курганах; но, во-первых, следы эти очень редки, недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребений, давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных животных - но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному же раскалыванию или обгладыванию кости человека. Не подлежит, однако, сомнению, что К. прежде был распространен гораздо шире, чем теперь, и что следы употребления человеческого мяса, в смысле непосредственного питания им или в религиозных, суеверных и символических целях, могут быть констатированы у многих народов. Вопрос о причинах, вызвавших людоедство, не разъяснен вполне и по настоящее время; они могли быть различны - то чисто физические, именно голод, то психические, соединенные с известными представлениями. С другой стороны, однажды войдя в употребление, людоедство могло поддерживаться и даже получить более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого этим способом питания. Голод, недостаток в дичи и вообще в мясе - вот, по-видимому, побудительные поводы к людоедству у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых о-вов Полинезии, в Бразилии, хотя и тут мы знаем народы, питающиеся исключительно растительной пищей. Местами, в известное время года население (напр., первобытные дикари Австралии) вынуждено вообще голодать, и тогда, в особенности если далекие поиски за дичью приводят его к столкновению с другим племенем, павшие и взятые в плен враги легко могут быть употреблены в пищу. Затем, одним из наиболее первобытных мотивов К. должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага, в буквальном смысле этого слова. Примеры такой ярости представляет и история культурных народов, когда разъяренная толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его сердце, легкие и т.д. Среди дикарей такие случаи были констатированы в Страницы: «« « 1239 1240 1241 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |