Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1239   1240   1241   1242   1243   1244   1245   1246   1247  1248   1249   1250   1251   1252   1253   1254   1255   1256   1257  » »»

снабженная  всеми  приспособлениями  благоустроенного  курорта.  Морские
купания с марта или апреля вплоть до ноября; на зиму в К. съезжается  до
5000 гостей, преимущественно англичан и русских. К.  прославился  с  тех
пор, как в нем поселился лорд  Брум  (1834),  которому  поставлен  здесь
памятник.
   Канна (Canna L.). - Род растении из семейства канновых. Признаки  его
те же, что и всего  семейства.  Это  очень  изящные  большие  травы,  из
которых  многие  очень  высоко  ценятся  в  садоводстве,  а  С.  aedulis
разводится ради заключающегося в ее корневище крахмала.  В  цветоводстве
имеется много видов и  помесей,  нередко  описанных  за  самостоятельные
виды. Вот главнейшие. С. indica L. вырастает иногда до 11/2 м.  и  несет
обильные кисти цветов  с  желтыми  лепестками  и  пестрыми  стаминодиями
карминового цвета или желтого с карминовыми пятнами. С. irridiflora Ruiz
et Pavon бывает еще выше  предыдущей  -  до  21/2  м.;  цветы  желтые  с
яркорозовым. С. gigantea Desfontaines не выше 60 стм., лепестки  желтые,
стаминодии темно-пурпуровые.  С.  discolor  Lindl.  -  цветы  оранжевые,
внутри ярко-красные. С. aurantiaca Roscoe, С. limbata, С.  Warschewiczii
Dietrich, С. Annaei Hort  и  пр.  Виды  часто  плохо  установлены,  одни
(Горянинов) насчитывают их 66, другие всего 25. Культура  этих  растении
не затруднительна, но она может происходить в  наших  странах  только  в
парниках или оранжереях. Для получения крепких растений,  ради  рассадки
их в следующем году, сеют весной в парник или в горшки. В начале  осени,
до морозов, сеянцы, пересаженные на летнее время  на  открытом  воздухе,
вынимают из почвы; обрезав листья, растения садят в горшки и сохраняют в
умеренном тепле и в сухом  месте,  напр.,  в  оранжерее.  Чаще  разводят
делением корневища, что производится осенью,  а  еще  лучше  весной.  К.
требуют  очень  питательной  почвы,  а  летом  хорошей  поливки.  Хорошо
поливать их изредка навозной жижей. Растения эти  справедливо  считаются
высоко  декоративными.  На  горках,  большими  группами,  они   особенно
эффектны, отличаясь своими очень крупными листьями и яркими  цветами.  В
наших странах они очень хорошо растут в цветниках,  куда  их  высаживают
только тогда, когда установится настоящее тепло, а в Крыму и за Кавказом
также, как и в южн. Европе, они выдерживают и зиму.

   Литература: Horaninow, "Prodromus monographiae  Scitaminearum"  (СПб.
1862).
   Л. Бекетов.
   Каннелюры или ложки  (архит.)  -  желобки,  выдолбленные  на  стержне
колонны, идущие по его длине  и  представляющие  в  своем  разрезе  либо
сегмент круга (дорическ. орден), либо  полное  полукружье  (ионическ.  и
коринфск. ордена). В средние века  и  в  эпоху  Возрождения,  К.  иногда
заполнялись на  всем  своем  протяжении,  или  только  в  нижней  части,
выпуклым валиком, или же снабжались лиственным украшением, а так же  шли
по колонне не в виде прямых вертикальных углублений, но в виде  спиралей
и зигзагов, обвивающих стержень.
   А. С-в.
   Каннибализм  или  антропофагия,  людоедство.   Название   "каннибалы"
произошло от "Каниба" - имени, которым называли Колумбу жители Багамских
островов обитателей Гаити, страшных, будто  бы,  людоедов.  Впоследствии
название  "каннибал"  стало  равнозначительным  антропофагу,  хотя,   по
Гepрера, "canibal" значило собственно  "храбрый".  О  племенах  людоедов
упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков;
у них же встречаются  указания  на  случаи  людоедства  и  у  культурных
народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) К. был  найден  и
описан у многих народов, во всех частях света (кроме Европы). Достоверно
известно, что он практикуется местами и теперь, особенно  во  внутренней
Африке,  в  Меланезии,  на  некоторых  о-вах  Малайского  архипелага,  в
Австралии, во внутренних частях Бразилии, у некоторых народов  сев.-зап.
Америки. Еще  в  начале  нынешнего  и  в  конце  прошлого  века  К.  был
распространен  и  на  многих   группах   о-вов   Полинезии,   у   многих
североамериканских индейцев и эскимосов, в южн. Африке и т.д.  В  мифах,
преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то,  что  К.
не был чужд и предкам культурных народов; следы его можно констатировать
в мифологии греков  в  преданиях  и  сказках  немцев  и  славян  и  т.д.
Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство  характеризует
собой одну из стадий развития - род болезни, через которую  должно  было
пройти вс„ человечество, все  племена,  в  известный,  более  или  менее
отдаленный период их жизни.  Такое  предположение  невозможно  доказать;
доисторическая археология не дает ему достаточных подтверждений. Правда,
были  замечены  как  будто  некоторые  следы  людоедства  в   отложениях
каменного века (пещерах) Бельгии,  Италии,  Франции,  даже  в  некоторых
древних могилах или курганах; но,  во-первых,  следы  эти  очень  редки,
недостаточно    явственны    и    некоторыми    признаются    совершенно
неубедительными, а во-вторых, известно много пещер  и  мест  погребений,
давших  обильные  остатки  каменного  века,  в  том  числе   и   остатки
человеческой трапезы, расколотые и иногда  обглоданные  кости  различных
животных - но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному
же раскалыванию или обгладыванию кости человека.  Не  подлежит,  однако,
сомнению, что К. прежде был распространен гораздо шире,  чем  теперь,  и
что следы употребления человеческого мяса,  в  смысле  непосредственного
питания им или в религиозных, суеверных  и  символических  целях,  могут
быть констатированы у  многих  народов.  Вопрос  о  причинах,  вызвавших
людоедство, не разъяснен вполне и по настоящее  время;  они  могли  быть
различны  -  то  чисто  физические,  именно   голод,   то   психические,
соединенные с известными  представлениями.  С  другой  стороны,  однажды
войдя в употребление, людоедство могло поддерживаться  и  даже  получить
более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого  этим
способом питания. Голод, недостаток в  дичи  и  вообще  в  мясе  -  вот,
по-видимому, побудительные поводы  к  людоедству  у  пешересов  Огненной
Земли, у жителей некоторых о-вов Полинезии, в Бразилии, хотя  и  тут  мы
знаем народы, питающиеся исключительно растительной  пищей.  Местами,  в
известное время года население  (напр.,  первобытные  дикари  Австралии)
вынуждено вообще голодать, и тогда, в особенности если далекие поиски за
дичью приводят его к столкновению с другим племенем, павшие и  взятые  в
плен враги легко могут быть употреблены в пищу. Затем, одним из наиболее
первобытных  мотивов  К.  должна  быть  признана  ярость,  инстинктивное
желание уничтожить врага, в буквальном смысле этого слова. Примеры такой
ярости представляет и  история  культурных  народов,  когда  разъяренная
толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его
сердце, легкие и т.д. Среди дикарей такие случаи были  констатированы  в

Страницы: «« « 1239   1240   1241   1242   1243   1244   1245   1246   1247  1248   1249   1250   1251   1252   1253   1254   1255   1256   1257  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь