Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1240 1241 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 » »» разных странах и в различные эпохи. Слепая ярость осмысливается, впоследствии, представлением, что съедением врага последний совершенно уничтожается или что его дух переходит в дух его победителя, да„т ему новую силу и храбрость. Вследствие этого съедаются преимущественно известные части тела: глаза, сердце, печень, мозг, или пьется кровь и т.д., в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая тело сила. У некоторых народов убивались и съедались старики, чтобы душа их не умерла вместе с телом пут„м постепенной дряхлости, а продолжала бы жить в их потомках и сородичах. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди; даже в Греции показывались могилы Зевса, Дионисия, Афродиты и т.д. Поэтому воплощенный бог или жрец его, а также царь у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти ещ„ в полной силе в души других смертных. Впоследствии, вместо царя или бога, в жертву стали приноситься другие лица. У семитов, в важных случаях, приносился иногда в жертву, для блага народа, царский сын; обычай принесения в жертву первенцев существовал у многих народов. В таинствах Митры приносился в жертву мальчик, тело которого потом съедалось всеми присутствовавшими; у ацтеков Мексики также был религиозный обычай съедания бога, который чествовался в течение года в образе красивого юноши. Позже съедание бога заменяется съеданием посвященного ему животного или хлеба, которому прида„тся иногда человекообразная форма (как и теперь ещ„ кое-где в Европе, после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У многих дикарей людоедство заключает в себе нечто религиозное, таинственное и совершается ночью, при участии жрецов или шаманов и т.д. У других диких или варварских народов оно превращается просто в обжорство, для удовлетворения которого предпринимаются набеги на соседние племена с целью захвата пленных. Такие племена каннибалов часто, в культурном отношении, стоят выше их окружающих, напр., монбутту тропической восточной Африки или жители о-вов Фиджи. Когда путешественник Шейнфурт гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось от европейца, так как королю было известно, что белые относятся к этому обычаю с отвращением. В настоящее время людоедство в больших размерах существует только во внутренней Африке и кое-где в Меланезии, преимущественно, следовательно, у т„мнокожих и курчавоволосых плем„н. Надо думать, что в скором времени, с распространением европейских колоний, людоедство окончательно исчезнет, и от него останутся только следы - в народных мифах, преданиях и верованиях. Ср. Andree, "Die anthropophagie" (Л., 1887); Воеводский, "К. в греческих мифах" (СПб., 1874); Schaffhausen, в "Archiv fur Anthropologie" (т. IV); Bergemann, "Die Verbreitung der Anthropophagie" (1893); Fraser, "The Golden Rough. A study in comparative Religion" (Л., 1890), а также многие путешествия и общие этнологические сочинения Леббока, Тэйлора, Летурно, Бастиана и др. Д. А. Канниццаро (Станислав Cannizzaro) - итал. химик, род. в 1826 г., изучал химию в Пизе под руководством Пириа, ассистентом которого сделался в 1847 г. К., вследствие политических событий, вынужден был удалиться в Париж, потом был профессором в Генуе, Палермо, Риме; в 1871 г. сделан был сенатором. К. открыл бензильный алкоголь и цианамид, известен также своими исследованиями сантонина, но крупнейшие заслуги принадлежат К. в сфере общетеоретических воззрений по химии, где, благодаря ему, утвердились так называемые жераровские веса атомов. В таблице эквивалентов, предложенной Жераром, соотношения между атомными весами многих элементов были неправильны: изменив атомные веса кислорода, серы, углерода и приведя формулы органических соединений в соответствие с требованием двухобъемности в парообразном состоянии, Жерар, за недостатком летучих соединений, не мог твердо установить атомные веса металлов, а потому для них довольствовались эквивалентами. Заслуга указания необходимых дополнений к системе атомных весов Жерара, равно как путей для уничтожения встречающихся противоречий принадлежит К. Он предложил удвоить атомные веса всех металлов, кроме щелочных и серебра, основываясь частью на данных Реньо теплоемкостях металлов, частью на плотностях пара, напр. металлорганических соединений ртути и цинка, частью на химических соображениях, напр. на отсутствии для бария и магния способности образовать кислые соли. Новые атомные веса, предложенные К. на международном съезде естествоиспытателей в Карлсруэ, в сентябре 1860 г., на котором он явился главой последователей Жерара, в большинстве случаев остались без изменения поныне (см. статью Д.И. Менделеева об этом конгрессе в "СПб. Ведом." 1860 г.). Из немногочисленных сочинений К. переведены на русск. яз. П.П. Алексеевым: "Обзор развития понятий об атоме, частице и эквиваленте и различных систем формул" (Киев, 1873) и "О пределах и форме теоретического преподавания химии" (в "Киевск. Унив. Изв.", 1873 г.. ј 6). Ср. Н. Меншуткин "Очерк развития химических воззрений" (СПб. 1888, гл. XV). Канны (Cannae) - древний город в Апулии, на р. Ауфиде. Ганнибал разбил здесь римлян в 216 г. до Р. Хр. Битва происходила на вост., правом берегу Ауфиды; карфагенянам доставила победу их конница. Поражение римлян было полное, их армия была почти истреблена. Пали консул Л. Павел Эмилий, бывший консул Гн. Сервилий, бывший консул и диктатор М. Минуций, два квестора, 29 военных трибунов и более 48000 воинов; на поле битвы, в городе К. и в лагере карфагеняне взяли в плен до 20000 римлян. Точное определение места битвы вызвало много споров между учеными. Ср. Sturenberg, "De Romanorum cladibus Trasimena et Cannensi" (Лпц., 1883); Reusch, "Die Schlacht bei Cannae" (Альткирх, 1888); Solbisky, "Die Schlacht bei Cannae" (Веймар, 1888). Канова (Антонио Canova) - самый значительный из итальянских скульпторов новейшего времени, род. 1 ноября 1767 г. Сын бедняка-каменотеса, он рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможность учиться ваянию. Имея всего 16-ть лет от роду, К. исполнил для своего покровителя статуи Евридики и Орфея, а в 1779 г., для венецианского патриция Пизано, группу: "Дедал и Икар". В следующем году он отправился в Рим, где знакомство с классическими памятниками скульптуры быстро развило его врожденные артистические способности. Вскоре молодой художник занял выдающееся место среди тогдашних ваятелей, и известность его росла с появлением каждого нового его произведения, распространяясь далеко и за пределы Италии. Со всех сторон, от царственных особ и вельмож, сыпались к нему заказы. Папа Пий VII, в 1880 г., сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон I пригласил его, в 1802 г., в Париж, для приготовления Страницы: «« « 1240 1241 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |