Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1240   1241   1242   1243   1244   1245   1246   1247   1248  1249   1250   1251   1252   1253   1254   1255   1256   1257   1258  » »»

разных  странах  и  в  различные  эпохи.  Слепая  ярость  осмысливается,
впоследствии, представлением, что съедением врага  последний  совершенно
уничтожается или что его дух переходит в дух его  победителя,  да„т  ему
новую силу  и  храбрость.  Вследствие  этого  съедаются  преимущественно
известные части тела: глаза, сердце, печень, мозг, или  пьется  кровь  и
т.д., в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая  тело
сила. У некоторых народов убивались и съедались старики, чтобы  душа  их
не умерла вместе с телом пут„м постепенной дряхлости,  а  продолжала  бы
жить в их потомках и сородичах. Первобытный  человек  не  мог  дойти  до
представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди;  даже  в
Греции показывались могилы Зевса,  Дионисия,  Афродиты  и  т.д.  Поэтому
воплощенный  бог  или  жрец  его,  а  также  царь  у  некоторых  народов
убивались, дабы их души могли перейти ещ„ в полной силе  в  души  других
смертных. Впоследствии, вместо царя или бога, в жертву стали приноситься
другие лица. У семитов, в важных случаях, приносился  иногда  в  жертву,
для блага народа, царский сын;  обычай  принесения  в  жертву  первенцев
существовал у многих народов. В  таинствах  Митры  приносился  в  жертву
мальчик,  тело  которого  потом  съедалось  всеми  присутствовавшими;  у
ацтеков Мексики также был  религиозный  обычай  съедания  бога,  который
чествовался в течение года в образе красивого юноши. Позже съедание бога
заменяется съеданием посвященного  ему  животного  или  хлеба,  которому
прида„тся иногда человекообразная форма (как  и  теперь  ещ„  кое-где  в
Европе, после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У  многих  дикарей
людоедство  заключает  в  себе   нечто   религиозное,   таинственное   и
совершается ночью, при участии жрецов или шаманов и т.д. У других  диких
или  варварских  народов  оно  превращается  просто  в  обжорство,   для
удовлетворения которого предпринимаются набеги  на  соседние  племена  с
целью захвата пленных. Такие  племена  каннибалов  часто,  в  культурном
отношении,  стоят  выше  их  окружающих,  напр.,  монбутту   тропической
восточной Африки или жители о-вов Фиджи. Когда  путешественник  Шейнфурт
гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось  от  европейца,
так как королю было известно, что  белые  относятся  к  этому  обычаю  с
отвращением. В настоящее время людоедство в больших размерах  существует
только во внутренней Африке  и  кое-где  в  Меланезии,  преимущественно,
следовательно, у т„мнокожих и курчавоволосых плем„н. Надо думать, что  в
скором  времени,  с  распространением  европейских  колоний,  людоедство
окончательно исчезнет, и от него останутся только  следы  -  в  народных
мифах, преданиях и верованиях. Ср.  Andree,  "Die  anthropophagie"  (Л.,
1887); Воеводский, "К. в греческих мифах" (СПб., 1874); Schaffhausen,  в
"Archiv fur Anthropologie" (т.  IV);  Bergemann,  "Die  Verbreitung  der
Anthropophagie"  (1893);  Fraser,  "The  Golden  Rough.   A   study   in
comparative Religion" (Л., 1890), а также  многие  путешествия  и  общие
этнологические сочинения Леббока, Тэйлора, Летурно, Бастиана и др.
   Д. А.
   Канниццаро (Станислав Cannizzaro) - итал.  химик,  род.  в  1826  г.,
изучал  химию  в  Пизе  под  руководством  Пириа,  ассистентом  которого
сделался в 1847 г. К., вследствие  политических  событий,  вынужден  был
удалиться в Париж, потом был профессором в Генуе, Палермо, Риме; в  1871
г. сделан был сенатором.  К.  открыл  бензильный  алкоголь  и  цианамид,
известен также своими исследованиями сантонина,  но  крупнейшие  заслуги
принадлежат К.  в  сфере  общетеоретических  воззрений  по  химии,  где,
благодаря ему, утвердились так называемые  жераровские  веса  атомов.  В
таблице эквивалентов, предложенной Жераром, соотношения  между  атомными
весами  многих  элементов  были  неправильны:   изменив   атомные   веса
кислорода, серы, углерода и приведя формулы  органических  соединений  в
соответствие с  требованием  двухобъемности  в  парообразном  состоянии,
Жерар, за недостатком  летучих  соединений,  не  мог  твердо  установить
атомные веса металлов, а потому для них довольствовались  эквивалентами.
Заслуга указания необходимых дополнений к системе атомных весов  Жерара,
равно как путей для уничтожения встречающихся  противоречий  принадлежит
К. Он предложил удвоить атомные веса всех  металлов,  кроме  щелочных  и
серебра, основываясь частью  на  данных  Реньо  теплоемкостях  металлов,
частью на плотностях пара, напр. металлорганических соединений  ртути  и
цинка, частью на химических соображениях, напр. на отсутствии для  бария
и  магния  способности  образовать  кислые  соли.  Новые  атомные  веса,
предложенные К. на международном съезде естествоиспытателей в  Карлсруэ,
в сентябре 1860 г., на котором он явился главой последователей Жерара, в
большинстве случаев остались  без  изменения  поныне  (см.  статью  Д.И.
Менделеева  об  этом  конгрессе   в   "СПб.   Ведом."   1860   г.).   Из
немногочисленных сочинений К. переведены на русск. яз. П.П.  Алексеевым:
"Обзор развития понятий об атоме,  частице  и  эквиваленте  и  различных
систем формул"  (Киев,  1873)  и  "О  пределах  и  форме  теоретического
преподавания химии" (в "Киевск. Унив. Изв.",  1873  г..  ј  6).  Ср.  Н.
Меншуткин "Очерк развития химических воззрений" (СПб. 1888, гл. XV).
   Канны (Cannae) - древний город  в  Апулии,  на  р.  Ауфиде.  Ганнибал
разбил здесь римлян в 216 г. до  Р.  Хр.  Битва  происходила  на  вост.,
правом  берегу  Ауфиды;  карфагенянам  доставила  победу   их   конница.
Поражение римлян было полное,  их  армия  была  почти  истреблена.  Пали
консул Л. Павел Эмилий, бывший консул  Гн.  Сервилий,  бывший  консул  и
диктатор М. Минуций, два квестора, 29 военных  трибунов  и  более  48000
воинов; на поле битвы, в городе К. и в лагере карфагеняне взяли  в  плен
до 20000 римлян. Точное определение места  битвы  вызвало  много  споров
между учеными. Ср.  Sturenberg,  "De  Romanorum  cladibus  Trasimena  et
Cannensi" (Лпц., 1883); Reusch, "Die  Schlacht  bei  Cannae"  (Альткирх,
1888); Solbisky, "Die Schlacht bei Cannae" (Веймар, 1888).
   Канова  (Антонио  Canova)  -  самый   значительный   из   итальянских
скульпторов   новейшего   времени,   род.   1   ноября   1767   г.   Сын
бедняка-каменотеса,  он  рано  осиротел  и  поступил   в   услужение   к
венецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему  возможность
учиться ваянию. Имея всего 16-ть лет от роду,  К.  исполнил  для  своего
покровителя статуи Евридики и Орфея, а  в  1779  г.,  для  венецианского
патриция Пизано, группу: "Дедал и Икар". В следующем году он  отправился
в Рим, где знакомство  с  классическими  памятниками  скульптуры  быстро
развило  его  врожденные  артистические  способности.   Вскоре   молодой
художник занял выдающееся место среди тогдашних ваятелей, и  известность
его росла с появлением каждого нового его произведения,  распространяясь
далеко и за пределы Италии.  Со  всех  сторон,  от  царственных  особ  и
вельмож, сыпались к нему заказы. Папа Пий VII, в  1880  г.,  сделал  его
главным смотрителем всех художественных памятников  в  своих  владениях.
Наполеон I  пригласил  его,  в  1802  г.,  в  Париж,  для  приготовления

Страницы: «« « 1240   1241   1242   1243   1244   1245   1246   1247   1248  1249   1250   1251   1252   1253   1254   1255   1256   1257   1258  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь