|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 » »» различают К. действующие и прекратившие действие. К неотменно
действующим К. относятся лишь К. всеобщие, касающиеся предметов веры, а
также существенных оснований общецерковного устройства и дисциплины.
Церковный К., обусловленный обстоятельствами времени, приостанавливает
действие К. более древнего, в ч„м они не согласуются один с другим, и в
свою очередь может подлежать отмене по миновании обстоятельств, его
вызвавших. Иногда позднейший К. считается не отменой более древнего,
относящегося к тому же предмету, а лишь его разъяснением. Устное
предание получает характер К. лишь после того как оно оформлено в
постановлении собора. К. соборов вселенских исправляют и отменяют
постановления соборов поместных. Иные К. признаются утратившими свою
силу вследствие изменившегося порядка жизни церковной, а равно при
наличности несогласных с ними государственных законов. Из постановлений
соборов сначала название К. усвоялось лишь правилам соборов вселенских.
Трулльскй собор возв„л на степень К., равных по силе и ненарушимости
постановлениям вселенских соборов, правила девяти поместных соборов:
анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского,
сардикийского, карфагенского и константинопольского, затем правила так
называемые апостольские и правила, извлеченные из творений тринадцати
отцов церкви: Дионисия Александрийского, Петра Александрийского,
Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского, Василия Великого,
Григория Нисского, Феофила Александрийского, Григория Богослова,
Амфилохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Кирилла
Александрийского, Геннадия Константинопольского и Киприана
Карфагенского. Впоследствии к К. причислены правила константинопольского
собора 861 г., так называемого двукратного или второпервого, и
константинопольского собора 879 г., бывшего в храме Софии. Всех К.
православной церкви 762. Древнейший сборник, воспроизводящий первобытную
церковную практику - так назыв. постановления апостольские (diatagai twn
agiwn apostolwn), о которых упоминает в III в. Ириной Лионский, а в IV
в. Афанасий Александрийский и Епифаний Кипрский, - в первоначальном
своем виде не дошел до нас, а в том виде, в каком он сохранился от V в.,
содержит много примесей и искажений, вследствие чего собор трулльский
(692 г.) воспретил пользоваться им, как источником каноническим, и он
имеет значение лишь исторического материала. Другой сборник древнейших
К. церкви, известный под именем правил св. апостолов, составление
которого в нем самом приписывается Клименту (отнюдь не римскому
епископу, как думали до позднейшего времени), сначала имел значение лишь
местное, и хотя еще 1-й вселенский собор ссылался на некоторые его
правила, но в настоящем своем виде он получил начало, по мнению проф.
Лашкарева, не ранее половины V в. Дионисий Малый знал его (и перевел на
латинский язык) лишь в числе 50 правил; но Иоанн Схоластик и затем
трулльский собор признали его подлинным в полном составе 85 правил.
Первым кодексом церковных К., бывшим в употреблении со времен имп.
Константина Великого, был сборник правил собора никейского, дополненных
правилами поместных соборов анкирского, неокесарийского и гангрского, а
позже - и антиохийского; он был составлен в период времени между
никейским и константинопольским вселенскими соборами, на Востоке, и
пополнялся, затем, постановлениями позднейших соборов. В половине VI
века в его состав входят вышеупомянутые апостольские правила.
Кодификация государственных законов греко-римской империи при Юстиниане
вызвала подобные же работы и со стороны церкви, по отношению как к е„
собственным К., так и по отношению к государственным законам по
церковным вопросам. Отсюда получили свое начало так называемые
номоканоны. В настоящее время кодексом действующих церковных К. в
греческой церкви служит Пидалион (phdalion - руль на корабле),
составленный греч. учеными в 1793 - 1800 гг., на основании, главным
образом, синтагмы патр. Фотия. К тексту К. присоединены: 1) толкования
Зонары, Аристина (составившего в XII в. "толкование на синопсис К.") и
Вальсамон; 2) правила Иоанна Постника, Никифора и Николая патр.
константинопольских, и 3) несколько статей, относящихся к области
брачного права и формальностей церк. делопроизводства. Такое же значение
имеет и Синтагма (suntagma), изд. в Афинах в 1852 - 59 г. Русская
церковь, при самом своем начале принявшая, вместе с вероучением,
церковное право Византии, в виде номоканона (получившего на Руси имя
Кормчей), доселе не имеет полного кодекса действующих ныне церковных
законов и постановлений, так что, по справедливому замечанию одного из
современных канонистов русских, за одно и тоже церковное закононарушение
один епископ может присудить одно наказание, основываясь на одном
правиле, другой епископ - другое, руководясь другим законом. Имеется
лишь полное собрание, в хронологическом порядке, К. древней вселенской
церкви, под названием книги правил, издаваемой от лица св. синода. В
недавнее время (1873 - 1878 гг.) московским обществом любителей
духовного просвещения, по мысли протопресвитера М.И. Богословского, под
редакцией сначала проф. А.Ф. Лаврова, а потом проф. А.С. Павлова,
сделано научное издание этих правил - греческого их подлинника и
славянского перевода, параллельно с толкованиями Зонары, Аристина и
Вальсамона. Хронологическое "Собрание постановлений по ведомству св.
Синода" едва начато синодальной архивной комиссией (с 1869 по 1894 г.
издано семь томов, обнимающих время с 1721 по 1733 г. включительно). См.
Biener, "De collectionibus canonum ecclesiae Graecae" (Берл. 1827);
Bickell, "Geschichte des Kirchenreebts" (Гиссен, 1843); Zacharia von
Lingenthal, "Die griechischen Nomocanonen" (СПб., 1877); проф. М.
Остроумов, "Курс православного Церковного права. Ч. 1-я. Источники
церковного права" (Харьков, 1894; в этом сочинении рассмотрена вся
древняя и новая литература предмета); проф. П. Лашкарев, "Право
церковное в его основах и источниках" (Киев, 1889); проф. Н. Заозерский,
"Очерки кодификации церк. права", в "Чтен. моск. общ. любит. духовн.
просвещ." (1881 - 1883); его же, "Исторический обзор источников
церковного права" (М., 1891).
III. Кроме отдельных постановлений церковных, название К., с
присоединением эпитета: церковный, усвояется их целому составу.
"Церковный К." церкви вселенской большинством канонистов считается
завершившимся, в Х веке, с изданием номоканона Фотия. Состоявшиеся после
того церковные постановления на православном Востоке и в церкви русской
признаются местными или частными К. (idikoi, topikoi).
IV. Название К., с присоединением слов священный, библейский, усвоено
составу тех священных книг Ветхого ("Ветхозаветный К.") и Нового
("Новозаветный К.") Завета, которые признаются церковью боговдохновенным
и служат первоисточниками и нормами веры. В этом смысле сначала самое
Страницы: «« « 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |