Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1242   1243   1244   1245   1246   1247   1248   1249   1250  1251   1252   1253   1254   1255   1256   1257   1258   1259   1260  » »»

различают  К.  действующие  и   прекратившие   действие.   К   неотменно
действующим К. относятся лишь К. всеобщие, касающиеся предметов веры,  а
также существенных оснований  общецерковного  устройства  и  дисциплины.
Церковный К., обусловленный обстоятельствами  времени,  приостанавливает
действие К. более древнего, в ч„м они не согласуются один с другим, и  в
свою очередь может подлежать  отмене  по  миновании  обстоятельств,  его
вызвавших. Иногда позднейший К. считается  не  отменой  более  древнего,
относящегося к  тому  же  предмету,  а  лишь  его  разъяснением.  Устное
предание получает характер К.  лишь  после  того  как  оно  оформлено  в
постановлении  собора.  К.  соборов  вселенских  исправляют  и  отменяют
постановления соборов поместных. Иные  К.  признаются  утратившими  свою
силу вследствие изменившегося  порядка  жизни  церковной,  а  равно  при
наличности несогласных с ними государственных законов. Из  постановлений
соборов сначала название К. усвоялось лишь правилам соборов  вселенских.
Трулльскй собор возв„л на степень К., равных  по  силе  и  ненарушимости
постановлениям вселенских соборов,  правила  девяти  поместных  соборов:
анкирского, неокесарийского, гангрского,  антиохийского,  лаодикийского,
сардикийского, карфагенского и константинопольского, затем  правила  так
называемые апостольские и правила, извлеченные  из  творений  тринадцати
отцов  церкви:  Дионисия   Александрийского,   Петра   Александрийского,
Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского,  Василия  Великого,
Григория  Нисского,  Феофила   Александрийского,   Григория   Богослова,
Амфилохия     Иконийского,     Тимофея     Александрийского,     Кирилла
Александрийского,    Геннадия    Константинопольского     и     Киприана
Карфагенского. Впоследствии к К. причислены правила константинопольского
собора  861  г.,  так  называемого  двукратного  или   второпервого,   и
константинопольского собора 879 г.,  бывшего  в  храме  Софии.  Всех  К.
православной церкви 762. Древнейший сборник, воспроизводящий первобытную
церковную практику - так назыв. постановления апостольские (diatagai twn
agiwn apostolwn), о которых упоминает в III в. Ириной Лионский, а  в  IV
в. Афанасий Александрийский и  Епифаний  Кипрский,  -  в  первоначальном
своем виде не дошел до нас, а в том виде, в каком он сохранился от V в.,
содержит много примесей и искажений, вследствие  чего  собор  трулльский
(692 г.) воспретил пользоваться им, как источником  каноническим,  и  он
имеет значение лишь исторического материала. Другой  сборник  древнейших
К. церкви,  известный  под  именем  правил  св.  апостолов,  составление
которого  в  нем  самом  приписывается  Клименту  (отнюдь  не   римскому
епископу, как думали до позднейшего времени), сначала имел значение лишь
местное, и хотя еще 1-й  вселенский  собор  ссылался  на  некоторые  его
правила, но в настоящем своем виде он получил начало,  по  мнению  проф.
Лашкарева, не ранее половины V в. Дионисий Малый знал его (и перевел  на
латинский язык) лишь в числе 50  правил;  но  Иоанн  Схоластик  и  затем
трулльский собор признали его подлинным  в  полном  составе  85  правил.
Первым кодексом церковных К.,  бывшим  в  употреблении  со  времен  имп.
Константина Великого, был сборник правил собора никейского,  дополненных
правилами поместных соборов анкирского, неокесарийского и гангрского,  а
позже - и  антиохийского;  он  был  составлен  в  период  времени  между
никейским и константинопольским  вселенскими  соборами,  на  Востоке,  и
пополнялся, затем, постановлениями позднейших  соборов.  В  половине  VI
века  в  его  состав   входят   вышеупомянутые   апостольские   правила.
Кодификация государственных законов греко-римской империи при  Юстиниане
вызвала подобные же работы и со стороны церкви, по отношению  как  к  е„
собственным  К.,  так  и  по  отношению  к  государственным  законам  по
церковным  вопросам.  Отсюда  получили  свое   начало   так   называемые
номоканоны. В  настоящее  время  кодексом  действующих  церковных  К.  в
греческой  церкви  служит  Пидалион  (phdalion  -  руль   на   корабле),
составленный греч. учеными в 1793 -  1800  гг.,  на  основании,  главным
образом, синтагмы патр. Фотия. К тексту К. присоединены:  1)  толкования
Зонары, Аристина (составившего в XII в. "толкование на синопсис  К.")  и
Вальсамон;  2)  правила  Иоанна  Постника,  Никифора  и  Николая   патр.
константинопольских,  и  3)  несколько  статей,  относящихся  к  области
брачного права и формальностей церк. делопроизводства. Такое же значение
имеет и Синтагма (suntagma), изд. в  Афинах  в  1852  -  59  г.  Русская
церковь,  при  самом  своем  начале  принявшая,  вместе  с  вероучением,
церковное право Византии, в виде номоканона  (получившего  на  Руси  имя
Кормчей), доселе не имеет полного  кодекса  действующих  ныне  церковных
законов и постановлений, так что, по справедливому замечанию  одного  из
современных канонистов русских, за одно и тоже церковное закононарушение
один епископ  может  присудить  одно  наказание,  основываясь  на  одном
правиле, другой епископ - другое,  руководясь  другим  законом.  Имеется
лишь полное собрание, в хронологическом порядке, К.  древней  вселенской
церкви, под названием книги правил, издаваемой от  лица  св.  синода.  В
недавнее  время  (1873  -  1878  гг.)  московским  обществом   любителей
духовного просвещения, по мысли протопресвитера М.И. Богословского,  под
редакцией сначала проф.  А.Ф.  Лаврова,  а  потом  проф.  А.С.  Павлова,
сделано научное  издание  этих  правил  -  греческого  их  подлинника  и
славянского перевода, параллельно  с  толкованиями  Зонары,  Аристина  и
Вальсамона. Хронологическое "Собрание  постановлений  по  ведомству  св.
Синода" едва начато синодальной архивной комиссией (с 1869  по  1894  г.
издано семь томов, обнимающих время с 1721 по 1733 г. включительно). См.
Biener, "De collectionibus  canonum  ecclesiae  Graecae"  (Берл.  1827);
Bickell, "Geschichte des Kirchenreebts"  (Гиссен,  1843);  Zacharia  von
Lingenthal,  "Die  griechischen  Nomocanonen"  (СПб.,  1877);  проф.  М.
Остроумов, "Курс  православного  Церковного  права.  Ч.  1-я.  Источники
церковного права" (Харьков,  1894;  в  этом  сочинении  рассмотрена  вся
древняя  и  новая  литература  предмета);  проф.  П.  Лашкарев,   "Право
церковное в его основах и источниках" (Киев, 1889); проф. Н. Заозерский,
"Очерки кодификации церк. права", в "Чтен.  моск.  общ.  любит.  духовн.
просвещ."  (1881  -  1883);  его  же,  "Исторический  обзор   источников
церковного права" (М., 1891).
   III.  Кроме  отдельных  постановлений  церковных,  название   К.,   с
присоединением  эпитета:  церковный,  усвояется   их   целому   составу.
"Церковный  К."  церкви  вселенской  большинством  канонистов  считается
завершившимся, в Х веке, с изданием номоканона Фотия. Состоявшиеся после
того церковные постановления на православном Востоке и в церкви  русской
признаются местными или частными К. (idikoi, topikoi).
   IV. Название К., с присоединением слов священный, библейский, усвоено
составу  тех  священных  книг  Ветхого  ("Ветхозаветный  К.")  и  Нового
("Новозаветный К.") Завета, которые признаются церковью боговдохновенным
и служат первоисточниками и нормами веры. В этом  смысле  сначала  самое

Страницы: «« « 1242   1243   1244   1245   1246   1247   1248   1249   1250  1251   1252   1253   1254   1255   1256   1257   1258   1259   1260  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь