Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 » »» различают К. действующие и прекратившие действие. К неотменно действующим К. относятся лишь К. всеобщие, касающиеся предметов веры, а также существенных оснований общецерковного устройства и дисциплины. Церковный К., обусловленный обстоятельствами времени, приостанавливает действие К. более древнего, в ч„м они не согласуются один с другим, и в свою очередь может подлежать отмене по миновании обстоятельств, его вызвавших. Иногда позднейший К. считается не отменой более древнего, относящегося к тому же предмету, а лишь его разъяснением. Устное предание получает характер К. лишь после того как оно оформлено в постановлении собора. К. соборов вселенских исправляют и отменяют постановления соборов поместных. Иные К. признаются утратившими свою силу вследствие изменившегося порядка жизни церковной, а равно при наличности несогласных с ними государственных законов. Из постановлений соборов сначала название К. усвоялось лишь правилам соборов вселенских. Трулльскй собор возв„л на степень К., равных по силе и ненарушимости постановлениям вселенских соборов, правила девяти поместных соборов: анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, сардикийского, карфагенского и константинопольского, затем правила так называемые апостольские и правила, извлеченные из творений тринадцати отцов церкви: Дионисия Александрийского, Петра Александрийского, Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Нисского, Феофила Александрийского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Кирилла Александрийского, Геннадия Константинопольского и Киприана Карфагенского. Впоследствии к К. причислены правила константинопольского собора 861 г., так называемого двукратного или второпервого, и константинопольского собора 879 г., бывшего в храме Софии. Всех К. православной церкви 762. Древнейший сборник, воспроизводящий первобытную церковную практику - так назыв. постановления апостольские (diatagai twn agiwn apostolwn), о которых упоминает в III в. Ириной Лионский, а в IV в. Афанасий Александрийский и Епифаний Кипрский, - в первоначальном своем виде не дошел до нас, а в том виде, в каком он сохранился от V в., содержит много примесей и искажений, вследствие чего собор трулльский (692 г.) воспретил пользоваться им, как источником каноническим, и он имеет значение лишь исторического материала. Другой сборник древнейших К. церкви, известный под именем правил св. апостолов, составление которого в нем самом приписывается Клименту (отнюдь не римскому епископу, как думали до позднейшего времени), сначала имел значение лишь местное, и хотя еще 1-й вселенский собор ссылался на некоторые его правила, но в настоящем своем виде он получил начало, по мнению проф. Лашкарева, не ранее половины V в. Дионисий Малый знал его (и перевел на латинский язык) лишь в числе 50 правил; но Иоанн Схоластик и затем трулльский собор признали его подлинным в полном составе 85 правил. Первым кодексом церковных К., бывшим в употреблении со времен имп. Константина Великого, был сборник правил собора никейского, дополненных правилами поместных соборов анкирского, неокесарийского и гангрского, а позже - и антиохийского; он был составлен в период времени между никейским и константинопольским вселенскими соборами, на Востоке, и пополнялся, затем, постановлениями позднейших соборов. В половине VI века в его состав входят вышеупомянутые апостольские правила. Кодификация государственных законов греко-римской империи при Юстиниане вызвала подобные же работы и со стороны церкви, по отношению как к е„ собственным К., так и по отношению к государственным законам по церковным вопросам. Отсюда получили свое начало так называемые номоканоны. В настоящее время кодексом действующих церковных К. в греческой церкви служит Пидалион (phdalion - руль на корабле), составленный греч. учеными в 1793 - 1800 гг., на основании, главным образом, синтагмы патр. Фотия. К тексту К. присоединены: 1) толкования Зонары, Аристина (составившего в XII в. "толкование на синопсис К.") и Вальсамон; 2) правила Иоанна Постника, Никифора и Николая патр. константинопольских, и 3) несколько статей, относящихся к области брачного права и формальностей церк. делопроизводства. Такое же значение имеет и Синтагма (suntagma), изд. в Афинах в 1852 - 59 г. Русская церковь, при самом своем начале принявшая, вместе с вероучением, церковное право Византии, в виде номоканона (получившего на Руси имя Кормчей), доселе не имеет полного кодекса действующих ныне церковных законов и постановлений, так что, по справедливому замечанию одного из современных канонистов русских, за одно и тоже церковное закононарушение один епископ может присудить одно наказание, основываясь на одном правиле, другой епископ - другое, руководясь другим законом. Имеется лишь полное собрание, в хронологическом порядке, К. древней вселенской церкви, под названием книги правил, издаваемой от лица св. синода. В недавнее время (1873 - 1878 гг.) московским обществом любителей духовного просвещения, по мысли протопресвитера М.И. Богословского, под редакцией сначала проф. А.Ф. Лаврова, а потом проф. А.С. Павлова, сделано научное издание этих правил - греческого их подлинника и славянского перевода, параллельно с толкованиями Зонары, Аристина и Вальсамона. Хронологическое "Собрание постановлений по ведомству св. Синода" едва начато синодальной архивной комиссией (с 1869 по 1894 г. издано семь томов, обнимающих время с 1721 по 1733 г. включительно). См. Biener, "De collectionibus canonum ecclesiae Graecae" (Берл. 1827); Bickell, "Geschichte des Kirchenreebts" (Гиссен, 1843); Zacharia von Lingenthal, "Die griechischen Nomocanonen" (СПб., 1877); проф. М. Остроумов, "Курс православного Церковного права. Ч. 1-я. Источники церковного права" (Харьков, 1894; в этом сочинении рассмотрена вся древняя и новая литература предмета); проф. П. Лашкарев, "Право церковное в его основах и источниках" (Киев, 1889); проф. Н. Заозерский, "Очерки кодификации церк. права", в "Чтен. моск. общ. любит. духовн. просвещ." (1881 - 1883); его же, "Исторический обзор источников церковного права" (М., 1891). III. Кроме отдельных постановлений церковных, название К., с присоединением эпитета: церковный, усвояется их целому составу. "Церковный К." церкви вселенской большинством канонистов считается завершившимся, в Х веке, с изданием номоканона Фотия. Состоявшиеся после того церковные постановления на православном Востоке и в церкви русской признаются местными или частными К. (idikoi, topikoi). IV. Название К., с присоединением слов священный, библейский, усвоено составу тех священных книг Ветхого ("Ветхозаветный К.") и Нового ("Новозаветный К.") Завета, которые признаются церковью боговдохновенным и служат первоисточниками и нормами веры. В этом смысле сначала самое Страницы: «« « 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |