Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1247   1248   1249   1250   1251   1252   1253   1254   1255  1256   1257   1258   1259   1260   1261   1262   1263   1264   1265  » »»

выражение своему религиозному  чувству  или  восхвалял  науку,  знакомил
русскую  читающую  публику  с  классическими  произведениями   древности
(Анакреона, К.  Непота,  Горация,  Эпиктета  и  др.),  продолжал  писать
сатиры, в которых выставлял идеал счастливого человека или  указывал  на
здравые педагогические  приемы  (сат.  VIII),  предрешая,  до  известной
степени, задачу, осуществленную впоследствии Бецким; указывал и на идеал
хорошего администратора, озабоченного тем, чтобы "правда цвела в  пользу
люду", чтобы "страсти не качали весов" правосудия, чтобы  "слезы  бедных
не падали на землю" и усматривающего "собственную пользу в общей пользе"
(письмо к кн. Н.Ю. Трубецкому). Он переводил и современных ему писателей
(напр. "Персидские письма" Монтескье), составил руководство к алгебре  и
рассуждение  о  просодии.  К  сожалению,  многие  из  этих   трудов   не
сохранились. В письме  о  "сложении  стихов  русских"  он  высказывается
против господствовавшего у нас польского силлабического стиха  и  делает
попытку  заменить  его  тоническим,  более  свойственным  русскому   яз.
Наконец, он пишет и религиозно-философское рассуждение,  под  заглавием:
"Письма о природе и человеке", проникнутое глубоким религиозным чувством
человека, стоящего на высоте образованности.  Мучительная  смерть  очень
рано прервала эту кипучую деятельность. К. скончался 31 марта 1744 г., в
Париже,  и  погреб„н  в  московском  Никольском   греческом   монастыре.
Литература, посвященная К., ещ„  невелика.  К  собранию  его  сочинений,
вышедшему  под  редакцией  П.А.  Ефремова,   приложена   биография   К.,
составленная Стоюниным. Самой обстоятельной критической статьей о К. вс„
ещ„ остается статья Дудышкина, помещенная в "Современнике" (1848).  Свод
всего  написанного  о  К.  и  попытку  самостоятельного  освещения   его
политической и литературной деятельности у Сементковского:  "А.  Д.  К.,
его жизнь и литературная деятельность"  (СПб.  1893  г.;  биографическая
библиотека  Ф.Ф.  Павленкова)  и  "Родоначальник   нашей   обличительной
литературы" ("Ист.  Вестник",  март,  1894  г.).  Сатиры  К.  переведены
аббатом Венути на французский яз. ("Satyres du pr.  Cantemir",  1746)  и
Шпилькером  на  немецкий  ("Freie  Uebersetzung  der  Satyren  des   Pr.
Kantemir", Берл., 1752).
   P. Сементковский.
   Кантор - певец, в особенности церковный, учитель церковных  хоров.  В
IV ст. в католической церкви были К. (cantores et  lectores),  певшие  и
читавшие псалмы и гимны при богослужении. В VI в., при Григории Великом,
были К. при певческих школах. В IX ст. при Карле Великом учреждены такие
же школы с К. в Германии. Место К. в  XVIII  ст.  в  Германии  считалось
очень видным; напр. великий И. С. Бах был К.  в  Лейпциге.  В  настоящее
время при церковных школах на Западе также существуют К. В  православной
црк. регент хора  -  тот  же  К.  В  синагогах  певец  при  богослужении
называется К.
   Н. С.
   Канцона (la canzone, от латинского cantio) - название старейшей формы
итальянской лирики, встречающейся и в  провансальской  (canso)  и  старо
французской (chanson) поэзии. Для не„ иногда  употребляется  специальное
название Canzone Petrarchesca или Toscana, в отличие от позднейших форм,
Canzone Pindarica  и  Anacreontica.  К.  -  лирическое  стихотворение  в
несколько строф (stanze), которые  имеют  совершенно  то  же  количество
стихов, тот  же  размер  и  то  же  расположение  рифм,  но  обыкновенно
кончаются строфой более короткой. У Петрарки в К. не более 10 и не менее
5 строф; в новейших К. число строф доходит до 20,  40,  даже  80  строф.
Количество стихов каждой строфы у Данта и Петрарки варьирует между  9  и
20. Строфа делится на две части; вторую часть  начальной  рифмой  любили
соединять с последним стихом  первой  (concatenatio).  Чередование  рифм
сначала было свободно; впоследствии пример Данта и ещ„ более - Петрарки,
стал законом. Стихи при серьезных сюжетах  большей  частью  в  11  стоп,
перемежаясь изредка 7-стопными, а при  л„гком  и  вес„лом  содержании  -
большей частью 7-и стопные. Заключительная строфа наз. ripresa (принятие
вновь), commiato (припев), congedo (прощание), licenza (отпуск), tornata
(возвращение) или  просто  chiusa  (заключение)  и  заключавшая  в  себе
обыкновенно обращение поэта к  стихотворению,  -  обычай  провансальской
поэзии, - редко отсутствует у Данта и Петрарки.  Кроме  этих  правильных
форм К., существовала уже очень рано Canzone distesa  (распространенная)
или Canzone di stanza continua, в которой каждая строфа, сама  по  себе,
была без рифм,  но  каждый  стих  рифмовался  с  соответствующим  ему  в
остальных строфах. Позднейшие поэты оставили эту  слишком  искусственную
форму.  В  конце  XVI  ст.  К.  стали  отклоняться   от   типа   Canzone
Petrarchesca.  Уже  Тассо,  для   соединения   строф,   вв„л   различные
стихотворные "игрушки",  которые  он  называл  catene  (цепи)  и  monili
(ожерелья).  Ещ„  более  свободы  позволил  себе  Киабрера  (Chiabrera),
которого т.  наз.  канцонетты,  написанные  более  короткими  стихами  и
строфами с произвольной рифмой, проложили  дорогу  К.-анакреонтикам,  по
образцу песен Анакреона представляющим легкое стихотворение  в  коротких
строфах. В подражание Пиндару, в ХVI в. возникла Canzone  Pindarica  или
alla greca, которую можно встретить у  Аламанни,  Триссино,  Минтерно  и
особенно у Киабреры. Она составлена из одно- или многократной комбинации
3 строф: strofa, antistrofa и epodo; из них  первые  соответствуют  друг
другу в построении. Так называемая Canzone a ballo или Ballata,  которую
не следует смешивать с северной "балладой", столь же стара как и Canzone
Petrarchesca и, вероятно, народного происхождения; совершенно  такой  же
тип стихотворений был в ходу и в Провансе, и северной  Франции.  Эта  К.
пелась при танцах; первые стихи (ripresa) пел хор, следующую строфу  или
строфы один голос, после чего опять вступал хор и  т.д.;  строфу  в  ней
заканчивает последний стих ripres'ы. Ballata допускает любой род  стихов
и предпочитает  Rimalmezzo  (внутреннюю  рифму).  Эти  Canzone  а  ballo
особенно были в ходу в XV в. в кругу Лоренцо де'Медичи;  особый  род  их
назывался фроттолами (Frottola). О староитальянской К. писал уже в  1332
г. Антонио да Темпо: "Summa artis rithmici" (изд. Grion, Болонья,  1869)
и около 1850 г. Джидино да СоммаКампанья, в "Trattato dei ritmi volgari"
(изд. Giulgiari, Бол., 1870). О всех родах К. ср. Blanc, "Grammatik  der
ital. Sprache" (Галле, 1844).
   Канцона  (canzone,  canzona)  -  песнь,  музыкальное   сочинение   на
лирическое стихотворение. Самая старинная К. относится  к  VII  в.;  она
была сочинена во Франции на латинские стихи, по случаю победы Клотаря II
над  саксами.  В  Италии  этот  род  музыки  давно   распространен.   К.
преимущественно пишется  для  одного  голоса.  К.  называется  также,  в
инструм. музыке, небольшое сочинение с плавной певучей мелодией. Canzone
a ballo (ballata) - старинная плясовая итальянская песня. Canzone  sacra
- духовная песнь. Канцонетта (canzonino) - небольшая песня.  Canzonaccia

Страницы: «« « 1247   1248   1249   1250   1251   1252   1253   1254   1255  1256   1257   1258   1259   1260   1261   1262   1263   1264   1265  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь