Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1243   1244   1245   1246   1247   1248   1249   1250   1251  1252   1253   1254   1255   1256   1257   1258   1259   1260   1261  » »»

учение церкви назыв. в древней церкви (у Иринея Лионского и др.)  kanwn,
kanwn thV pistewV, thV alhJeiaV; затем оно перенесено и  на  состав  тех
книг, которые содержат в себе это учение (в  первый  раз  -  у  Оригена:
"Scripturae canonicae"). Многие ученые, по  примеру  Землера,  объясняют
слово К. в применении к Св. Писанию в смысле каталога или  списка  книг,
назначенных для чтения в церкви, так что этим названием не  обозначается
еще ни боговдохновенность их, ни значение источника норм веры.  Но  хотя
это  слово  иногда  употреблялось  в  значении   каталога,   однако,   в
большинстве случаев, оно означало norma, regula (fidei); в IV же в.  оно
уже исключительно применялось к составу книг боговдохновенных. Ср. проф,
В.Г. Рождественский, "История новозаветного К." ("Христ. Чтение", 1873 -
1874); архим. Михаил,  "Библейский  К.  Св.  Писания  Ветхого  и  Нового
Завета" ("Чтения в обществе  любит.  дух.  Просвещения",  1872);  А.  В.
Горский, "К вопросу  о  происхождении  К.,  против  Баура"  (в  "Чтениях
общества дух. Просвещения", 1877); Ник. Елеонский, "О времени завершения
новозаветного К." там же, 1877);  А.  В.  Горский,  "Образование  канона
Нового Завета"  ("Прибавления  к  творениям  св.  Отцов",  1871);  Keil,
"Lehrbuch der historischkritischen Einleitung  in  die  kanonischen  und
apokryphischen  Schriften  des  Alten  Testaments"   (1873);   Guericke,
"Neutestamentliche Isagogik" (Лпц., 1868; русский перев., М., 1869).
   V. В правилах вселенских соборов и св. отцов словом  К.  обозначается
также  составлявшийся  для  нужд  епархиального  управления  список  или
каталог (katalogoV) священнослужителей  и  церковнослужителей  известной
епархии;  отсюда  произошло  древнее   название   каноники   (kanonikni,
canonici).
   VI. Словом К. называется, наконец, особая группа христ. богослужебных
песнопений, входящих в состав утрени и связанных в одно целое  единством
предмета (напр. - прославление того или иного  святого  или  события  из
евангельской истории). Каждый канон разделяется на песни  (wdh),  каждая
песнь в свою очередь  состоит  из  ирмоса  и  нескольких  более  кратких
частей, называемых стихами (sticoV). Обыкновенное число песен в каноне -
девять или восемь ("полный канон"); но есть каноны из  четырех,  трех  и
двух песен, называемые четверопеснцами,  трипеснцами  и  двупеснцами.  В
полных К. каждая песнь имеет свой особый предмет, заимствуемый из песен,
находящихся в Св. Писании, применительно к общей теме К.  Каждому  стиху
К. предшествует соответственный главному  предмету  всего  К.  "припев",
например в К, воскресном - "слава, Господи, святому воскресению твоему".
Ради краткости поются из К. лишь ирмосы припевы  же  и  стихи  читаются.
Единственный К., который поется весь - пасхальный,  на  утрене  светлого
Воскресения.  -  К.  составляют  самый   обширный   отдел   христианской
гимнологии;  их  писали  лучшие  гимнологи  восточной  церкви  -  Андрей
Критский, Козьма Маюмский, Феодор Студит и др. Один св.  Иоанн  Дамаскин
составил 64 К. Значительная часть их  написана  в  греческом  подлиннике
хорошими метрическими стихами; некоторые, кроме того, имеют акростихи из
начальных букв главных стихов  К.  Эта  черта  греческих  К.  удержалась
отчасти и в К. русского происхождения: так, в К. св.  Димитрию  царевичу
из начальных букв главных стихов образуется фраза: "хвалю славу царевича
Димитрия". Все ныне употребляемые при богослужении К. имеются в  хороших
прозаических переводах протопресвитера М.И. Богословского и  проф.  Е.И.
Ловягина.  Единственный  опыт  перевода   стихотворного,   равного,   по
художественным красотам, достоинствам подлинника,  встречается  в  поэме
графа  Алексея  Толстого:  "Иоанн   Дамаскин".   См.   apxиeп.   Филарет
(черниговский),  "Обзор  песнопений  и  песнопевцев  Восточной   церкви"
(1857).
   Н. Барсов.

   Канон  (правило)  чистого  разума  -   технически   термин   Кантовой
философии. Так как разум (в тесном смысле), т.е. способность образования
безусловных  идей,   не   имеет   теоретического   или   познавательного
употребления (принадлежащего всецело рассудку, ограниченному опытом), то
К.,  т.е.  совокупность  основоположений  или  принципов  разума,  может
определять только практическое его употребление (в сфере нравственной).
   Вл. С.
   Канонизация (canonisatio, от греч. Глагола kanonizein - узаконить)  -
узаконение, через особое, каждый  раз,  постановление  высшей  церковной
власти, чествования церковью умершего подвижника веры и благочестия, как
святого.  Все  христианские  церкви  (кроме  протестантов)   учат,   что
христиане, совершеннейшие по жизни и, особенно, оказавшие великие услуги
церкви своей деятельностью, по кончине  своей,  как  особенно  угодившие
Богу, удостаиваются особенной Божьей благодати, и  в  сонме  небожителей
образуют особенный класс - "святых  человеков",  которые  молятся  перед
Богом за живых собратий своих по вере, и которым  последние  должны,  со
своей  стороны,  воздавать  молитвенное  чествование.  Для  того,  чтобы
чествование было непогрешительно и воздавалось лишь лицам  действительно
святым, необходимо властное руководство  церкви.  В  первобытной  церкви
ветхозаветные патриархи или праотцы, ветхозаветные пророки, новозаветные
апостолы и мученики признавались святыми в силу самой принадлежности  их
к этим категориям, так что отдельных постановлений о  причислении  их  к
лику святых не требовалось; все дело ограничивалось внесением их имен, с
ведома или по распоряжению местного епископа, в диптихи  и  синодики,  и
регламентацией празднований церковных  в  дни  их  кончины.  С  течением
времени, из диптихов и синодиков имена святых  были  выделены  в  особые
сборники - менологии (menologioi=  месяцесловы)  и  календари  (западное
видоизменение древнейших fasti), которые сначала в каждой  епархии  были
свои. Историческое свидетельство о вселенском чествовании всех апостолов
встречается не ранее IV в.; об общецерковном празднике в честь всех  св.
мучеников в первый раз говорится в одной из проповедей  Златоуста,  т.е.
также в IV в. К тому же времени относится  установление  ряда  церковных
празднеств, как в честь событий из жизни И. Христа и Богоматери, так и в
честь святых. Установление празднеств  в  честь  святых,  исходившее  от
высшей церковной власти, и составляет существовавший  в  древней  церкви
вид канонизации  святых.  В  том  же  IV  веке  обозначаются  две  новые
категории святых, признание которых таковыми могло  состояться  лишь  на
основании их личных качеств и заслуг: 1)  преподобные,  т.е.  святые  из
иноков-подвижников, 2) святые  отцы  церкви  и  вообще  святые  иерархи.
Некоторые  преподобные,  прославившиеся   прозорливостью   и   чудесами,
провозглашались святыми самим народом; иногда даже при жизни их в  честь
их строились храмы, напр. импер. Маркианом -  в  честь  преп.  Вассиана.
Большей частью преподобные делались сначала  святыми  местно-чтимыми  (в
своих монастырях или и в целых епархиях), а затем и общечтимыми, по мере

Страницы: «« « 1243   1244   1245   1246   1247   1248   1249   1250   1251  1252   1253   1254   1255   1256   1257   1258   1259   1260   1261  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь