Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1241 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 » »» колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ. После падения Наполеона, в 1815 г., К. энергично способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезенные из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д'Искиа. Несмотря на эти почести и на благорасположение со стороны папы, знаменитый скульптор, вследствие размолвки своей с кардиналами, покинул Рим и последние годы своей жизни провел на родине, в Поссаньо, близ Бассано. Он ум. в Венеции, 13 авг. 1822 г. Заслуга К. заключается в том, что после долгого периода упадка пластики, в век манерности и париковства, он первый из всех пытался вернуть е„ к принципам и формам античного искусства; но ему все таки не удалось вполне освободиться от недостатков скульптуры его времени и достигнуть классических простоты и благородства, что особенно заметно в слабейшей отрасли его творчества рельефе, сохраняющем ещ„ характер предшествовавших работ подобного рода. Статуям К., а ещ„ более его группам, вс„ ещ„ не достает того спокойствия и той внутренней законченности, которые составляют главные условия истинно пластической красоты. Прекрасно удавались ему фигуры молодых женщин, которым он почти всегда придавал отчасти чувственный, отчасти сентиментальный оттенок, кокетливую грациозность, любимую его временем. Несколько проще, а потому и привлекательнее его мужские идеальные фигуры, а ещ„ лучше - надгробные памятники, из числа которых иные отличаются действительно пластичностью композиции, серьезностью и достоинством. Замечательнейшие из произведений знаменитого скульптора, в хронологическом порядке их появления, суть след.: "Дедал и Икар", колоссальная группа "Тезея, убивающего Минотавра" (в венск. имп. музее), надгробный памятник папы Климента XIV (1783, в ц. св. Апостолов, в Риме); чрезвычайно красивая, милая группа "Амур и Психея" (1789; повторена несколько раз; один ее экземпляр в Имп. Эрмитаже, в СПб.), памятник папе Клименту ХIII (1792, в Петровском соборе в Риме), "Венера и Адонис", "Кающаяся Мария Магдалина" (1796 г.), мастерски исполненная "Геба" (1796; повторена несколько раз; один экземпляр - в Имп. Эрмитаже, другой - в берлинск. национ. галерее), "Битва Дамоксена с Креугасом" (1800, в ватик. муз., в Риме), чересчур живописный надгробный монумент эрцгерцогини Христины, в ц. Августинск. монастыря, в Вене (1796 - 1805); "Персей с головой Медузы" (одно из самых удачных созданий художника, в ватиканск. муз.), статуя Наполеона I в виде бога, с лавровым венцом на голове; "Венера-Победительница" (1805), "Венера, выходящая из моря после купанья", "Три Грации" (у герц. Бетфорда, в Иобюрнском аббатстве в Англии, и в галерее герц. Лейхтенбергских, в СПб.), "Парис" (в мюнхенской глиптотеке и в Имп. Эрмитаже), "Эндимион", памятник поэту Альфиери (1807, в ц. Санта-Кроче, во Флоренции); статуя Вашингтона (1818 - 20, погибла от пожара) и, наконец, группа: "Гектор и Аякс". Избранные произведения К., в числе 176, гравированы в Лондоне Г. Мозесом, в 1828 г.. и изданы в 3 том., с текстом Ф. Шульца, в Штуттгарте; другой сборник гравюр с его произведений изд. графиней Альбрицци и Г. Латушем (1836, 5 том.). Более или менее подробные сведения о жизни и деятельности К. можно найти в сочинениях: A. Paravia, "Notizie intorno alla vita di А. С." (Рим, 1823); Missimini, "Vita di А. С." (Прато, 1826); Cicognara, "Storia della scultura fino al secolo di С." (Рим, 1823); A.-Ch. Quatremere de Quincy, "C. et ses ouvrages" (П., 1834) и "Меmorie di A. C. pubblicate da A. d'Este" (Beнеция, 1865). А. С - в. Канон (греч. kanwn, буквально - прямой шест - всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). I. В древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этим словом называли свод основных положений или правил по своей специальности, имевших аксиоматический или догматически характер (то, что позже, в эпоху схоластики, наз. summa, напр. summa philosophiae). У древних греческих юристов kanw(означал то же, что у юристов римских regula juris - краткое положение, тезис, извлеченный из действующего права и представляющий схему для решения того или другого частного юридического вопроса. II. Во времена христианства это название прежде всего, еще в эпоху апостолов, было усвоено тем правилам церковным, которые происходили от самого И. Христа и апостолов, или были установлены церковью в пределах данных ей от И. Христа и апостолов полномочий, или, наконец, были установлены хотя и государством, но применительно к основанной на божественных заповедях компетенции собственно церковной. Имея форму положительных определений и нося на себе внешнюю церковную санкцию, эти правила назывались К., в отличие от тех постановлений о церкви, которые, исходя от власти государственной, охраняются ее санкцией и осуществляются ее силой. Последним в юридической греко-римской литературе усвояется название закона - nomoV, общее со всеми законами государства. По мнению византийских канонистов (Вальсамона, Властаря и др.), а также некоторых новейших ученых, каноны имеют большую силу, чем законы, так как последние издавались только греко-римскими императорами, а каноны - святыми отцами церкви, с утверждения императоров, вследствие чего К. принадлежит авторитет обеих властей - церковной и государственной. В обширном смысле К. называются все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, е„ учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества, а иногда и творенья отдельных отцов церкви (напр. "Kanwn ekklhsiastikoV" Климента Александрийского). После того, как церковь стала свое вероучение излагать в общецерковных символах, слово К. получило более специальное значение - постановления вселенского собора, относящегося к устройству церкви, е„ управлению, учреждениям, дисциплине и жизни. В этом значении слово К. окончательно узаконено 1 и 2 правилами трулльского собора. Поэтому в сборниках церковных К. хотя находятся и символы, и догматы, но лишь настолько, насколько они входят в состав определений соборов. Затем, обыкновенно, различают К. всеобщие (kaJolikoi, genikoi kanoneV) и частные или местные (topikoi, idikoi kanoneV), а некоторые канонисты, кроме того - К. личные (prosopikoi). Большинство ученых, с Вальсамоном во главе, постановлений, касающихся отдельных лиц, не признают за К., по силе принципа: jura non in sin gulas personas, sed generaliter constituntur. Определениями вселенских соборов VI и VII в. К. церковные признаются "неотменными", "несокрушимыми" и "непоколебимыми"; но эти определения, по самому существу дела, допускают ограничения и исключения. Ученые канонисты Страницы: «« « 1241 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |