Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1245   1246   1247   1248   1249   1250   1251   1252   1253  1254   1255   1256   1257   1258   1259   1260   1261   1262   1263  » »»

ко времени Карла В., который  в  своих  капитуляриях  постановил,  чтобы
чествованию кого-либо святым предшествовало признание  его  святости  по
крайней мере местной церковной властью. Со времени папы  Александра  III
(1181 г.) К. всех святых  в  католической  церкви  стала  исключительным
правом папской власти. Папа Иннокентий  III  в  1215  г.  узаконил,  как
необходимое условие К., удостоверение, через назначенных  папой  лиц,  в
нетлении тела лица, предназначенного к К. В настоящее  время  для  К.  в
римской церкви  существует  такой  порядок.  Если  член  церкви  умер  с
репутацией человека безупречно благочестивой жизни, то в местности,  где
он имел пребывание, позволяется именовать его  "блаженной  памяти  рабом
Божиим" (piae memoriae servus Dei). Затем, по  желанию  населения  и  по
заявлению местного  клира  и  епископа,  делается  конгрегацией  обрядов
(congregatio ritus) троекратное исследование о его жизни, и  если  будет
найдено, что  действительно  эта  жизнь  была  непорочная  и  святая,  а
особенно если окажется, что он при жизни или по  смерти  творил  чудеса,
ему  усвояется  название  блаженного   (beatus).   Признание   блаженным
(beatificatio) может быть сделано не  ранее,  как  через  50  лет  после
кончины данного лица. "Блаженный" признается лишь местно-чтимым  святым.
Если после того сделаются известными новые его чудеса, и  они  будут,  в
установленном порядке, удостоверены, то ставится  вопрос  о  канонизации
его уже в качестве святого всей  церкви,  и,  в  случае  утвердительного
решения вопроса, сам  папа,  ex  cathedra,  провозглашает  его  святость
особой буллой, по установленной формуле. decernimus et definimus  beatum
N sanctum esse и т.д. Чинопоследование латинской канонизации находится в
книге: "Ceremoniale  Romanum".  См.  Е.Е.  Голубинский,  "К.  в  Русской
церкви", в "Богословском Вестнике" (1894); В. Васильев,  "Очерк  истории
К. русских святых", в "Чтениях Моск. Общ. Истории  и  Древностей"  (1893
г., кн. 3-я).
   Н. Барсов.
   Каносса (Ganossa) - знаменитый горный замок, в 15 км. к ЮЗ от ж. дор.
линии  Реджио-Эмилия.  По  преданию,  в  951  г.  здесь  была   осаждена
Беренгаром II Адельгейда, когда она предложила имп. Оттону Великому свою
руку и корону Италии. В XI в.  замок  принадлежал  маркграфине  Матильде
Тосканской, почитательнице папы Григория VII, перед которым  смирился  и
каялся с 25 по 23 янв. 1077 г. имп. Генрих IV. Теперь  сохранились  лишь
развалины замка. Ср. Goldschmidt, "Die  Tage  von  Tribur  und  Canossa"
(Маннгейм, 1873).
   Кантата  (ит.,  лат.,  от  canere  -  петь)  -  название   вокального
произведения. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для  одного
голоса  (мадригал)  называлось  К.,  в  отличие   от   инструментального
сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и
форма К., которая стала заключать  в  себе  не  один  сольный  вокальный
номер, а несколько. В состав К. вошли: хоры, речитативы,  арии,  позднее
дуэты с  оркестровым  сопровождением.  К.  получила  развитие  благодаря
Кариссими, который считается е„ творцом. К. исполняется  в  концертах  и
церквах. Она бывает светского и  духовного  содержания.  Отличие  К.  от
оратории заключается в том, что в оратории более  драматизма  и  сольные
номера относятся к  известным  личностям  в  сюжете  оратории,  а  в  К.
преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более  отвлеченный
характер.  Духовная  К.  особенно  развилась  в  протестантской  церкви.
Сочинение   К.   служит   в   консерваториях   задачей   для   выпускных
учеников-теоретиков. Н. С.
   Кантемир (кн. Антиох  Дмитриевич)  -  знаменитый  русский  сатирик  и
родоначальник  современной  нашей  изящной  словесности,   младший   сын
молдавского  господаря,  кн.   Дмитрия   Константиновича   и   Кассандры
Кантакузен, родился в Константинополе 10 сентября 1709 г. По  матери  он
потомок визант. императоров. В отличие от своего отца, кн.  Константина,
отец Антиоха, кн. Дмитрий, всецело посвятил себя мирной деятельности, не
оправдывая воинственной своей  фамилии  (К.  означает  либо  родственник
Тимура - предки К. признавали своим родоначальником самого Тамерлана,  -
либо кровь-железо; татарское происхождение фамилии К. несомненно). Семья
кн. Дмитрия, в том числе и будущий  сатирик,  сопутствовала  ему  в  его
путешествиях и походах. Этим и объясняется, что К. усвоил себе так полно
дух русского языка и проявил  в  своих  сатирах  такое  глубокое  знание
современной ему русской жизни. Первоначальными его учителями были греки,
но уже на седьмом году его жизни в семью К. поступил  воспитателем  один
из наиболее даровитых студентов Заиконоспасской  акд.,  Иван  Ильинский.
Кн. Дмитрий К., любивший литературу и  сумевший  внушить  эту  любовь  и
Антиоху, в духовном завещании отказал вс„ сво„ имущество тому  из  своих
сыновей, который проявит наибольшее  расположение  к  научным  занятиям,
причем он имел в виду именно Антиоха, "в уме и науках от всех  лучшего".
Действительно,  остальные  братья  оказались  людьми  заурядными;  вкусы
Антиоха разделяла только его сестра Марья, что и послужило основанием их
дружбы на всю жизнь. Переписка брата с сестрой во время продолжительного
отсутствия первого из России (см. Шимко, "Новые данные к биографии А. Д.
К. и его ближайших родственников", СПб., 1891)  бросает  яркий  свет  на
настроение этих двух людей, мягких  и  гуманных  в  такое  время,  когда
окружавшее их общество отличалось дикостью и жестокостью. Переписка  эта
и в других отношениях имеет большое значение для характеристики К.:  она
разъясняет, почему он отказался от выгодного брака с богатейшей невестой
того  времени,  княжной   Варварой   Алексеевной   Черкасской,   дочерью
влиятельного государственного человека. Причиной  этому  было  нежелание
отказаться  от   литературных   и   научных   занятий.   Дипломатической
деятельности К. посвятил себя главным образом потому, что пребывание  за
границей давало ему возможность расширить свое образование  и  в  то  же
время  освобождало  его  от  непосредственного  участия  в  политической
борьбе, сопряженной с кознями и  интригами.  Любовь  К.  к  науке  имела
утилитарный характер, в петровском духе: он дорожил и  самой  наукой,  и
своей литературной деятельностью лишь  настолько,  насколько  они  могли
приблизить Россию к благополучию, а русский народ  -  к  счастью.  Этим,
главным образом, определяется значение К., как общественного  деятеля  и
писателя.  На  тринадцатом  году  жизни  он   потерял   отца.   Домашнее
образование    К.    дополнилось    кратковременным    пребыванием     в
греко-славянской акд. и в акд. наук. Последняя  оказала  К.  несомненную
пользу. Особенно он ценил лекции  Бернулли  и  Гросса  и  на  всю  жизнь
сохранил большое расположение к математике и этике.  Но  своим  обширным
образованием он в значительной степени обязан лично себе. Еще юношей  он
внимательно следил за европейской литературой,  по  самым  разнообразным
отраслям знания. Об этом свидетельствуют собственноручные его пометки  в
календаре за 1728 г. Задаваясь,  еще  в  ранней  молодости,  вопросом  о

Страницы: «« « 1245   1246   1247   1248   1249   1250   1251   1252   1253  1254   1255   1256   1257   1258   1259   1260   1261   1262   1263  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь