Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1234   1235   1236   1237   1238   1239   1240   1241   1242  1243   1244   1245   1246   1247   1248   1249   1250   1251   1252  » »»

Несмотря на то, что поэма  вызвала  общее  восхищение,  творцу  "Лузиад"
пришлось доживать дни свои в  бедности;  к  ней  присоединилось  горе  о
потери независимости Португалии. "Я умираю не только в отечестве, но и с
ним вместе", восклицает поэт в письме к своему другу. Заболев чумой,  он
умер 10 июня 1580 г. и похоронен в церкви св. Анны. 16 лет  спустя,  дон
Гонсало Кутинхо поставил на том месте,  где  предполагалась  могила  К.,
надгробный  камень  с  надписью.  Землетрясение  Лиссабона  в  1755   г.
разрушило до основания црк. св. Анны. В 1855 г.  собрали  предполагаемые
останки  К.  и  похоронили  их,  а  в  1880  г.,   перед   торжественным
празднеством трехсотлетия смерти К.,  эти  предполагаемые  останки  его,
также как и останки  Васко  да-Гамы,  были  перенесены,  с  королевскими
почестями, и похоронены в церкви Санта-Мария в  Белеме:  гроб  с  прахом
Васко да-Гамы - по левую руку, а с прахом К.
   - по правую руку гробницы короля Себастиана.
   В поэме "Оs Lusiadas" К. воспевает потомков Lusus'a - друга или  сына
Бахуса, который, по сказаниям, поселился в Португалии и был там королем.
Она состоит из 10 песен, заключающих в себе  1102  октавы.  Ни  один  из
европейских народов не имеет национального эпоса, подобного  "Лузиадам".
К. воспевает вс„, что  составляет  славу  португальцев,  все  выдающаяся
исторические события и  происшествия;  он  рассказывает  открытие  Васко
да-Гамы, вплетая в рассказ эпизоды из прежней и позднейшей португальской
истории. Горячий патриот, К. стремился обессмертить героические  подвиги
и национальные традиции своих соотечественников. С прелестью стиха поэма
К. соединяет верную передачу фактов, так что К. может быть назван лучшим
историком своей страны. К. - великий мастер рисовать картины природы;  в
особенности ему удается описание моря. "Португальский Гомер" был также и
превосходным лириком: в его неясных и грациозных canzoes, одах,  элегиях
и  эклогах  отражается  вся  его  несчастная   жизнь.   Первый   сборник
стихотворений К.: "Rythmas, divididas  еm  cinco  partas"  появился  уже
после его смерти, в 1595 г.;  вторая  часть:  "Rimas"  -  в  1616  г.  В
молодости К. написал три драм. пьесы: "Еl Rei Seleuco", "Filodemo" и "Os
Amphytrioes",  не  имевшие  продолжительного  успеха.   Лучшие   издания
сочинений К.: "Obras" (Лис., 1860 - 69),  "Os  Lusiadas"  (Лис.,  1880),
народное издание "Obras" - 1874. Поэма К. переведена на все  европейские
языки, даже по несколько раз; так, напр., на  французском  существует  9
переводов. По-русски переводились отрывки Жуковским. Жизнь К. вдохновила
многих поэтов и драматургов: Антонио де-Кастилио, Фред.  Галм,  Деланда.
Особенно известна поэма Альмеида  Гарета:  "Камоэнс",  последние  строфы
которой заключают в себе жестокий  упрек  соотечественникам  за  горькую
судьбу  поэта.  В  настоящее  время  слава  К.  чрезвычайно   велика   в
Португалии. Горячий  патриотизм,  которым  проникнуты  "Лузиады",  много
содействовал пробуждении  португальской  национальности  в  1640  г.  По
решению парламента, в 1860 г., воздвигнут  в  Лиссабоне  памятник  К.  -
статуя работы Бастоса.

   Литература. John Adamson, "Memoirs of the life and writings  of  Luis
de Camoens" (Лонд); A.F. de Castilho, "Camoes, Estudo historico-poetico"
(Лиссаб. 1863); J.M. Latino Coelho, "Luiz de Camoes" (Лиссаб. 1880);  С.
Castello  Branco,  "Lniz  de  Camoes"  (Порто-э-Брага,  1880);   Garett,
"Memorias Biographicas" (Лисс. 1881 - 84); С. v.. Reinhardstoettner, "L.
von С." (Лпц.  1877);  Th.  Braga,  "Bibliographia  Camoniana"  (Лиссаб.
1880); Clovis Lamarre, "Camoens et  les  Lusiades"  (П.  1878);  Burton,
"Camoens, his Life and the Lusiades" (1886), Loiseau,  "Histoire  de  la
litterature portugaise" (1886); Wilhelm Storck, "Lais'de Camoens  Leben"
(Падерб., 1890).
   М. В.
   Кампанелла (Tommaso Campanella) - итал. философ и коммунист  (1568  -
1639), род. в Калабрии,  в  ранней  молодости  вступил  в  доминиканский
орден, но скоро обнаружил большое свободомыслие в религиозных  вопросах,
навлек на себя ненависть богословов и должен был оставить родину. В 1598
г., вернувшись в Неаполь, он был схвачен вместе с несколькими монахами и
отдан под суд по обвинению в колдовстве и  в  составлении  заговора  для
ниспровержения  испанцев  и   всего   существующего   строя,   с   целью
провозглашения республики.  Подвергнутый  неоднократной  пытке,  он  был
приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению и  провел
в тюрьме 27 лет, пока, благодаря вмешательству папы Урбана VIII, не  был
выпущен на свободу, в 1626 г. Конец своей жизни К.  провел  во  Франции,
где получал пенсию от Ришелье. Большая часть сочинений К. написана им  в
тюрьме и издана впоследствии стараниями его ученика, Адами. Политические
и экономические свои взгляды К. излагает в "Civitas solis",  "Questiones
sull'optima republica" и "Philosophia realis". Их отличительная черта  -
смесь фантастического элемента со  здравым,  реальным  представлением  о
жизни. "Civitas solis" изображает, в форме романа,  идеальную  страну  -
город Солнца. Население  этого  города  государства  ведет  "философскую
жизнь в коммунизме",  т.е.  имеет  все  общее,  не  исключая  и  жен.  С
уничтожением собственности уничтожаются в г.  Солнца  и  многие  пороки,
исчезает всякое самолюбие и развивается  любовь  к  общине.  Управляется
народ  верховным  первосвященником,  которого  называют  Метафизиком   и
выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему  учрежден
триумвират  Могущества,  Мудрости  и  Любви  -  совет  трех  подчиненных
Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни  страны.
В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит
науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о  земледелии,  о
продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при  котором  "дети
рождались бы самые лучшие". К. находит странным, что люди так  заботятся
о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о "человеческом приплоде",  и
считает  необходимым  строгий  выбор   брачующихся,   для   совершенства
поколения. В г. Солнца этим заведуют жрецы, точно  определяющие,  кто  с
кем обязан временно соединиться браком для  производства  детей,  причем
женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т.п.  Те  женщины,  которые
оказываются   бесплодными,   становятся   общими   женами.   Столь    же
деспотически, но сообразно способностям  каждого,  распределяются  между
жителями   работы;   похвальным   считается   участвовать   во    многих
разнообразных работах. Вознаграждение за труд определяется начальниками,
при ч„м  никто  не  может  быть  лиш„н  необходимого.  Продолжительность
рабочего дня определяется в 4  часа  и  может  быть  еще  сокращена  при
дальнейших  технических  усовершенствованиях,  которые  К.  прозревал  в
будущем: так напр., он предсказывал появление  кораблей,  которые  будут
двигаться без парусов и в„сел, при помощи внутреннего механизма. Религия
жителей г. Солнца - это, по всей вероятности, религия самого К.:  деизм,

Страницы: «« « 1234   1235   1236   1237   1238   1239   1240   1241   1242  1243   1244   1245   1246   1247   1248   1249   1250   1251   1252  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь