Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»

Рима. Но даже после этого 70-летнего периода, известного  под  названием
"авиньонского  пленения   пап",   город   этот   до   1409   г.   служил
местопребыванием многим непризнанным папам. - См. Панжон, "A., la  ville
et ie palais des papes" (Безансон, 1878).
   Авиценна,  собственно  Абу-Али  ал-Гусейн  Ибн-Абдаллах  Ибн-Сина,  -
знаменитый арабский и философ и врач, род. 980 г. в  Афшеме,  в  Бухаре,
изучал в  Бухаре  математику,  астрономию,  философию  и  медицину,  был
придворным врачом саманидских и даилемитских султанов,  некоторое  время
был визирем в Гамадане, поселился затем  в  Испагани  и  умер  во  время
похода эмира Алаед-Дауда в Гамадане в 1037  году  А.  оставил  множество
сочинений, между которыми  особенной  известностью  пользовался  "Канон"
(Каnun fi'l Tibb), где изложена его система медицины, в  главных  чертах
имеющая много общего с системою Галена. Арабский  текст  "Канона"  издан
полностью только однажды (4 т.,  Рим,  1593),  но  существует  множество
переводов его на латинский язык. Самый  тщательный  из  них  принадлежит
Племию (Львов, 1658). Кроме того, в  латинском  переводе  изданы  многие
другие  медицинские  и  философские  сочинения  А.  Особенное   внимание
схоластиков  обратило  на  себя  сочинение  А.  о  метафизике  (служащее
собственно комментарием к метафизике Аристотеля), в котором  А.  выказал
себя  вполне  самостоятельным  мыслителем.  Ср.  Гезера,  "Lehrbuch  der
Geschichte der Medicin" (3-е изд. т. 1, Иена, 1875).
   Авогадро закон - одно из важных основных положений  химии,  гласящее,
что "в одинаковых объемах различных паров и газов  находится  одинаковое
число частиц".  Формулированное  еще  в  1811  году  (Амедеем  Авогадро,
профессором физики в Турине, род. в 1776 г., умер в 1856  г.)  положение
это имело громадное значение  для  развития  химии,  так  как  оно  дает
возможность  определять  частичный  вес  тел,  способных  переходить   в
газообразное  или  парообразное  состояние.  Если  через  m  мы  означим
частичный вес тела, и через d удельный вес его в парообразном состоянии,
то отношение m должно быть постоянным для всех тел.  Опыт  показал,  что
для всех изученных, переходящих в пар  без  разложения,  эта  постоянная
равна 28,9, если при определении частичного  веса  исходить  из  уд.  в.
воздуха, принимаемого за единицу, но эта постоянная будет  равняться  2,
если принять за единицу уд. вес водорода. Означив  эту  постоянную,  или
что то же, общий всем парам и газам  частичный  объем  через  С,  мы  из
формулы имеем  с  другой  стороны  m  =  d C.  Так  как  уд.  вес  пара
определяется легко, то значит, подставляя значение d в формулу выводится
и неизвестный частичный вес  данного  тела.  Элементарный  анализ  напр.
одного из полибутиленов указывает, в нем  пайное  отношение  углерода  к
водороду, как 1 к 2, а потому  частичный  вес  его  может  быть  выражен
формулою СН2 или  C2H4,  C4H8  и  вообще  (СН2)n.  Частичный  вес  этого
углеводорода тотчас определяется, следуя закону Авогадро, раз  мы  знаем
удельный вес,  т.е.  плотность  его  пара;  он  определен  Бутлеровым  и
оказался 5,85 (по отношению к воздуху); т.е.  частичный  вес  его  будет
5,85?28,9 = 169,06. Формуле C12H22 отвечает частичный вес  154,  формуле
C12H24 - 168, а C13H26 - 182. Формула C11H24 близко отвечает наблюденной
величине, а потому она и должна выражать собою величину  частицы  нашего
углеводорода CH2.
   Авраам (первоначально Аврам) - ветхозаветный патриарх и родоначальник
евр. народа, род. в г. Ур, в северной Месопотамии за 2040 л.  д.  Г.  X.
Отца его звали Фарра, у евреев Терах, а у арабов Азар. Имя матери  А.  в
св. Писании не упоминается, по преданиям же арабским  (см.  Herbelot  I,
64) имя ее было Адна, а по  раввинским  (Баба-Батра  91  а)  -  Аматлея,
вероятно  Аматсула  -  древнехалдейское  женское  имя,   встречаемое   в
клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как  полагает
Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие.  Живя  среди  языческого  Мира,  А.
первый познал лживость служения идолам и  постиг  существование  единого
Бога, апостолом которого  он  и  сделался.  Преследуемый  за  то  своими
языческими соотечественниками, А., на 75-м году жизни, оставляет  родину
и переправляется чрез Евфрат в землю Ханаанскую, обетованную Богом ему и
его потомству, отчего и был прозван А. га-иври, что значить прибывший  с
той стороны реки откуда и пошло слово еврей. С А. переселились жена  его
Сара и племянник Лот. Долго кочевали они на  юге  Ханаанеи,  побывали  в
Египте, а впоследствии и у филистимлян, где А. в обеих странах  угрожала
одинаковая опасность лишиться жены, которая была взята в царский  гарем.
Вернувшись из Египта, А. отделился от Лота, по причине ссоры,  возникшей
между их пастухами; А.  поселился  в  Хевроне,  а  Лот  в  прииорданской
области, в  городе  Содоме.  Родственной  связи  однако  ж  А.  с  своим
племянником не разорвал и когда на Содом напали неприятели, разграбили и
увезли в плен жителей, в том  числе  и  Лота,  то  А.,  узнав  об  этом,
немедленно  вооружил  своих  рабов,  числом  818  человек.  погнался  за
грабителями, разбил их и освободил не только родственника своего,  но  и
других содомлян с их  добром,  причем  выказал  величайшее  бескорыстие,
отказавшись взять что либо у  царя  Содомского,  предлагавшего  ему  всю
добычу. - Брак А. с Сарою долго оставался бесплодным, хотя от Агари у А.
был сын Измаил. Лишь на старости, когда Саре было 90, а А. 100 л., у них
родился сын Исаак, который и должен был быть  прямым  наследником  А.  и
продолжать род евр. племени. Союз об этом  Бог  заключил  с  А.  еще  до
рождения Исаака, установив внешним знаком этого союза  обряд  обрезания,
причем имя его Аврам было удлинено в Авраам. Чтобы  испытать  силу  веры
А., к нему последовало повеление Божие принести в жертву Исаака на  горе
Мории. А., не колеблясь, повиновался, но  в  самый  решительный  момент,
когда Исаак лежал связанный на алтаре и А. занес уже нож, чтобы  вонзить
в сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг  А.  служит  у
евреев бесконечной темой воспоминаний в их молитвах, а  в  прежние  века
изображение жертвования Исаака было  и  в  христианской  церкви  любимым
сюжетом для лепной  и  живописной  работы  художников.  -  Вскоре  после
события с Исааком умерла Сара, 127 лет. А. женился вторично на Кетуру, с
которой прижил еще 6 сыновей. Все они, как и  старший  сын  его  Измаил,
сделались родоначальниками разных арабских  племен,  чем  и  объясняется
самою  Библиею  (Бытия  XVII,  5)  значение  имени  Авраама,  как  "отца
множества племен". - А. умер 175 л. от роду (в 1865 г. до Р. X.)  и  был
погребен сыновьями его Исааком и Измаилом в Хевроне, в  пещере  Махпелу,
купленную им при смерти  Сары,  как  семейную  усыпальницу.  Мохаммедане
построили над этою пещерою мечеть и оберегают ее, как одну из величайших
святынь. Многое из передаваемого об А. в библейском рассказе может  быть
легендарным и неисторическим,  но  великий  образ  этого  патриарх  имел
всегда, как в Ветхом так и в Новом завете, высокое значение как прототип
наивысшего благочестия и праведности. Как у евреев и мохаммедан, так и у
отцов христиан. церкви  сохранились  об  А.  разные  предания.  По  этим

Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь