|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 » »» известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжном
исправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч.
подлинники были недоступны; людьми действительно учеными. Никон и его
справщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиною
возникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителей
старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись
противники Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и стали
увещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоял
при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли",
доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все
лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова,
которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякое
значение при дворе, и А. возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы
возвращения его в Москву были временем большого личного торжества А.;
сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре однако
убедились, что А. не личный враг Никона, а противник господствующей
церкви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева, если уже не
"соединиться", то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго.
Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить
4-х конечный крест, исправление символа веры, трехперстное сложение,
партесное пение, отвергать возможность спасении по новоисправленным
богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил
низложения Никона и восстановления иосифовских обрядов. В 1664 г. А.
сослан был в Мезень, где он пробыл 11/2 года, продолжая свою
фанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по
всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя "рабом и
посланником Иисуса Христа", "протосингелом российской церкви". В 1666 г.
А. привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний на
соборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли в
Успенск. соборе за обедней, в ответ на что А. тут же возгласил анафему
архиеpеям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить А.,
расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народе
и во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за
А. царицы было в день расстрижения его "великое нестроение" с царем.
Вновь происходили увещания А. уже пред лицом вост. патриархов в Чудове
м-ре, но А. твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили.
А. был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему даже не
вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп
симбирский, был сослан в Пустозерск. 14 лет просидел А. на хлебе и воде
в земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь,
рассылая грамоты и окружные послания. Наконец, дерзкое письмо его к царю
Федору Алексеевичу, в котором он просил царя Алексея Михайловича и ругал
патриарха Иоакима, решило участь А. и его товарищей. 1 апр. 1681 г. они
были сожжены в Пустозерске. Раскольники считают А. мучеником и имеют
иконы его. В сфере раскола А. действовал не только примером
непреклонности убеждения; он - и один из наиболее выдающихся
расколоучителей. А. приписывают 43 соч., из которых 37, в том числе и
автобиография его ("Житие"), напеч. Н. Субботиным в "Материалах для
истории раскола" (т. I и V). Вероучительные взгляды А. сводятся к
отрицанию никоновских "новшеств", которые он ставит в связь с "римской
блудней, т.е. с латинством. Кроме того, А. в св. Троице различал три
сущности или существа, что и дало первым обличителям раскола повод
говорить об особой секте "аввакумовщины", которой на самом деле не было,
так как взгляды А. на св. Троицу не были приняты раскольниками.
Авгуры. Так назывались у римлян члены одной жреческой коллегии,
пользовавшейся до позднейших времен большим уважением и обладавшей
знанием с помощью авгурий или ауспиций, т.е. наблюдений над полетом и
криком птиц, над падением молнии и по другим признакам, отгадывать волю
богов и предсказывать исход того или другого предприятия.
Ауспиции подразделялись на такие, которые непосредственно при
известных церемониях и в известных формулах испрашивались у божества, и
на такие, в которых последнее по собственному желанию выражало свою
волю. В последнем случае влияние А. было очень сильно. Они могли
остановить народное собрание, отложить его до другого дня и даже
отменять его решения, объявив, что ауспиции были неблагоприятны. В
частности ауспиции разделялись на 5 классов: 1) небесные явления, как
гром и молния; при этом обращалось внимание на место возникновения
молнии - если на лево от наблюдателя, обращенного лицом к югу, то
предзнаменование считалось счастливым; если же направо, то -
неблагоприятным ; 2) крик и полет птиц. Одни из птиц возвещали тот или
другой исход дел направлением своего полета, другие - своим криком или
пением. К последним относились ворон, ворона, ночная сова и др.; к
первым - один вид соколов, орел и коршун. Ворона, каркающая с девой
стороны, а воронь - с правой - возвещали удачу; 3) клевание или
неклевание зерен птицами. Первое возвещало счастье, второе - несчастье.
Этот род гадания особенно практиковался на войне, вследствие чего войско
сопровождал всегда Pullarius с целым фургоном кур. Кроме этих трех
ауспиций были еще 4) приметы по четвероногим животным и 5) по
каким-нибудь необыкновенным происшествиям и несчастным случаям. Так
напр., всякое народное собрание должно было немедленно расходиться, если
кто-нибудь из присутствовавших подвергся припадку падучей. И в военное,
и в мирное время не предпринималось ничего важного без предварительного
испрашивания ауспиций. Даже в эпоху Цицерона, когда вера в старых богов,
особенно в высших классах уже значительно пошатнулась, и магистраты,
которые заведывали этими гаданиями, смотрели на них лишь как на докучные
формальности, ауспиции все еще служили важным средством, по крайней
мере, для достижения политических целей, и вследствие этого и коллегии
А., обладавшая этим знанием, пользовалась большим уважением.
Официальные ауспиции устраивались только должностными лицами, авгуры
при этом служили лишь посредниками-специалистами. Роль их заключалась
главным образом в том, что они для наблюдения примет должны были
очертить "templum", т.е. узкое пространство, с которого должны были
производиться наблюдения, и другое более обширное, на протяжении
которого надо было наблюдать приметы. Авгур своим жезлом (lituus)
мысленно проводил две лиши (одну по направлению с севера на юг - cardo,
- а другую, перерезывающую первую, с востока на запад - decumanus)
через все поле наблюдения и затем соединял концы этих линий 4-мя прямыми
линиями в виде прямоугольника. Лишь после этих предварительных действий,
магистрат, сидя с покрытой головой в узком templum и обращенный лицом к
востоку или югу, мог приступить к ауспициям. В Риме для правильных и
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |