Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1462   1463   1464   1465   1466   1467   1468   1469   1470  1471   1472   1473   1474   1475   1476   1477   1478   1479   1480  » »»

мятежа.  Курфюрст  саксонский  Иоанн  Твердый,  в   союзе   с   Филиппом
Гессенским, саксонскими герцогами Георгом и Генрихом, графом  Альбрехтом
Мансфельдским и  др.  князьями,  нанес  при  Франкенгаузене  решительное
поражение крестьянам. Мюнцер был взят в плен  и  казнен.  Та  же  участь
постигла и предводителей других крестьянских  банд  в  центр.  Германии,
разбитых  и  рассеянных  союзными  князьями.  Истреблением  поселян  при
Цаберне и Шейвейлере закончилось К. движение в Эльзасе. В Вюртемберге  и
Франконии  главнокомандующий  армии   швабского   союза,   Трухзес   фон
Вальдбург, вместе с курфюрстом  пфальцским,  после  нескольких  сражений
(при Бедлингене, Неккаргартахе, Кенигсгофене и Ингольштадте), совершенно
подавил восстание. Усмирение крестьян везде было проведено с  величайшею
жестокостью.  Несколько  долее  держались  крестьяне  в   южн.   Швабии,
архиепископстве  Зальцбургском  и  Тироле:  в  последних  двух  областях
правители должны были даже пойти на некоторые уступки. Вообще  К.  война
ухудшила положение крестьян; так как  озлобленное  дворянство  с  особым
усердием стало налагать на крестьян  поборы  и  повинности.  Опустошение
целых  областей,  увеличившееся  распадение  частей  нации,   ослабление
реформационных  стремлений,  подавление  политической  жизни,   взаимное
недоверие народа и правительства  -  таковы  были  печальные  результаты
неудавшегося движения. Ср. В. Циммерман, "История  великой  крестьянской
войны" (есть в русском переводе); Wachsmuth, "Der deutsche Bauernkrieg";
Dietrich, "Der  Bauernkrieg";  Weil,  "Der  Bauernkrieg";  Engels,  "Der
deutsche Bauernkrieg"; Jorg, "Deutschland in der  Revolutions  periode";
Hartfelder, "Zur Geschichte des Bauernkrieges in Sudwestdeutschland".
   M. В-ий.
   Кречет. - К. называются самые крупные соколы,  водящиеся  на  крайнем
севере Старого и Нового Света. Все они близки между собою и  различаются
главным образом по окраске, которая притом очень сильно  варьирует,  как
по  возрасту,  так  и  месту  происхождения.   Некоторые   исследователи
соединяют всех К. в один вид, считая различных К. лишь  разновидностями,
другие различают 2-5 видов. От других благородных соколов они отличаются
очень  значительной  величиною  (длина  около  60  стм.),   относительно
длинным, круто согнутым клювом, оперенной до 2/3 цевкой  и  относительно
длинным хвостом. В сев. Скандинавии на Ю до 60ё с. ш. и  у  нас  в  сев.
Лапландии  гнездится  норвежский  К.  (Falco  s.  Hierofalco  gyrfalco),
залетающий зимою на Ю до  Польши,  Дании,  Германии,  Голландии  и  даже
Франции; цвет его сверху темно-серый с черной спиной и полосой на хвосте
и буро-черными крыльями, снизу сероватый или желтовато-белый  с  темными
продольными,  а  на  боках  и  штанах  поперечными  пятнами;  у  молодых
преобладающий цвет верхней стороны темно-бурый, нижний серо-желтоватый с
темными пятнами. В Исландии и южн. Гренландии водится исландский К.  (F.
islandicus), залетающий нередко  до  Британских  о-вов,  более  бледного
цвета.  В  сев.  Гренландии  живет  близкий   к   нему   F.   candicans,
преобладающий цвет которого в старости белый; темные подоски могут почти
исчезать. К., водящегося на Уральском хребте,  в  Печорской  тундре,  на
Новой Земле и в Сибири, выделяют в особый вид - уральский К.  (Falco  s.
Hierofalco  uralensis).  К.  водятся  преимущественно   на   обрывистых,
скалистых морских берегах, особенно  по  близости  от  птичьих  гор  или
"базаров", летают очень быстро, делая частые удары крыльями и редко паря
(кроме времени перелета или периода размножения), питаются летом главным
образом морскими птицами,  зимой  горными  тетеревами,  а  также  белыми
куропатками, зайцами и т. п. Гнездятся в углублениях на скалах,  занимая
оставленное гнездо воронов или отнимая его или делая  его  сами,  иногда
селятся и на деревьях;  гнездо  выстилается  ветками  и  травой,  кладка
состоит из  4  яиц.  В  средние  века  К.  высоко  ценились  в  качестве
охотничьих птиц на соколиных  охотах  и  из  Дании  ежегодно  посылалось
правительством в Исландию специальное судно за К. В вост. Азии  инородцы
и теперь еще употребляют К. для охоты.
   Н. Кн.
   Кречеты служат  ловчими  птицами,  разделяются  на  белых  К.  (Faico
candicans, groenlandicus) - лучших и самых  ценных,  исландских  К.  (F.
islandicus), норвежских или обыкновенных ("серых") К.  (F.  hyrfalco)  и
красных К. (F. sacer) - ныне очень ценящихся в Бухаре, Хиве,  Киргизских
степях, Алжире, Персии и Индии, а в  прежнее  время  также  во  Франции,
Англии и в охоте царя Алексея Михайловича, для которой они добывались  в
Архангельской губ. и в Сибири. К. относятся  к  ловчим  птицам  высокого
полета (haut-vol), причем низвергаются на добычу  -  "бьют"  ее  сверху,
иногда схватывая ее когтями и унося с собой или же только  убивая  силою
удара. См. К. П. Галлер, "Охота с  соколами  и  ястребами"  ("Природа  и
Охота", 1882,  VII);  его  же,  "Соколиная  охота"  ("Справочно-памятная
книжкакалендарь Лаврентьева для охотников на 1884- 85 гг.").
   С. Б.
   Крещение  -  первое  из  христианских  таинств,   принимаемое   всеми
христианскими вероисповеданиями  и  сектами,  хотя  и  не  в  одинаковом
смысле, и знаменующее собою вступление  в  состав  церковного  общества.
Погружению в воду  или  обливанию  у  всех  почти  народов  древности  -
халдеев,  финикиян,  египтян,  персов,  отчасти  у  греков  и  римлян  -
усвоялось  особое  значение,  в  смысле  не  только  физического,  но  и
нравственного  очищения.  По  словам   Макробия,   у   римлян   обмывали
новорожденных в воде в восьмой или  девятый  день  по  рождении,  причем
нарекали им имя (подробнее см.  Migne,  "Encyciopedie  theologique",  т.
VII, под словом bapteme). Как особое  сакраментальное  установление,  К.
существовало, по свидетельству многих писателей, у евреев, незадолго  до
появления   христианства,    именно    в    период    послемаккавейcкого
восстановления культа для так называемых "прозелитов врат"; оно заменяло
для них обрезание. Даже у природных последователей Моисеева  закона  оно
существовало  некоторое  время,   как   "утверждение   обрезания",   его
дополнение. Наконец, оно упоминается в числе мистерий  секты  ессеев,  у
которых совершалось с особенными тайными церемониями. - Упоминая об этой
чисто внешней аналогии культовых обрядов разных народов  с  христианским
водным  крещением,  большинство  исследователей  отказывается,   однако,
находить генетическое соотношение  между  ними.  На  почве  христианства
установлению собственно христианского таинства  крещения  предшествовало
"крещение  Иоанново"  -  Иоанна  Предтечи,  который,  проповедуя  иудеям
грядущего Мессию, крестил в Иордане  приходивших  к  нему  и  самого  И.
Христа. Когда именно  учреждено  собственно  христианское  К.,  об  этом
существуют  между  богословами  различные   мнения.   Некоторые   (блаж.
Августин) думают, что слова Евангелия: сам Иисус не крестил, но  ученики
его (Иоан. III, 22, IV, 1-2), указывают  на  установление  христианского
К., совершавшегося  апостолами  по  уполномочию  от  И.  Христа;  другие

Страницы: «« « 1462   1463   1464   1465   1466   1467   1468   1469   1470  1471   1472   1473   1474   1475   1476   1477   1478   1479   1480  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь