Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 » »» мятежа. Курфюрст саксонский Иоанн Твердый, в союзе с Филиппом Гессенским, саксонскими герцогами Георгом и Генрихом, графом Альбрехтом Мансфельдским и др. князьями, нанес при Франкенгаузене решительное поражение крестьянам. Мюнцер был взят в плен и казнен. Та же участь постигла и предводителей других крестьянских банд в центр. Германии, разбитых и рассеянных союзными князьями. Истреблением поселян при Цаберне и Шейвейлере закончилось К. движение в Эльзасе. В Вюртемберге и Франконии главнокомандующий армии швабского союза, Трухзес фон Вальдбург, вместе с курфюрстом пфальцским, после нескольких сражений (при Бедлингене, Неккаргартахе, Кенигсгофене и Ингольштадте), совершенно подавил восстание. Усмирение крестьян везде было проведено с величайшею жестокостью. Несколько долее держались крестьяне в южн. Швабии, архиепископстве Зальцбургском и Тироле: в последних двух областях правители должны были даже пойти на некоторые уступки. Вообще К. война ухудшила положение крестьян; так как озлобленное дворянство с особым усердием стало налагать на крестьян поборы и повинности. Опустошение целых областей, увеличившееся распадение частей нации, ослабление реформационных стремлений, подавление политической жизни, взаимное недоверие народа и правительства - таковы были печальные результаты неудавшегося движения. Ср. В. Циммерман, "История великой крестьянской войны" (есть в русском переводе); Wachsmuth, "Der deutsche Bauernkrieg"; Dietrich, "Der Bauernkrieg"; Weil, "Der Bauernkrieg"; Engels, "Der deutsche Bauernkrieg"; Jorg, "Deutschland in der Revolutions periode"; Hartfelder, "Zur Geschichte des Bauernkrieges in Sudwestdeutschland". M. В-ий. Кречет. - К. называются самые крупные соколы, водящиеся на крайнем севере Старого и Нового Света. Все они близки между собою и различаются главным образом по окраске, которая притом очень сильно варьирует, как по возрасту, так и месту происхождения. Некоторые исследователи соединяют всех К. в один вид, считая различных К. лишь разновидностями, другие различают 2-5 видов. От других благородных соколов они отличаются очень значительной величиною (длина около 60 стм.), относительно длинным, круто согнутым клювом, оперенной до 2/3 цевкой и относительно длинным хвостом. В сев. Скандинавии на Ю до 60ё с. ш. и у нас в сев. Лапландии гнездится норвежский К. (Falco s. Hierofalco gyrfalco), залетающий зимою на Ю до Польши, Дании, Германии, Голландии и даже Франции; цвет его сверху темно-серый с черной спиной и полосой на хвосте и буро-черными крыльями, снизу сероватый или желтовато-белый с темными продольными, а на боках и штанах поперечными пятнами; у молодых преобладающий цвет верхней стороны темно-бурый, нижний серо-желтоватый с темными пятнами. В Исландии и южн. Гренландии водится исландский К. (F. islandicus), залетающий нередко до Британских о-вов, более бледного цвета. В сев. Гренландии живет близкий к нему F. candicans, преобладающий цвет которого в старости белый; темные подоски могут почти исчезать. К., водящегося на Уральском хребте, в Печорской тундре, на Новой Земле и в Сибири, выделяют в особый вид - уральский К. (Falco s. Hierofalco uralensis). К. водятся преимущественно на обрывистых, скалистых морских берегах, особенно по близости от птичьих гор или "базаров", летают очень быстро, делая частые удары крыльями и редко паря (кроме времени перелета или периода размножения), питаются летом главным образом морскими птицами, зимой горными тетеревами, а также белыми куропатками, зайцами и т. п. Гнездятся в углублениях на скалах, занимая оставленное гнездо воронов или отнимая его или делая его сами, иногда селятся и на деревьях; гнездо выстилается ветками и травой, кладка состоит из 4 яиц. В средние века К. высоко ценились в качестве охотничьих птиц на соколиных охотах и из Дании ежегодно посылалось правительством в Исландию специальное судно за К. В вост. Азии инородцы и теперь еще употребляют К. для охоты. Н. Кн. Кречеты служат ловчими птицами, разделяются на белых К. (Faico candicans, groenlandicus) - лучших и самых ценных, исландских К. (F. islandicus), норвежских или обыкновенных ("серых") К. (F. hyrfalco) и красных К. (F. sacer) - ныне очень ценящихся в Бухаре, Хиве, Киргизских степях, Алжире, Персии и Индии, а в прежнее время также во Франции, Англии и в охоте царя Алексея Михайловича, для которой они добывались в Архангельской губ. и в Сибири. К. относятся к ловчим птицам высокого полета (haut-vol), причем низвергаются на добычу - "бьют" ее сверху, иногда схватывая ее когтями и унося с собой или же только убивая силою удара. См. К. П. Галлер, "Охота с соколами и ястребами" ("Природа и Охота", 1882, VII); его же, "Соколиная охота" ("Справочно-памятная книжкакалендарь Лаврентьева для охотников на 1884- 85 гг."). С. Б. Крещение - первое из христианских таинств, принимаемое всеми христианскими вероисповеданиями и сектами, хотя и не в одинаковом смысле, и знаменующее собою вступление в состав церковного общества. Погружению в воду или обливанию у всех почти народов древности - халдеев, финикиян, египтян, персов, отчасти у греков и римлян - усвоялось особое значение, в смысле не только физического, но и нравственного очищения. По словам Макробия, у римлян обмывали новорожденных в воде в восьмой или девятый день по рождении, причем нарекали им имя (подробнее см. Migne, "Encyciopedie theologique", т. VII, под словом bapteme). Как особое сакраментальное установление, К. существовало, по свидетельству многих писателей, у евреев, незадолго до появления христианства, именно в период послемаккавейcкого восстановления культа для так называемых "прозелитов врат"; оно заменяло для них обрезание. Даже у природных последователей Моисеева закона оно существовало некоторое время, как "утверждение обрезания", его дополнение. Наконец, оно упоминается в числе мистерий секты ессеев, у которых совершалось с особенными тайными церемониями. - Упоминая об этой чисто внешней аналогии культовых обрядов разных народов с христианским водным крещением, большинство исследователей отказывается, однако, находить генетическое соотношение между ними. На почве христианства установлению собственно христианского таинства крещения предшествовало "крещение Иоанново" - Иоанна Предтечи, который, проповедуя иудеям грядущего Мессию, крестил в Иордане приходивших к нему и самого И. Христа. Когда именно учреждено собственно христианское К., об этом существуют между богословами различные мнения. Некоторые (блаж. Августин) думают, что слова Евангелия: сам Иисус не крестил, но ученики его (Иоан. III, 22, IV, 1-2), указывают на установление христианского К., совершавшегося апостолами по уполномочию от И. Христа; другие Страницы: «« « 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |