Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1464   1465   1466   1467   1468   1469   1470   1471   1472  1473   1474   1475   1476   1477   1478   1479   1480   1481   1482  » »»

избежание его искажения. Запрещается давать одно и тоже имя  двум  детям
одних  родителей;  в  западных  губерниях   запрещается   давать   имена
католических  святых.  Если,   по   ошибке,   дано   ребенку   имя,   не
соответствующее его полу  и  ошибка  замечена  уже  после  К.,  младенца
приобщают св. Тайн и  во  время  причащения  священник  произносить  его
должное имя, о чем отмечается в метрической книге. Вода  для  К.  должна
быть не холодная (принимается к сведению  совет  медиков  о  том,  чтобы
температура ее была в 24%- 26% Реомюра), без примесей и не может быть ни
заменяема  другою  жидкостью,  ни  разбавляема   другою   водою   (напр.
богоявленской). К. должно быть совершаемо в церкви, на дому же - лишь  в
самых крайних случаях. Детей-подкидышей предписывается крестить, если бы
даже при подкинутии их и имелась  записка,  с  означением  что  младенец
крещен, но без указания - кем. Дети от смешанных браков,  если  один  из
супругов - православный, должны быть крестимы по  православному  обряду.
Крещаемые евреи крестят обязательно с собою и детей до 7  лет:  с  отцом
крестятся сыновья, с матерью - дочери. Иноверцы, имеющие более  14  лет,
могут быть крещены и без согласия  родителей.  Восприемниками  не  могут
быть   явные   грешники,   монашествующие   и    совершенные    невежды;
восприемничество заочное воспрещается; при  К.  младенца  мужского  пола
довольно одного восприемника, женского - одной восприемницы. Разрешается
крестить в одной и той  же  воде  нескольких  младенцев.  Подробнее  см.
"Чинопоследование крещения"  по  православному  обряду  в  богослужебной
книге "Требник".  Ср.  Алмазов,  "история  чинопоследований  крещения  и
миропомазания" (Казань, 1884); Chardon,  "Histoire  des  sacrements"  (в
изд.  Миня,  "Carsas  completus  Theologiae",  t.  XX);   Reiches,   "De
baptismatis  origine  et  necessitate..."   (Геттинг.,   1816);   иером.
Амвросий, "Таинство крещения по чину  православной  церкви"  ("Странник"
1864).
   Н. Б.

   Крещение   (этнографич.).   Совершение    таинства    св.    Крещения
сопровождается  на  Руси  пиром  (крестины),  к  которому   приглашаются
знакомые и родственники. В Великороссии бабка угощает  отца  окрещенного
младенца крестильной кашей или кр. сбитнем - смесью соли, перца, хрена и
т. п. Отец, для общей потехи, морщась ест, а затем платит бабке  деньги.
В Волынской и Подольской губ. кладут  на  порог  избы  топор  и  горящие
уголья; на них должны наступить кумовья, идя крестить ребенка в церковь.
Кума берет в карман иголку и краюшку хлеба, что служит  доброю  приметой
для будущего благосостояния младенца. В тех же губ. весьма охотно идут в
восприемники незаконнорожденного младенца, так как, по поверью, у такого
крестного отца будет хороший скот и хозяйство;  веревку,  служившую  при
этом поясом, берегут как целебное средство. В Уманском у. Киевской  губ.
кумовья, прежде чем нести дитя крестить, расстилают кожух  и  кладут  на
него отцовские штаны, если родился мальчик,  а  если  девочка  -  рубаху
матери; сверху кладут ребенка, качают его, бросают  на  кожух  деньги  и
затем идут в церковь. Кожух и деньги служат предзнаменованием счастья. В
Малороссии крестины празднуются или сейчас после К., или несколько  дней
спустя; гости оделяют деньгами  бабку  и  новокрещенного.  По  окончании
угощения кумовья подносят отцу житную квитку (букетик) и  житную  водку;
жито здесь служит символом доброго житья. Ср. П.  П.  Чубинский,  "Труды
этнографическо-статистической  комиссии  в  зап.  русском  крае"   (СПб.
1872-77); Хр.  Ящуржинский,  "Поверья  и  обрядности  родин  и  крестин"
("Киевск. Старина" 1893, ј VII).
   Крещение Господне - один из важнейших  моментов  в  земной  жизни  И.
Христа.  Когда  настало  время  для  Его  выступления  на   общественную
деятельность, Он, имея около 30 лет от рода, оставил уединенный  Назарет
и  явился  на  берега  Иордана,  где  К.  совершал  Иоанн  Предтеча  или
Креститель, введший этот обряд в знак очищения  покаявшихся  от  грехов.
Христос был безгрешен, но Он  принял  К.  для  того,  чтобы  собственным
примером освятить обряд, который, благодаря Его искупительным  заслугам,
впоследствии получил значение  таинства  и  сделался  не  знаком  только
покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного
греха. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Марк. XVI,  16).
История К. Господня излагается в Ев. Матф. III, 13-17;  Марк.  I,  9-11;
Лук. III, 21-23; Иоан. I, 32-34.
   А. Л.
   Кривичи - многочисленное славянское племя, занимавшее верховья Волги,
Днепра и Зап. Двины,  южную  часть  Озерной  области  и  часть  бассейна
Немана. К К. причисляют и ильменских славян. К. были,  вероятно,  первым
славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на  СВ.  Ограниченные  в
своем распространении на СЗ и З, где они встретили устойчивые  литовские
и финские племена, К. распространились  к  СВ  и  поглотили  живших  там
финнов. На западе К.  вместе  с  дреговичами  составили  основу  племени
белорусского. Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию,
К. принимали участие в  торговле  с  Грецией;  Константин  Порфирородный
говорит о том, что К. делают лодки, на которых руссы ходят  в  Царьград.
Участвовали в походах Олега и Игоря на греков,  как  племя,  подчиненное
киевскому князю; в  договоре  Олега  упоминается  их  город  Полоцк.  На
основании археологических данных можно думать, что К. вели торговлю и  с
Востоком. Уже в эпоху образования русского государства у  К.  существуют
политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.
   Е. К.
   Крикет (Cricket) - английская национальная  игра  в  мяч,  в  которой
участвуют 2  партии,  каждая  в  11  человек.  На  расстоянии  22  шагов
устанавливаются два виккета (wickets)  -  шесты  с  положенными  на  них
палочками. Игроки одной партии стараются коснуться  мячом  виккета  так,
чтобы сбросить палочки; задача  другой  партии  -  не  допустить  этого,
отбросив мяч;  сверх  того  требуется  перебежать,  в  промежуток  между
ударами, от одного виккета  к  другому.  Подробные  правила  игры  в  К.
составлены "Мэрилебонским клубом игры в К." (Маrylebone  Cricket  Club),
приняты союзом франц. обществ атлетического  спорта  и  на  русском  яз.
помещены в книге дра Е. А. Покровского:  "Английские  игры  на  открытом
воздухе".  См.  Pycroft,  "The  Cricketfield"  (Л.,  1882);   Routledge,
"Handbook of Cricket" (Л., 1889); Bavenstein, "Volksturnbuch"  (Франкф.,
1893), Zettler; "Die Bewegungsspiele" (1893).
   Крипта (Krypta) - в первые века христианства капелла в катакомбах,  в
которой погребались святые и мученики и происходили молитвенные собрания
верующих. Впоследствии, вероятно, как  воспоминание  о  таких  подземных
усыпальницах,  название  К.  получили  в  западноевропейской   церковной
архитектуре особые помещения, со сводами  и  подпирающими  их  столбами,

Страницы: «« « 1464   1465   1466   1467   1468   1469   1470   1471   1472  1473   1474   1475   1476   1477   1478   1479   1480   1481   1482  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь