|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 » »» избежание его искажения. Запрещается давать одно и тоже имя двум детям
одних родителей; в западных губерниях запрещается давать имена
католических святых. Если, по ошибке, дано ребенку имя, не
соответствующее его полу и ошибка замечена уже после К., младенца
приобщают св. Тайн и во время причащения священник произносить его
должное имя, о чем отмечается в метрической книге. Вода для К. должна
быть не холодная (принимается к сведению совет медиков о том, чтобы
температура ее была в 24%- 26% Реомюра), без примесей и не может быть ни
заменяема другою жидкостью, ни разбавляема другою водою (напр.
богоявленской). К. должно быть совершаемо в церкви, на дому же - лишь в
самых крайних случаях. Детей-подкидышей предписывается крестить, если бы
даже при подкинутии их и имелась записка, с означением что младенец
крещен, но без указания - кем. Дети от смешанных браков, если один из
супругов - православный, должны быть крестимы по православному обряду.
Крещаемые евреи крестят обязательно с собою и детей до 7 лет: с отцом
крестятся сыновья, с матерью - дочери. Иноверцы, имеющие более 14 лет,
могут быть крещены и без согласия родителей. Восприемниками не могут
быть явные грешники, монашествующие и совершенные невежды;
восприемничество заочное воспрещается; при К. младенца мужского пола
довольно одного восприемника, женского - одной восприемницы. Разрешается
крестить в одной и той же воде нескольких младенцев. Подробнее см.
"Чинопоследование крещения" по православному обряду в богослужебной
книге "Требник". Ср. Алмазов, "история чинопоследований крещения и
миропомазания" (Казань, 1884); Chardon, "Histoire des sacrements" (в
изд. Миня, "Carsas completus Theologiae", t. XX); Reiches, "De
baptismatis origine et necessitate..." (Геттинг., 1816); иером.
Амвросий, "Таинство крещения по чину православной церкви" ("Странник"
1864).
Н. Б.
Крещение (этнографич.). Совершение таинства св. Крещения
сопровождается на Руси пиром (крестины), к которому приглашаются
знакомые и родственники. В Великороссии бабка угощает отца окрещенного
младенца крестильной кашей или кр. сбитнем - смесью соли, перца, хрена и
т. п. Отец, для общей потехи, морщась ест, а затем платит бабке деньги.
В Волынской и Подольской губ. кладут на порог избы топор и горящие
уголья; на них должны наступить кумовья, идя крестить ребенка в церковь.
Кума берет в карман иголку и краюшку хлеба, что служит доброю приметой
для будущего благосостояния младенца. В тех же губ. весьма охотно идут в
восприемники незаконнорожденного младенца, так как, по поверью, у такого
крестного отца будет хороший скот и хозяйство; веревку, служившую при
этом поясом, берегут как целебное средство. В Уманском у. Киевской губ.
кумовья, прежде чем нести дитя крестить, расстилают кожух и кладут на
него отцовские штаны, если родился мальчик, а если девочка - рубаху
матери; сверху кладут ребенка, качают его, бросают на кожух деньги и
затем идут в церковь. Кожух и деньги служат предзнаменованием счастья. В
Малороссии крестины празднуются или сейчас после К., или несколько дней
спустя; гости оделяют деньгами бабку и новокрещенного. По окончании
угощения кумовья подносят отцу житную квитку (букетик) и житную водку;
жито здесь служит символом доброго житья. Ср. П. П. Чубинский, "Труды
этнографическо-статистической комиссии в зап. русском крае" (СПб.
1872-77); Хр. Ящуржинский, "Поверья и обрядности родин и крестин"
("Киевск. Старина" 1893, ј VII).
Крещение Господне - один из важнейших моментов в земной жизни И.
Христа. Когда настало время для Его выступления на общественную
деятельность, Он, имея около 30 лет от рода, оставил уединенный Назарет
и явился на берега Иордана, где К. совершал Иоанн Предтеча или
Креститель, введший этот обряд в знак очищения покаявшихся от грехов.
Христос был безгрешен, но Он принял К. для того, чтобы собственным
примером освятить обряд, который, благодаря Его искупительным заслугам,
впоследствии получил значение таинства и сделался не знаком только
покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного
греха. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Марк. XVI, 16).
История К. Господня излагается в Ев. Матф. III, 13-17; Марк. I, 9-11;
Лук. III, 21-23; Иоан. I, 32-34.
А. Л.
Кривичи - многочисленное славянское племя, занимавшее верховья Волги,
Днепра и Зап. Двины, южную часть Озерной области и часть бассейна
Немана. К К. причисляют и ильменских славян. К. были, вероятно, первым
славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на СВ. Ограниченные в
своем распространении на СЗ и З, где они встретили устойчивые литовские
и финские племена, К. распространились к СВ и поглотили живших там
финнов. На западе К. вместе с дреговичами составили основу племени
белорусского. Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию,
К. принимали участие в торговле с Грецией; Константин Порфирородный
говорит о том, что К. делают лодки, на которых руссы ходят в Царьград.
Участвовали в походах Олега и Игоря на греков, как племя, подчиненное
киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк. На
основании археологических данных можно думать, что К. вели торговлю и с
Востоком. Уже в эпоху образования русского государства у К. существуют
политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.
Е. К.
Крикет (Cricket) - английская национальная игра в мяч, в которой
участвуют 2 партии, каждая в 11 человек. На расстоянии 22 шагов
устанавливаются два виккета (wickets) - шесты с положенными на них
палочками. Игроки одной партии стараются коснуться мячом виккета так,
чтобы сбросить палочки; задача другой партии - не допустить этого,
отбросив мяч; сверх того требуется перебежать, в промежуток между
ударами, от одного виккета к другому. Подробные правила игры в К.
составлены "Мэрилебонским клубом игры в К." (Маrylebone Cricket Club),
приняты союзом франц. обществ атлетического спорта и на русском яз.
помещены в книге дра Е. А. Покровского: "Английские игры на открытом
воздухе". См. Pycroft, "The Cricketfield" (Л., 1882); Routledge,
"Handbook of Cricket" (Л., 1889); Bavenstein, "Volksturnbuch" (Франкф.,
1893), Zettler; "Die Bewegungsspiele" (1893).
Крипта (Krypta) - в первые века христианства капелла в катакомбах, в
которой погребались святые и мученики и происходили молитвенные собрания
верующих. Впоследствии, вероятно, как воспоминание о таких подземных
усыпальницах, название К. получили в западноевропейской церковной
архитектуре особые помещения, со сводами и подпирающими их столбами,
Страницы: «« « 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |