Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 » »» 30 членов. Спартанским эфорам соответствовали 10 kosmoi, из которых первый назыв. prwtokosmoV; его именем называли год. Воспитание мальчиков было общественное, как в Спарте. Наиболее значительные города: Кносс - резиденция Миноса с баснословным лабиринтом, Гортин, Елевтерна, Гиерапитна, Литт, Кидония (н. Канея), Полиррения, Олер, Бена и др. Участие К. в Митридатовой и пиратской войнах дало римлянам повод завоевать его (67 - 68 г. до Р. Хр.). Имп. Август в 27 г. до Р. Хр. соединил остров в одну провинцию с Киренаикой; при Диоклетиане К. получил особого наместника. При разделении Римской империи К. отошел к вост. ее части. Начиная с 650 г. по Р. Хр. К. много страдал от набегов сарацин, с 823 г. овладевших островом, но в 961 г. вынужденных отдать его Византии. В 1201 г. К., под именем Кандии, достался маркграфу Бонифацию Монфератскому, который уступил его венецианцам, удержавшим его до средины XVII в. В 1645 г. турки взяли города Канею и Ретимо и долго тщетно осаждали г. Кандию, пока великий визирь Кеприли не взял его, в 1669 г. Венецианцы были изгнаны и остров пришел в упадок. Хотя сфакиоты и сохранили свои вольности в горах, но многократные попытки изгнать турок не удавались. Даже участием в восстании греков К. не приобрел независимости. Мегмет Али усмирил К. и владел им до 1840 г., когда вынужден был возвратить остров Порте. В 1858 г. возгорелось новое восстание, но обещанием реформ, особенно в отношении налогов, удалось успокоить население. Присоединение ионических о-вов к Греции (18З) вызвало брожение на К. Обещание реформ не исполнялось, население продолжало изнывать под бременем налогов, и в 1866 г. на К. возникало новое восстание. Турки безуспешно осаждали инсургентов на высотах Апокорона, но взяли штурмом монастырь Аркадион, в последнюю минуту взорванный греками. Инсургенты не только удержались в горах, но в начале 1867 г. одержали несколько побед над турками; народное собрание объявило об учреждении временного правительства, от имени короля Георга греческого. Восстание поддерживалось велико-греческой партией в Греции, пока, наконец, Порта, в конце 1868 г., не решилась объявить Греции ультиматум; собравшаяся в Париже конференция великих держав (1869) заставила Грецию отказаться от К. Положение критян улучшилось только в том отношении, что К. обращен в вилайет, с более самостоятельным управлением. Несмотря на это, на К. в течение последних 25 лет часто вспыхивали мятежи, в 1887 и 1889 гг. принимавшие угрожающий характер. Ср. Hock, "К." (Гетт., 1823 - 29); Spratt, "Travels and researches in Crete" (Л., 1867); Perrot, "Lile de Crete" (П., 1867); Boursian, "Geographie von Griechenland" (Лпц., 1868 - 72); Raulin, "Description physique et naturelle de lile de Crete" (П., 1870); Noiret, "Documents inedits de 1380 a 1485" (П., 1892); Elpis Melena, "Eriebnisse und Beobachtungen auf К." (Ганнов., 1892). Кришна, точнее Кршна - божество древней индийской религии, 8-е воплощение бога Вишну. К. неизвестен в ведийском периоде и получает значение лишь позже, когда культ Вишну достигает наивысшего развитая. Есть основание думать, что К. был сначала местным народным божеством. Вероятно К. следует видеть в индийском Геракле, о культе которого в долине Ганга говорит Мегасфен в III в. до Р. Хр. Во II в. история К. составляет уже содержание драматических представлений в Индии. Легенды о К. рассказывают, что, по просьбе всех богов, Вишну, с целью избавить мир от злых духов и особенно от тирана Кансы, царя в области Матуре, на р. Ямуне, решился воплотиться в 8-м ребенке царицы Деваки, жены Васудевы и сестры Кансы. Зная из пророчества, что этот ребенок впоследствии лишит его престола и жизни, Канса старается его погубить, но отец его относит его к пастуху Нанде на воспитание и выдает дочь пастуха за дочь Деваки. Когда обман открылся, Канса велит отравить всех новорожденных детей в своем государстве, чтобы погубить К.; но последний, благодаря своей чудесной силе и хитрости, счастливо избегает всех козней Кансы. Далее легенды рассказывают о жизни К. среди пастухов, о подвигах, им совершенных в борьбе с злыми духами, об его плясках с пастушками и любовных похождениях, особенно об его любви к пастушке Радге (Radha). В этом периоде своей жизни К. получил прозвище Говинда или Гопала, т. е. пастух, волопас. Узнав о пребывании К. и его брата Баларамы среди пастухов, Канса приглашает обоих братьев в свой город Матуру на состязание с его борцами, Здесь К. убивает всех борцов и самого Кансу. Дальнейшие легенды вводят К. в войну Пандуидов и Куруидов, воспеваемую Махабхаратой, при чем К. стоит на стороне Пандуидов и своими советами помогает им истребить врагов. После многих побед над демонами и борьбы с богом Индрой, К., во исполнение проклятия, произнесенного над ним женою главы Куруидов, царя Дртараштры, истребляет племя Ядавы, к которому сам принадлежал, и умирает, сраженный стрелою охотника, принявшего его за газель. Являясь в народном культе преимущественно божеством эротического характера, К. в религиозно-философской поэме Бхагавадгита отожествляется с верховным существом, воплощенным в человеческом виде, и излагает систему индийской религиозной философии, представляющую соединение Веданты с некоторыми концепциями учения школы Санкьи. Имя К., которое значит "черный", легенды объясняют темным цветом его тела. Интерес к индийским легендам о Кришне был возбужден в европейской науке сходством некоторых из них со свидетельством Евангелия о детстве Иисуса Христа. Известный санскритолог Вебер старался объяснить это сходство влиянием христианского учения на учение о К. (см. его исследование "Ueber die Krishnajanmashtami - Krishna's Geburts-Fest", Берлин 1867), причем заимствование со стороны индийцев он возводит ко временам древнего христианства (св. Фомы) в Индии. Другие ученые отрицают такое заимствование. См. Barth, "The religions of India" (Лондон, 1891, pp. 219 - 224). Bc. Миллер. Кровеносная система - система трубок и полостей, по которым совершается кровообращение. У человека и вообще всех позвоночных система эта замкнута, на всем протяжении обладает собственными стенками и отграничена ими от окружающих органов. Она имеет лишь сообщение с лимфатической системой, которую можно считать придаточной, дополнительной частью первой, но так как, благодаря существованию клапанов в лимфатической системе, кровь из К. системы не может переходить в лимфатические сосуды, то К. система физиологически остается вполне замкнутой, и кровь нигде не имеет непосредственного соприкосновения с тканями тела. В этой наиболее совершенной и сложной форме К. система слагается из 4 отделов: 1) центрального органа, сердца, которое играет роль всасывающего и нагнетательного насоса и служит главным двигателем крови, 2) сосудов, разносящих кровь из сердца в Страницы: «« « 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |