Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1467   1468   1469   1470   1471   1472   1473   1474   1475  1476   1477   1478   1479   1480   1481   1482   1483   1484   1485  » »»

30 членов. Спартанским эфорам  соответствовали  10  kosmoi,  из  которых
первый назыв. prwtokosmoV; его именем называли год. Воспитание мальчиков
было общественное, как в Спарте. Наиболее значительные города:  Кносс  -
резиденция  Миноса  с  баснословным   лабиринтом,   Гортин,   Елевтерна,
Гиерапитна, Литт, Кидония (н.  Канея),  Полиррения,  Олер,  Бена  и  др.
Участие К.  в  Митридатовой  и  пиратской  войнах  дало  римлянам  повод
завоевать его (67 - 68 г. до Р. Хр.). Имп. Август в  27  г.  до  Р.  Хр.
соединил остров в  одну  провинцию  с  Киренаикой;  при  Диоклетиане  К.
получил особого наместника. При разделении Римской империи К.  отошел  к
вост. ее части. Начиная с 650 г. по Р. Хр. К. много страдал  от  набегов
сарацин, с 823 г. овладевших островом, но в 961  г.  вынужденных  отдать
его Византии. В 1201  г.  К.,  под  именем  Кандии,  достался  маркграфу
Бонифацию Монфератскому, который уступил его венецианцам, удержавшим его
до средины XVII в. В 1645 г. турки взяли города Канею и Ретимо  и  долго
тщетно осаждали г. Кандию, пока великий визирь Кеприли не  взял  его,  в
1669 г. Венецианцы были изгнаны и остров пришел в упадок. Хотя  сфакиоты
и сохранили свои вольности в  горах,  но  многократные  попытки  изгнать
турок не удавались. Даже участием в  восстании  греков  К.  не  приобрел
независимости. Мегмет Али усмирил К. и  владел  им  до  1840  г.,  когда
вынужден был возвратить  остров  Порте.  В  1858  г.  возгорелось  новое
восстание, но обещанием реформ, особенно в  отношении  налогов,  удалось
успокоить население.  Присоединение  ионических  о-вов  к  Греции  (18З)
вызвало  брожение  на  К.  Обещание  реформ  не  исполнялось,  население
продолжало изнывать под бременем налогов, и в 1866 г.  на  К.  возникало
новое  восстание.  Турки  безуспешно  осаждали  инсургентов  на  высотах
Апокорона, но взяли  штурмом  монастырь  Аркадион,  в  последнюю  минуту
взорванный греками. Инсургенты не только удержались в горах, но в начале
1867 г. одержали несколько побед над турками; народное собрание объявило
об  учреждении  временного  правительства,  от   имени   короля   Георга
греческого. Восстание поддерживалось велико-греческой партией в  Греции,
пока, наконец, Порта, в конце  1868  г.,  не  решилась  объявить  Греции
ультиматум; собравшаяся  в  Париже  конференция  великих  держав  (1869)
заставила Грецию отказаться от К. Положение критян улучшилось  только  в
том отношении,  что  К.  обращен  в  вилайет,  с  более  самостоятельным
управлением. Несмотря на это, на К. в течение  последних  25  лет  часто
вспыхивали мятежи, в 1887 и 1889 гг.  принимавшие  угрожающий  характер.
Ср. Hock, "К." (Гетт., 1823 - 29); Spratt, "Travels  and  researches  in
Crete" (Л.,  1867);  Perrot,  "Lile  de  Crete"  (П.,  1867);  Boursian,
"Geographie von Griechenland" (Лпц., 1868 -  72);  Raulin,  "Description
physique et naturelle de lile de Crete" (П., 1870);  Noiret,  "Documents
inedits de 1380 a  1485"  (П.,  1892);  Elpis  Melena,  "Eriebnisse  und
Beobachtungen auf К." (Ганнов., 1892).
   Кришна, точнее  Кршна  -  божество  древней  индийской  религии,  8-е
воплощение бога Вишну. К. неизвестен  в  ведийском  периоде  и  получает
значение лишь позже, когда культ Вишну  достигает  наивысшего  развитая.
Есть основание думать, что К. был сначала  местным  народным  божеством.
Вероятно К. следует видеть в индийском  Геракле,  о  культе  которого  в
долине Ганга говорит Мегасфен в III в. до Р. Хр. Во  II  в.  история  К.
составляет уже содержание драматических представлений в Индии. Легенды о
К. рассказывают, что, по просьбе всех богов, Вишну, с целью избавить мир
от злых духов и особенно от тирана Кансы, царя в области Матуре,  на  р.
Ямуне, решился воплотиться в 8-м ребенке царицы Деваки, жены Васудевы  и
сестры Кансы. Зная из пророчества, что этот ребенок  впоследствии  лишит
его престола и жизни, Канса старается его погубить, но отец его  относит
его к пастуху Нанде на воспитание и выдает дочь пастуха за дочь  Деваки.
Когда обман открылся, Канса велит отравить всех  новорожденных  детей  в
своем государстве, чтобы погубить  К.;  но  последний,  благодаря  своей
чудесной силе и хитрости, счастливо избегает всех  козней  Кансы.  Далее
легенды  рассказывают  о  жизни  К.  среди  пастухов,  о  подвигах,   им
совершенных в борьбе с злыми духами,  об  его  плясках  с  пастушками  и
любовных похождениях, особенно об его любви к пастушке Радге (Radha).  В
этом периоде своей жизни К. получил прозвище Говинда или Гопала,  т.  е.
пастух, волопас. Узнав о  пребывании  К.  и  его  брата  Баларамы  среди
пастухов,  Канса  приглашает  обоих  братьев  в  свой  город  Матуру  на
состязание с его борцами, Здесь К. убивает всех борцов и  самого  Кансу.
Дальнейшие легенды вводят К. в войну Пандуидов и  Куруидов,  воспеваемую
Махабхаратой, при чем К. стоит на стороне Пандуидов  и  своими  советами
помогает им истребить врагов. После многих побед над демонами и борьбы с
богом Индрой, К., во исполнение проклятия, произнесенного над ним  женою
главы Куруидов, царя Дртараштры, истребляет племя Ядавы, к которому  сам
принадлежал, и умирает, сраженный стрелою охотника,  принявшего  его  за
газель. Являясь в народном культе преимущественно божеством эротического
характера, К. в религиозно-философской поэме Бхагавадгита отожествляется
с верховным существом,  воплощенным  в  человеческом  виде,  и  излагает
систему  индийской  религиозной  философии,  представляющую   соединение
Веданты с некоторыми концепциями учения школы Санкьи.  Имя  К.,  которое
значит "черный", легенды объясняют темным цветом  его  тела.  Интерес  к
индийским легендам о Кришне был возбужден в европейской науке  сходством
некоторых из них со свидетельством Евангелия о  детстве  Иисуса  Христа.
Известный санскритолог Вебер старался объяснить  это  сходство  влиянием
христианского учения на учение о К. (см.  его  исследование  "Ueber  die
Krishnajanmashtami  -  Krishna's  Geburts-Fest",  Берлин  1867),  причем
заимствование со стороны  индийцев  он  возводит  ко  временам  древнего
христианства  (св.  Фомы)  в  Индии.  Другие   ученые   отрицают   такое
заимствование. См. Barth, "The religions of India"  (Лондон,  1891,  pp.
219 - 224).
   Bc. Миллер.
   Кровеносная  система  -  система  трубок  и  полостей,   по   которым
совершается кровообращение. У человека и вообще всех позвоночных система
эта замкнута,  на  всем  протяжении  обладает  собственными  стенками  и
отграничена ими от  окружающих  органов.  Она  имеет  лишь  сообщение  с
лимфатической   системой,    которую    можно    считать    придаточной,
дополнительной  частью  первой,  но  так  как,  благодаря  существованию
клапанов  в  лимфатической  системе,  кровь  из  К.  системы  не   может
переходить в лимфатические сосуды, то К. система физиологически остается
вполне   замкнутой,   и   кровь   нигде   не   имеет   непосредственного
соприкосновения с тканями тела. В этой наиболее  совершенной  и  сложной
форме К. система слагается из 4 отделов: 1) центрального органа, сердца,
которое играет роль  всасывающего  и  нагнетательного  насоса  и  служит
главным двигателем крови, 2)  сосудов,  разносящих  кровь  из  сердца  в

Страницы: «« « 1467   1468   1469   1470   1471   1472   1473   1474   1475  1476   1477   1478   1479   1480   1481   1482   1483   1484   1485  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь