Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 » »» относят начало его к беседе И. Христа с Никодимом (Иоан. III), третьи - ко времени послания И. Христом на проповедь семидесяти апостолов (Лук. X). На основании евангельской параллели между деятельностью Предтечи и деятельностью И. Христа (Mф. III, 1-2, 5-6; Луки VIII, 29-30) большинство богословов думает, что во время земной жизни И. Христа учениками его совершалось еще К. Иоанново, а христианское К. было установлено лишь словами, сказанными И. Христом к апостолам пред вознесением Его на небо: "идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и св. Духа" (Матф. XXVIII, 19: Марк. XVI, 16). При апостолах крещению предшествовало наставление вере в И. Христа. Самое К. совершалось чрез погружение в воду, что видно из названия его (baptisma), а также из К. вельможи царицы Кандакийской апост. Филиппом. У апост. Павла К. называется также баней (loutron) возрождения. Во времена послеапостольские взрослые приготовлялись к К. чрез оглашение. Оглашаемые (caouonteV) разделялись на три степени. Первую степень составляли "слушающие" (acouontez, audientes), т. е. заявившие о желании вступить в церковь и подучившие право входа в храм для слушания св. Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, "припадающие" или "преклоняющие колена" (prospiptonteV, genuflectentes, orantes), имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли "требующие" (соmреtentes), т. е. готовые принять К. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения - о Св. Троице, о церкви и т. д. Пред Пасхой желавшие принять К. вносили свои имена в список крещаемых (о чем говорит IV-й карфагенский собор). В Риме это обыкновенно делалось за 40 дней до К., после чего оглашенным усвоялось название избранных - electi; они облекались во власяницу, появлялись между людьми не иначе, как с закрытым лицом, соблюдали суровый пост. В четвертое воскресенье поста - у латинян, во второе - у греков им назначались новые, христианские имена, после чего они исповедовались. Перед самой Пасхой они изучали символ веры и молитву Господню и подвергались заклинаниям, что вместе носило название скрутиций (Scrutitia). Оглашение обыкновенно продолжалось два года, иногда более (для бывших жрецов - три года), иногда - менее. Иногда оглашенные откладывали крещение до последних дней жизни, чтобы умереть свободными от грехов (так было, напр., с Константином Вел.). Церковь, вообще говоря, не одобряла "отлагающих К.". Совершителями К. торжественного (большого числа крещаемых) были обыкновенно сами епископы. Обычным в древности временем совершения торжественного К. было "навечеpиe" Пасхи и Пятидесятницы. Местом К., во времена гонений на христианство, были реки, ручьи и т. п., при чем нет указаний на то, чтобы совершался, предварительно К., особый чин освящения воды. Со времени Константина Вел. К. происходило в баптистериях - бассейнах воды, устроенных в особых зданиях или при самом храме. О том, что К. совершалось только чрез погружение, письменные памятники свидетельствуют единогласно (на Востоке - до VIII в. включительно, на Западе - до VI в.). Существовало ли в древней церкви, хотя в исключительных случаях, К. чрез обливание и окропление - это спорный вопрос церковной археологии. Непосредственно после погружения на Западе пресвитер помазывал чело крещаемого священным елеем, а епископ возлагал ему на главу покрывало (chrismale, velamen misticum); затем его облекали в белую льняную одежду. Носившие ее назывались leuceimonvnteV, in albis incidentes. На Западе ее носили восемь дней; в Египте ее сохраняли до самой смерти, надевая ее в более торжественные моменты жизни и пред самой смертью. На новокрещенного возлагался иногда венок из цветов, из миртовых или пальмовых листьев; в Африке, кроме того, ему надевали на руку перстень, по подобно евангельского блудного сына; по некоторым известиям, новокрещенному давались особые благословенные туфли. В некоторых церквах если не сам епископ, то пресвитер или диакон умывал и утирал ноги крещенного по выходе его из воды. С светильниками в руках новокрещенные шли процессией из крещальни в храм, где причащались св. Тайн; после того им давали вкушать меда, смешанного с молоком, в знак вступления их в церковь, как в некую новую "обетованную землю, кипящую медом и млеком". Мученики, над которыми церковь не имела возможности совершить К. водное, считались крещенными в самом акте мученичества; это называлось "крещением кровью". В Азии и Африке еретиков, обращавшихся к церкви, перекрещивали, в Риме же довольствовались возложением на них рук епископом. Позже установлено перекрещивать только тех еретиков, которые крещены были не во имя Отца и Сына и Св. Духа. Тяжко больных и заключенных в тюрьмах крестили чрез обливание или окропление. К. младенцев еще со времен апостольских составляет бесспорный догмат церкви. По общему учению православия и католичества, К. есть таинство, в котором крещаемый, с произнесением слов: "крещается во имя Отца и Сына и св. Духа", Божией благодатью очищается от всякого греха и соделывается оправданным и освященным. К., как духовное рождение, не повторяется, если один раз совершено правильно. Однократное погружение, которым крестили еретики (евномиане и др.), не признается за К. Протестантство считает К. лишь внешним символом даруемого человеку, независимо от его воли, прощения грехов. По Кальвину и Цвингли, К. - простой "знак божественной благодати, удостоверяющий верующих в божественных обетованиях". Анабаптисты, отвергающие К. младенцев, считают К. за аллегорический знак возникающей и развивающейся независимо от него духовной жизни христианина. Социниане учат, что К. не есть орудие благодати, преподаваемой верующим, а простой обряд, совершаемый лишь для того чтобы отличить христианина от не христиан. В православной церкви взрослого (с 7 лет) крестят не иначе, как по научении вере или оглашении; что касается младенцев, то забота о научении их вере возлагается на восприемников. До К. взрослых не христиан над ними совершается, в притворе церкви, три оглашения. В случай смертной опасности для крещаемого, К. совершается по сокращенному чину; если нет при этом священника, позволяется совершать К. мирянину (под условием, чтобы он был православный, понимал смысл таинства, не был двоеженцем и не совершил тяжкого греха), чрез погружение или обливание, но под непременным условием произнесения слов: "крещается во имя Отца и Сына и св. Духа". В случае выздоровления крещенного сокращенным способом, священник дополняет К. чтением всех опущенных молитв, положенных по полному чинопоследованию таинства. Имя крещаемому младенцу предоставляется выбирать его родителям; крещаемые взрослые выбирают его сами; если выбор предоставляется священнику, то он обязан выбирать имя святого, ближайшего, по времени празднования, ко дню рождения крещаемого, и не должен выбирать имени неудобного для произношения, во Страницы: «« « 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |