Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1463   1464   1465   1466   1467   1468   1469   1470   1471  1472   1473   1474   1475   1476   1477   1478   1479   1480   1481  » »»

относят начало его к беседе И. Христа с Никодимом (Иоан. III), третьи  -
ко времени послания И. Христом на проповедь семидесяти  апостолов  (Лук.
X). На основании евангельской параллели между деятельностью  Предтечи  и
деятельностью  И.  Христа  (Mф.  III,  1-2,  5-6;  Луки   VIII,   29-30)
большинство богословов думает, что  во  время  земной  жизни  И.  Христа
учениками его совершалось  еще  К.  Иоанново,  а  христианское  К.  было
установлено  лишь  словами,  сказанными  И.  Христом  к  апостолам  пред
вознесением Его на небо: "идите и научите все народы, крестя их  во  имя
Отца и Сына и св. Духа" (Матф. XXVIII, 19: Марк. XVI, 16). При апостолах
крещению  предшествовало  наставление  вере  в  И.  Христа.   Самое   К.
совершалось  чрез  погружение  в  воду,  что  видно  из   названия   его
(baptisma), а также из К. вельможи царицы Кандакийской апост.  Филиппом.
У апост. Павла К.  называется  также  баней  (loutron)  возрождения.  Во
времена послеапостольские взрослые приготовлялись к К.  чрез  оглашение.
Оглашаемые  (caouonteV)  разделялись  на  три  степени.  Первую  степень
составляли "слушающие" (acouontez, audientes), т. е. заявившие о желании
вступить в церковь и подучившие право входа  в  храм  для  слушания  св.
Писания  и  поучений.  Оглашаемые  второй  степени,  "припадающие"   или
"преклоняющие колена" (prospiptonteV,  genuflectentes,  orantes),  имели
право присутствовать в храме в  продолжение  всей  литургии  оглашенных.
Третью степень оглашенных составляли "требующие"  (соmреtentes),  т.  е.
готовые принять К. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения  -
о Св. Троице, о церкви и т. д. Пред Пасхой желавшие принять  К.  вносили
свои имена в список крещаемых (о чем говорит IV-й карфагенский собор). В
Риме это обыкновенно делалось за 40 дней до К.,  после  чего  оглашенным
усвоялось название избранных -  electi;  они  облекались  во  власяницу,
появлялись между людьми  не  иначе,  как  с  закрытым  лицом,  соблюдали
суровый пост. В четвертое воскресенье поста - у латинян, во второе  -  у
греков  им  назначались  новые,  христианские  имена,  после  чего   они
исповедовались. Перед самой Пасхой они изучали  символ  веры  и  молитву
Господню  и  подвергались  заклинаниям,  что  вместе   носило   название
скрутиций (Scrutitia).  Оглашение  обыкновенно  продолжалось  два  года,
иногда более (для бывших жрецов - три  года),  иногда  -  менее.  Иногда
оглашенные откладывали крещение до последних дней жизни,  чтобы  умереть
свободными от грехов (так было, напр., с  Константином  Вел.).  Церковь,
вообще  говоря,  не   одобряла   "отлагающих   К.".   Совершителями   К.
торжественного  (большого  числа  крещаемых)   были   обыкновенно   сами
епископы. Обычным в древности временем совершения торжественного К. было
"навечеpиe" Пасхи и Пятидесятницы. Местом  К.,  во  времена  гонений  на
христианство, были реки, ручьи и т. п., при  чем  нет  указаний  на  то,
чтобы совершался, предварительно  К.,  особый  чин  освящения  воды.  Со
времени Константина Вел. К. происходило в баптистериях - бассейнах воды,
устроенных в  особых  зданиях  или  при  самом  храме.  О  том,  что  К.
совершалось только чрез погружение, письменные памятники свидетельствуют
единогласно (на Востоке - до VIII в. включительно, на  Западе  -  до  VI
в.). Существовало ли в древней церкви, хотя в исключительных случаях, К.
чрез обливание и окропление - это спорный вопрос  церковной  археологии.
Непосредственно после погружения  на  Западе  пресвитер  помазывал  чело
крещаемого священным елеем, а епископ возлагал ему  на  главу  покрывало
(chrismale, velamen  misticum);  затем  его  облекали  в  белую  льняную
одежду. Носившие ее назывались leuceimonvnteV, in albis  incidentes.  На
Западе ее носили восемь дней; в Египте ее  сохраняли  до  самой  смерти,
надевая ее в более торжественные моменты жизни и пред самой смертью.  На
новокрещенного возлагался  иногда  венок  из  цветов,  из  миртовых  или
пальмовых листьев; в Африке, кроме того, ему надевали на руку  перстень,
по  подобно  евангельского  блудного  сына;  по   некоторым   известиям,
новокрещенному давались особые благословенные туфли. В некоторых церквах
если не сам епископ, то  пресвитер  или  диакон  умывал  и  утирал  ноги
крещенного по выходе его из воды. С светильниками в руках  новокрещенные
шли процессией из крещальни в храм, где причащались св. Тайн; после того
им давали вкушать меда, смешанного с молоком, в  знак  вступления  их  в
церковь, как в некую новую "обетованную землю, кипящую медом и  млеком".
Мученики, над которыми церковь не имела возможности совершить К. водное,
считались  крещенными  в  самом  акте   мученичества;   это   называлось
"крещением кровью". В Азии и Африке  еретиков,  обращавшихся  к  церкви,
перекрещивали,  в  Риме  же  довольствовались  возложением  на  них  рук
епископом. Позже установлено перекрещивать только тех еретиков,  которые
крещены были не во  имя  Отца  и  Сына  и  Св.  Духа.  Тяжко  больных  и
заключенных  в  тюрьмах  крестили  чрез  обливание  или  окропление.  К.
младенцев  еще  со  времен  апостольских  составляет  бесспорный  догмат
церкви. По общему учению православия и католичества, К. есть таинство, в
котором крещаемый, с произнесением слов: "крещается во имя Отца и Сына и
св. Духа", Божией благодатью очищается от всякого греха  и  соделывается
оправданным и освященным. К., как  духовное  рождение,  не  повторяется,
если один  раз  совершено  правильно.  Однократное  погружение,  которым
крестили еретики (евномиане и др.), не признается за  К.  Протестантство
считает К. лишь внешним символом даруемого человеку, независимо  от  его
воли, прощения грехов.  По  Кальвину  и  Цвингли,  К.  -  простой  "знак
божественной   благодати,   удостоверяющий   верующих   в   божественных
обетованиях". Анабаптисты,  отвергающие  К.  младенцев,  считают  К.  за
аллегорический знак  возникающей  и  развивающейся  независимо  от  него
духовной жизни христианина.  Социниане  учат,  что  К.  не  есть  орудие
благодати, преподаваемой верующим, а простой обряд, совершаемый лишь для
того чтобы отличить христианина от не христиан.  В  православной  церкви
взрослого (с  7  лет)  крестят  не  иначе,  как  по  научении  вере  или
оглашении;  что  касается  младенцев,  то  забота  о  научении  их  вере
возлагается на восприемников.  До  К.  взрослых  не  христиан  над  ними
совершается,  в  притворе  церкви,  три  оглашения.  В  случай  смертной
опасности для крещаемого, К. совершается по сокращенному чину; если  нет
при этом священника, позволяется совершать К.  мирянину  (под  условием,
чтобы он был православный, понимал смысл таинства, не был  двоеженцем  и
не совершил тяжкого  греха),  чрез  погружение  или  обливание,  но  под
непременным условием произнесения слов: "крещается во имя Отца и Сына  и
св. Духа".  В  случае  выздоровления  крещенного  сокращенным  способом,
священник дополняет К. чтением  всех  опущенных  молитв,  положенных  по
полному   чинопоследованию    таинства.    Имя    крещаемому    младенцу
предоставляется выбирать его родителям; крещаемые взрослые выбирают  его
сами; если выбор предоставляется священнику, то он обязан  выбирать  имя
святого,  ближайшего,  по  времени   празднования,   ко   дню   рождения
крещаемого, и не должен выбирать имени неудобного для  произношения,  во

Страницы: «« « 1463   1464   1465   1466   1467   1468   1469   1470   1471  1472   1473   1474   1475   1476   1477   1478   1479   1480   1481  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь