|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 » »» галерее Уффици, во Флоренции. Но еще более, чем живопись масляными
красками, доставили художнику славу его гравюры, в которых он явился
счастливым соперником великого А. Дюрера. Они высоко ценились еще при
жизни художника, считались и тогда редкостью, потому что их медные
доски, гравированные тонкою и нежною штриховкою, не могли давать
значительного числа хороших оттисков, а крайне требовательный художник
безжалостно истреблял все те отпечатки, которые казались ему
неудовлетворительными. Гравюры Л., числом 174, подробно описанные Барчем
("Peintre-Graveur", VIl), можно теперь найти в хороших оттисках только в
самых богатых музеях. Ср. К. van Mander, "Het leven der doorluchtige
nederlandsche en hooghdeutsch Schilders" (Амст., 1764) и A. Rosenberg,
"M. van Leyden" (в R. Dohrne, "Kunst und Kunstler Deutschland und
Niederlande", т. I, XV).
К. Веселовский Лукан (Марк Анней Lucanus, 38 - 65) - после Виргилия
значительнейший римский эпик, родом из Испании, племянник философа
Сенеки, получил образование в Риме у философа Корнута, временно
пользовался расположением Нерона, перешедшим в ненависть, когда
император заметил его значительный поэтический талант; последствием
этого было присуждение его к смертной казни, как участника в заговоре
Пизона. Его поэмы "Hectoris Lytra", "Orpheus" (был известен еще в
средних веках), "Iliacon", "Catacausmon", "Catalogus Heroidum",
"Saturnalia", трагедия "Medea" и другие многочисленные произведения
пропали почти бесследно; кроме небольшой эпиграммы, сохранилась лишь
неоконченная поэма "Pharsalia", в 10 книгах. Содержание ее - борьба
между Цезарем и Помпеем, воспеваемая поэтом в строго хронологической
последовательности до осады Адександрии, причем историческое предание до
того верно передается поэтом, что поэма его имеет ценность и
исторического источника. Некоторые сцены написаны с особою любовью,
причем, особенно в описаниях и в блестящих характеристиках героев,
проявляется крупный поэтический и ораторский талант Л. У воспитанного в
правилах стоической школы поэта возвышенный взгляд на события,
выразившийся и в выборе темы, и в тоске по потерянной римским народом
свободе. Язык Л. сильный и выразительный, но стих его не так отделан,
как у Виргилия. Из древних критиков Квинтилиан хвалит произведения Л. за
искренность чувства, силу и богатство мыслей, но причисляет его скорее к
ораторам, чем к поэтам. Поэт Марциал отвечал на этот отзыв указанием на
обилие у Л. читателей (эпигр. XIV, 194). Издания - Weber'a (Лиц., 1821 -
31) и С. Ноsius'a (в "Bibl. Teubn."). Отрывки из IV кн. поэмы Л. перевел
П. Кутузов ("Друг Просвещения", 1804, III, 108). См. Genthe, "De Lucani
vita et scriptis" (Берл., 1859); Schaubach, "Lucans Pharsalia und ihr
Verbaltniss zur Geschichte" Мейнинг., 1869).
Лукиан (LoukianoV) Самосатский - величайший из греческих софистов,
"Вольтер древности", родился около 125 г. по Р. Хр. от бедных родителей
(сирийцев), отдавших сына на обучение к ваятелю, от которого мальчик
бежал, чтобы стать ритором. Изучив греческий язык, он сделался судебным
оратором в Антиохии, административном центре Сирии, и примкнул к
наиболее славившемуся тогда направлению риторики - эпидиктическому или
софистическому, главным представителем которого был софист Полемон в
Смирне. В качестве странствующего ритора, Л. исходил Малую Азию, Грецию,
Македонию, Италию и Галлию, произнося речи в торжественных случаях, чаще
всего в Олимпии. К этому периоду из сохранившихся произведений его
относятся софистические декламации о тираноубийцах, о Фаларисе, о
лишенном наследства (ApochruttomenoV), "Похвала мухе", "Спор букв" и
др., в которых, уже чувствуется сатирическая жилка автора. Пустая
риторика его не удовлетворяла; наскучив "нарумяненной блудницею" (диалог
"Bis accus." 31), он отвернулся от нее и занялся философиею, увлеченный
встречею с платоником Нигрином, в рассказе о которой он с восторгом
вспоминает благородный образ этого истинного мудреца. Поселясь в Афинах,
Л. стал проводить свои новые воззрения в шутливых сатирических диалогах.
Диалоги издавна служили целям философии, особенно у академической школы;
но величественную их серьезность и хитрую диалектику Л. оживил легким
остроумием комедии. Первоначально он предназначал диалоги для устного
произнесения и лишь позже стал их издавать для более широких кругов
читателей. Блестящим периодом его сатирической деятельности было время
Марка Аврелия и Коммода, особенно 162 - 165 гг. Достигнув старости, он
снова сделался рецитатором, оповестив об этой перемене в "прологе" о
Геракле. В это время, между прочим, написаны им речи о Дионисе,
Зевксисе, Геродоте, Похвала отечеству, О печали и др. Связи с
высокопоставленными лицами доставили ему выгодную должность в Египте. В
особой "Апологии" он по этому поводу оправдывается от обвинений в
непоследовательности, так как раньше стоял за то, чтобы литераторы не
связывали себя постоянными обязательствами. В Египте Л. и умер. По
позднейшему преданию, он был растерзан собаками - но собаки (kuneV),
вероятно, должны быть поняты не в прямом смысле: это скорее докучавшие
ему киники. Сочинений с его именем сохранилось 82, в том числе несколько
подложных. Все они небольших размеров и, большею частью, составлены в
диалогической форме; между ними есть 2 драматических шутки -
"Трагедоподагра" и "Быстроногий" - и 53 изящных остроумных эпиграммы,
вошедших в Антологию. Лишь о немногих из его произведений можно
определенно сказать, когда они написаны. Софистические декламации Л.
представляют небольшую группу; все они связаны с его деятельностыо как
странствующего ритора. С нею же связаны его "Сон" ('Enupnion), в котором
он с гордостью указывает на свои успехи, как эпидиктического оратора, и
"Ты Прометей в словах", где он говорит о данном ему за изобретательность
почетном прозвище. Диалоги, по времени и содержанию, делятся на
несколько классов. К более раннему принадлежат небольшие сцены,
представляющие, без всякой горечи, смешные стороны веры в богов,
философских сект, софистических реклам, человеческих слабостей и
странностей. Наиболее значительны среди них "Диалоги богов", в которых
сквозь веселые мифологические сцены проглядывает тонкая насмешка над
народною верою. Им родственны остроумные диалоги "Харон" и "Менипп".
Прямые нападки на веру в богов встречаются в диалогах "Зевс трагед" и
"Зевс уличаемый". В последнем эпикуреец Киниск доказывает Зевсу
невозможность одновременного существования над всем господствующей
судьбы и свободной воли богов, причем доводит своего собеседника ad
absurdum. В "Зевсе трагеде" эпикуреец Дамис доказывает стоику Тимоклу,
что нет провидения. Другую группу представляют диалоги, посвященные
философам - земным представителям божественной мудрости. Кроме Нигрина и
Демонакса, они изображены в виде настоящих карикатур. Они толкуют о
добродетели и мудрости, но на деле ими руководят корыстолюбие,
Страницы: «« « 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |