Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642   1643   1644  1645   1646   1647   1648   1649   1650   1651   1652   1653   1654  » »»

сварливость и чувственность. Остроумны аукцион  философов  (BiwnprasiV),
лов философа на золотую приманку ('AlieuV), пародия на  философский  пир
("Пир или Лапифы"), кончающийся формальною свалкою между представителями
различных философских школ. Сюда же можно отнести  и  сатиру  "Паразит",
герой которой, под маскою философской серьезности, доказывает, что  жить
прихлебателем - настоящее искусство. Другой сферы человеческой  слабости
касаются  "Разговоры  гетер",  слишком  откровенные   для   современного
читателя, но весьма интересные для истории нравов  древности.  С  годами
характер  произведений  Л.  сделался  более   серьезным.   Он   перестал
выискивать в людях лишь смешное, старался указать и на положительные  их
стороны и в то же время стал направлять свои стрелы против  определенных
личностей. Сюда относится большая часть диалогов, в  которых  сам  автор
выступает под именем Ликина. Самый содержательный из них  -  "Гермотим",
написанный когда автору было  40  лет  и  заканчивающийся  выводом,  что
мудрец не должен слепо примыкать к учению одной какой-либо школы  и  что
философия  ничего  не  значит,  если  представители  ее  не   отличаются
безупречною нравственностью. Сходны  с  этими  диалогами  по  содержанию
произведения Л., составленные в форме писем. Книга Л.: "PwV oei istorian
suggrajein " написана по поводу законченной в  165  г.  войны  римлян  с
парфянами  и  направлена  против  непризванных  историков,   принявшихся
описывать эту войну наподобиe  Геродота  или  Фукидида.  "Александр  или
Лжепророк" содержит  жизнеописание  религиозного  обманщика  Александра.
"Ученик риторов" - самая язвительная из сатир Л.; это злая карикатура на
преподавателя  риторики,  очевидно  направленная  против  живого   лица.
"Истинные   истории"   (AlhJeiV   istoriai)   представляют   сатиру   на
расплодившихся во время Л. сочинителей фантастических  романов,  главным
образом  о  путешествиях   в   отдаленные   страны.   Сам   Л.   написал
юмористический  роман  "Лукий  или  осел",   повествующий   о   чудесном
превращении молодого человека в осла. Этот роман вызвал много  споров  в
филологической литературе, так как та же тема была обработана  и  некиим
Лукием и затем в "Метаморфозах" Апулея; предстояло решить, кому из  трех
принадлежит первенство. Всего вероятнее, что  Л.  не  изобрел  темы,  но
придал ей юмористический оттенок, которого нет  у  его  предшественника,
Лукия.  Подложных  сочинений  с  именем  Л.  более  10;  им  не  достает
неподражаемого  остроумия   и   легкого   стиля   Л.   Сохраняя   полную
самостоятельность формы, Л. умело пользуется своею большою начитанностью
в  греческих  авторах,  заставляющею,  при  чтении  его,  вспоминать  то
Демосфена, то Аристотеля, то Гомера, Пиндара или Платона. Еще более  чем
форма замечательно содержание  его  произведений.  Он  не  хуже  Ювенала
подметил все слабости эпохи: суеверие, паразитство, ханжество философов,
безвкусие грамматиков. Основная черта его деятельности - защита  чистоты
и красоты эллинизма от обскурантов,  ханжей  и  полуварваров.  Враждебен
христианству Л. был лишь потому, что смотрел на  него  как  на  одну  из
многочисленных новых философских сект. Слабые стороны Л. - пренебрежение
к  рабам,  непонимание  основ  религии  и  семейной  жизни,   чрезмерное
увлечение отрицательною критикою. Критическия издания Л., с сведениями о
рукописях - Jacobitz (Лпц.,  1836  -  41)  и  Фритцше  (1882  -  85),  с
латинским переводом - Л.  Heinsterhusius  и  Reitzius  (17301745)  и  G.
Dindorf (Пар., 1884). Классический немецкий  перевод  -  Виланда  (Лпц.,
1788 - 99); французский перевод Massieu (1781) и  Belii  de  Ballu  (П.,
1789). На русский язык переведены: "Разговоры мертвых" (СПб., 1773, 1778
и изд. академии наук, СПб.,  1808),  "Разговоры  Лукиана  Самосатянина",
пер. И. Сидоровского и М. Пахомова  (с  примеч.,  СПб.,  1775  -  1784),
"Харон или наблюдатели", перевод В. Л. ("Ж. М. Н. Пр.", 1878, ј11),  ряд
речей  в  "Пантеоне  Литературы"  за  1889   г.   и   др.   См.   Jacob,
"Charakteristik L. von Samosata" (Гамб., 1832);  С.  Fr.  Hermann,  "Zur
Charaklerislik  L.""  ("Ges.  Schrift.",   Геттинг.,   1849);   Blumner,
"Archaeologische  Studien  zu  Lukianos"  (Бресл.,  1867);  J.  Bernays,
"Lukian und die Kyniker" (Берл., 1879); Rohde,  "Ueber  Lucians  Schrift
LoukioV h onoV" (Лпц., 1869); Richard, "Ueber die Lykianos  dialoge  des
Lukian" (Гамб., 1886); R. Forster, "Lucian in  der  Renaissance"  (Киль,
1886).
   А. М. Л.
   Лукреций (Titus Lucretius Karus) -  гениальный  поэт  древнего  Рима.
Биографические сведения о нем крайне скудны.  По  указанию  Доната,  год
смерти Л. совпадает с годом совершеннолетия Виргилия; по указанию  блаж.
Иеронима, Л. ум. на 44 году жизни. Основываясь на  этом,  можно  отнести
рождение Л. к 99 или 95 г. до Р. Хр. (655 или 659 Рима), а смерть - к 55
или 51 г. до Р. Хр. (699 или  703  Рима).  Весьма  сомнительно  известие
Иеронима, будто Л., выпив любовного напитка, впал  в  помешательство,  и
будто он писал свою поэму между припадками сумасшествия. Более  вероятно
сообщение Иеронима, что поэт покончил жизнь самоубийством  и  что  поэма
его была исправлена (т. е. редактирована) Цицероном - неизвестно  каким,
Марком или Туллием, знаменитым оратором, или его братом, Квинтом. Других
сведений о жизни Л. мы не имеем; но до нас дошла его  поэма  "О  природе
вещей" ("De rerum natura"), в шести книгах, единственное  в  своем  роде
произведение в римской  литературе.  Автор,  проникшись  миросозерцанием
Эпикура,  освобождающим  человека  от  предрассудков,  от  страха  перед
смертью и перед богами, счел долгом познакомить своих  соотечественников
с этим успокоительным учением, - а чтобы сухость философского  языка,  к
которой еще не  были  приучены  римляне,  не  послужила  препятствием  к
распространению  между  ними  эпикурейской  доктрины,  он  облек  ее   в
поэтическую форму и представил физику, канонику (учение  о  познании)  и
(отчасти)  этику  своего  учителя  в   великолепных   стихах.   Излагать
философское учение в форме дидактических  поэм  было  в  употреблении  и
раньше  Л.  Так,  в  греческой  литературе  этим  прославился  Эмпедокл,
по-латыни писал в том же роде Энний, более чем за сто лет до  Л.  Но  их
поэмы  не  имели  ни  большого  объема,  ни  того   духа   восторженного
проповедничества, с каким выступает Л. в своей "De  rerum  natura".  Там
был  интерес  теоретический,  изложение   читателям   нового   для   них
миросозерцания;  здесь  интерес   практический,   страстное   стремление
привлечь читателей к восприятию такого учения, которое  должно  избавить
их от страданий, обусловленных предрассудками, и дать им внутренний мир,
т. е. истинное  счастье.  Правда,  учение  это  поэт-энтузиаст  излагает
неполно, и всего меньше в его шести книгах пришлось на долю  главной  по
значению части эпикуровской системы - этики; тем не менее поэма Л.  была
и  остается,  несмотря  на  новые  открытия,  главным   источником   для
знакомства  с  чистым  эпикуреизмом,  о  котором  еще  в  древности,   в
полемических целях, распространялись  извращенные  представления.  Поэма
начинается высоко поэтическим обращением к Венере, "наслаждению богов  и

Страницы: «« « 1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642   1643   1644  1645   1646   1647   1648   1649   1650   1651   1652   1653   1654  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь