|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 » »» германские и датские пистоли, ценою в 5 золот. талеров. В Бремене Л.
приравнивались 5 бременским талерам.
Лука - св. евангелист, по преданию один из 70-ти учеников И. Христа.
Самое имя его - от римского Lucanus или Lucilius - указывает на его
языческое происхождение: он был одним из первых образованных язычников,
принявших благовестие Христа. По своему занятию он был врач
("возлюбленным врачем" называет его в посл. к Колос., IV, 14 ап. Павел,
пользовавшийся его помощью во время своих болезней). О жизни его
известно немного. По свидетельству Евсевия ("Церк. Ист.", 3, 4),
Иеронима("Dе Vir. illnstr." 7) и других, он обыкновенно жил в Антиохии
Сирийской, там узнал ап. Павла и, сделавшись преданным его
последователем и сотрудником, сопровождал его в путешествиях и, между
прочим, в морском путешествии в Рим, во время которого совершилось столь
подробно и красноречиво описанное им кораблекрушение. Древность
единогласно приписывала ему два творения: Евангелие и Деяния
апостольские. В обоих этих творениях обнаруживается искусная рука
историка, который, при необычайной точности и сжатости повествования,
умел давать картинное и притом прагматически мотивированное
повествование. Евангелие его цитируется уже у древних писателей -
Иустина Философа, Тертуллиана и других; о Деяниях впервые упоминается в
послании церкви вьеннской и лионской (Евс., 5, 2), а затем книга эта
цитируется у св. Иринея, Климента Адександрийского, Тертуллиана и
других. В виду отсутствия в обеих книгах ясных указаний на разрушение
Иерусалима, многие полагают, что они написаны еще до этого события;
Блеек, Кейм, Гольцман и некоторые другие писатели относят их к более
позднему времени. Критика, в лице главных представителей тюбингенской
школы, пыталась подвергнуть сомнению подлинность и историческую
достоверность как Евангелия, так и собенно Деяний, в которых многое
объявлялось неисторическим и самопротиворечивым; но такое мнение критики
основывалось главным образом на отрицании всего сверхъестественного, и
ее доводы скоро потеряли значение, особенно когда, благодаря новейшим
исследованиям и раскопкам на месте городов, описываемых Л. в качестве
спутника ап. Павла, подтвердились многие исторические и бытовые
указания, которые раньше считались недостоверными и противоречащими
древним свидетельствам. Эрнст Курциус, в реферате, напеч. в
"Sitzungsberichte der Berliner Academie der Wissenschaften" за 1893 г.
разбирая повествование о пребывании ап. Павла в Афинах, признал это
повествование вполне историческим (см. этот реферат в "Христ. Чтении" за
1894 г., в переводе и с примеч. проф. А. П. Лопухина). Английский проф.
Рамсэй, в своем посмертном сочинении: "St. Paul the traveller and Roman
Citizen" (Лонд., 1895), на основании собственных
историко-археологических исследований и раскопок, пришел к выводу, что
Л. - историк не только поразительно точный в своих показаниях, но и
замечательно сведующий; Рамсэй прямо ставит его рядом с Фукидидом.
Литература. Из древних комментариев на св. Л. особенно известны
беседы Евсевия, Кирилла Адександрийского, Евф. Зигабена, Феофилакта.
Главн. новейшие труды - Де-Ветте, Мейера, Годе (один из лучших
коммент.), Фаррара и др. Книга Деяний превосходно изложена в книги
Фаррара: "Жизнь и труды св. ап. Павла" (русск. перев. А. Лопухина) и в
новом сочинении аббата Вигуру, "Le nouveau Test. et les nouvelles
decouvertes" (пер. в приложении из "Библейской истории Нов. Звета при
свете новых исслед. и открытий", А. П. Лопухина, 1895). См.
Schleiermacher, "Ueber die Schriften des Lukas" (1817); James Smith,
"Dissertation on the Life and Writings of St. Luke" (в "Voyage and
Shipwreck of St. Paul", 1848); Scholten, "Paul. evangelium etc." (1881);
К. Schmidt, "Die Glaubwurdigkeit der Apostelgeschichte".
А. Л.
Лука Якобс (Lucas Jacobsz) - знаменитый живописец, гравер и
рисовальщик, прозванный Лейденским (van Leijden), по городу, в котором
он родился, жил и умер (1494 - 1533). Его занятия начались под
руководством его отца, Гуго Якобса, хорошего нидерландского живописца по
стеклу. Еще будучи отроком, Л. проводил дни и ночи в рисовании и
живописи; научившись от какого-то ювелира и некоего Гарнассена
гравированию на металлах, Л. скоро достиг в нем такого уменья, что
издал, когда ему едва минуло девять лет, свои первые гравюры. Некоторое
время он был учеником известного в ту пору живописца К. Энгельбрехтсена,
и так скоро усвоил себе живописную технику, что 12-и лет от роду написал
клеевыми красками на холсте картину на сюжет из легенды св. Губерта и
получил за нее от заказчика столько червонцев, сколько имел лет. В
мастерской Энгельбрехтсена работали тогда два его сына, из которых один
- Питер - был живописец по стеклу; от него Л. перенял его искусство и
написал картину "Богоматерь, принимающая Давида" (гравирована
Санредамом). Женившись, около 1515 г., на богатой девушке из семейства
Бохгейзен и пользуясь уже славою и достатком, Л. задумал перенести свое
местопребывание из тихого Лейдена в более оживленный Антверпен. Там
записался он в местную гильдию св. Луки (1521) и был посещен знаменитым
своим современником - Альбрехтом Дюрером, который нарисовал при этом его
портрет карандашем; оба художника взаимно обменялись лучшими листами
своих прославившихся гравюр. В 1527 г., желая познакомиться с другими
голландскими художниками, он предпринял поездку в Роттердам и, после
нескольких дней плавания по каналам, пристал к острову Вальхерну; тут он
посетил город Миддельбург и задал роскошный пир тамошним художникам, в
числе которых находился знаменитый в то время Ян Госсарт, прозванный
Мобежским. Последний был приглашен Л. сопутствовать ему в остальной
части путешествия, и оба художника проехались отсюда по разным городам -
через Антверпен, Гент, Мехельн и др., задавая везде пиры местным
живописцам. Следствием этого путешествия была болезнь, приковавшая Л.,
до конца его жизни, к постели. Однако, и лежа в постели, Л. не
переставал заниматься живописью и гравированием, даже написал в это
грустное время своей жизни лучшую свою картину: "Христос, исцеляющий
иерихонского слепца" (находится в Имп. Эрмитаже). Картины Л. встречаются
очень редко, так как многие из них погибли. В некоторых, даже
первостепенных, музеях Европы их совсем не имеется, а значительное число
картин, считавшихся до недавнего времени произведениями лейденского
мастера, как в больших, так и в менее значительных музеях и в частных
собраниях ныне, вследствие успехов современной художественной критики,
не удержали за собою имени Л. Достоверных картин Л. сохранилось не более
десяти; из которых по одной находится в Имп. Эрмитаже в СПб. и в
галереях мюнхенской и берлинской; собственноручный портрет художника - в
Страницы: «« « 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |