Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1634   1635   1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642  1643   1644   1645   1646   1647   1648   1649   1650   1651   1652  » »»

германские и датские пистоли, ценою в 5 золот.  талеров.  В  Бремене  Л.
приравнивались 5 бременским талерам.
   Лука - св. евангелист, по преданию один из 70-ти учеников И.  Христа.
Самое имя его - от римского Lucanus или  Lucilius  -  указывает  на  его
языческое происхождение: он был одним из первых образованных  язычников,
принявших  благовестие  Христа.  По   своему   занятию   он   был   врач
("возлюбленным врачем" называет его в посл. к Колос., IV, 14 ап.  Павел,
пользовавшийся его  помощью  во  время  своих  болезней).  О  жизни  его
известно  немного.  По  свидетельству  Евсевия  ("Церк.  Ист.",  3,  4),
Иеронима("Dе Vir. illnstr." 7) и других, он обыкновенно жил  в  Антиохии
Сирийской,  там  узнал   ап.   Павла   и,   сделавшись   преданным   его
последователем и сотрудником, сопровождал его в  путешествиях  и,  между
прочим, в морском путешествии в Рим, во время которого совершилось столь
подробно  и  красноречиво  описанное   им   кораблекрушение.   Древность
единогласно  приписывала  ему   два   творения:   Евангелие   и   Деяния
апостольские.  В  обоих  этих  творениях  обнаруживается  искусная  рука
историка, который, при необычайной точности  и  сжатости  повествования,
умел   давать   картинное   и   притом   прагматически    мотивированное
повествование. Евангелие  его  цитируется  уже  у  древних  писателей  -
Иустина Философа, Тертуллиана и других; о Деяниях впервые упоминается  в
послании церкви вьеннской и лионской (Евс., 5, 2),  а  затем  книга  эта
цитируется  у  св.  Иринея,  Климента  Адександрийского,  Тертуллиана  и
других. В виду отсутствия в обеих книгах ясных  указаний  на  разрушение
Иерусалима, многие полагают, что они  написаны  еще  до  этого  события;
Блеек, Кейм, Гольцман и некоторые другие писатели  относят  их  к  более
позднему времени. Критика, в лице  главных  представителей  тюбингенской
школы,  пыталась  подвергнуть  сомнению   подлинность   и   историческую
достоверность как Евангелия, так и  собенно  Деяний,  в  которых  многое
объявлялось неисторическим и самопротиворечивым; но такое мнение критики
основывалось главным образом на отрицании всего  сверхъестественного,  и
ее доводы скоро потеряли значение, особенно  когда,  благодаря  новейшим
исследованиям и раскопкам на месте городов, описываемых  Л.  в  качестве
спутника  ап.  Павла,  подтвердились  многие  исторические   и   бытовые
указания, которые  раньше  считались  недостоверными  и  противоречащими
древним  свидетельствам.   Эрнст   Курциус,   в   реферате,   напеч.   в
"Sitzungsberichte der Berliner Academie der Wissenschaften" за  1893  г.
разбирая повествование о пребывании ап.  Павла  в  Афинах,  признал  это
повествование вполне историческим (см. этот реферат в "Христ. Чтении" за
1894 г., в переводе и с примеч. проф. А. П. Лопухина). Английский  проф.
Рамсэй, в своем посмертном сочинении: "St. Paul the traveller and  Roman
Citizen"     (Лонд.,      1895),      на      основании      собственных
историко-археологических исследований и раскопок, пришел к  выводу,  что
Л. - историк не только поразительно точный  в  своих  показаниях,  но  и
замечательно сведующий; Рамсэй прямо ставит его рядом с Фукидидом.

   Литература. Из древних  комментариев  на  св.  Л.  особенно  известны
беседы Евсевия, Кирилла  Адександрийского,  Евф.  Зигабена,  Феофилакта.
Главн.  новейшие  труды  -  Де-Ветте,  Мейера,  Годе  (один  из   лучших
коммент.), Фаррара и др.  Книга  Деяний  превосходно  изложена  в  книги
Фаррара: "Жизнь и труды св. ап. Павла" (русск. перев. А. Лопухина)  и  в
новом сочинении аббата  Вигуру,  "Le  nouveau  Test.  et  les  nouvelles
decouvertes" (пер. в приложении из "Библейской истории  Нов.  Звета  при
свете  новых  исслед.  и  открытий",  А.   П.   Лопухина,   1895).   См.
Schleiermacher, "Ueber die Schriften des  Lukas"  (1817);  James  Smith,
"Dissertation on the Life and Writings  of  St.  Luke"  (в  "Voyage  and
Shipwreck of St. Paul", 1848); Scholten, "Paul. evangelium etc." (1881);
К. Schmidt, "Die Glaubwurdigkeit der Apostelgeschichte".
   А. Л.
   Лука  Якобс  (Lucas  Jacobsz)  -  знаменитый  живописец,   гравер   и
рисовальщик, прозванный Лейденским (van Leijden), по городу,  в  котором
он родился,  жил  и  умер  (1494  -  1533).  Его  занятия  начались  под
руководством его отца, Гуго Якобса, хорошего нидерландского живописца по
стеклу. Еще будучи отроком,  Л.  проводил  дни  и  ночи  в  рисовании  и
живописи;  научившись  от  какого-то  ювелира   и   некоего   Гарнассена
гравированию на металлах, Л. скоро  достиг  в  нем  такого  уменья,  что
издал, когда ему едва минуло девять лет, свои первые гравюры.  Некоторое
время он был учеником известного в ту пору живописца К. Энгельбрехтсена,
и так скоро усвоил себе живописную технику, что 12-и лет от роду написал
клеевыми красками на холсте картину на сюжет из легенды  св.  Губерта  и
получил за нее от заказчика  столько  червонцев,  сколько  имел  лет.  В
мастерской Энгельбрехтсена работали тогда два его сына, из которых  один
- Питер - был живописец по стеклу; от него Л. перенял  его  искусство  и
написал   картину   "Богоматерь,   принимающая   Давида"    (гравирована
Санредамом). Женившись, около 1515 г., на богатой девушке  из  семейства
Бохгейзен и пользуясь уже славою и достатком, Л. задумал перенести  свое
местопребывание из тихого Лейдена  в  более  оживленный  Антверпен.  Там
записался он в местную гильдию св. Луки (1521) и был посещен  знаменитым
своим современником - Альбрехтом Дюрером, который нарисовал при этом его
портрет карандашем; оба художника  взаимно  обменялись  лучшими  листами
своих прославившихся гравюр. В 1527 г., желая  познакомиться  с  другими
голландскими художниками, он предпринял поездку  в  Роттердам  и,  после
нескольких дней плавания по каналам, пристал к острову Вальхерну; тут он
посетил город Миддельбург и задал роскошный пир тамошним  художникам,  в
числе которых находился знаменитый в то  время  Ян  Госсарт,  прозванный
Мобежским. Последний был приглашен  Л.  сопутствовать  ему  в  остальной
части путешествия, и оба художника проехались отсюда по разным городам -
через Антверпен,  Гент,  Мехельн  и  др.,  задавая  везде  пиры  местным
живописцам. Следствием этого путешествия была болезнь,  приковавшая  Л.,
до конца его  жизни,  к  постели.  Однако,  и  лежа  в  постели,  Л.  не
переставал заниматься живописью и  гравированием,  даже  написал  в  это
грустное время своей жизни лучшую  свою  картину:  "Христос,  исцеляющий
иерихонского слепца" (находится в Имп. Эрмитаже). Картины Л. встречаются
очень  редко,  так  как  многие  из  них  погибли.  В  некоторых,   даже
первостепенных, музеях Европы их совсем не имеется, а значительное число
картин, считавшихся  до  недавнего  времени  произведениями  лейденского
мастера, как в больших, так и в менее значительных музеях  и  в  частных
собраниях ныне, вследствие успехов современной  художественной  критики,
не удержали за собою имени Л. Достоверных картин Л. сохранилось не более
десяти; из которых по одной  находится  в  Имп.  Эрмитаже  в  СПб.  и  в
галереях мюнхенской и берлинской; собственноручный портрет художника - в

Страницы: «« « 1634   1635   1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642  1643   1644   1645   1646   1647   1648   1649   1650   1651   1652  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь