Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 » »» германские и датские пистоли, ценою в 5 золот. талеров. В Бремене Л. приравнивались 5 бременским талерам. Лука - св. евангелист, по преданию один из 70-ти учеников И. Христа. Самое имя его - от римского Lucanus или Lucilius - указывает на его языческое происхождение: он был одним из первых образованных язычников, принявших благовестие Христа. По своему занятию он был врач ("возлюбленным врачем" называет его в посл. к Колос., IV, 14 ап. Павел, пользовавшийся его помощью во время своих болезней). О жизни его известно немного. По свидетельству Евсевия ("Церк. Ист.", 3, 4), Иеронима("Dе Vir. illnstr." 7) и других, он обыкновенно жил в Антиохии Сирийской, там узнал ап. Павла и, сделавшись преданным его последователем и сотрудником, сопровождал его в путешествиях и, между прочим, в морском путешествии в Рим, во время которого совершилось столь подробно и красноречиво описанное им кораблекрушение. Древность единогласно приписывала ему два творения: Евангелие и Деяния апостольские. В обоих этих творениях обнаруживается искусная рука историка, который, при необычайной точности и сжатости повествования, умел давать картинное и притом прагматически мотивированное повествование. Евангелие его цитируется уже у древних писателей - Иустина Философа, Тертуллиана и других; о Деяниях впервые упоминается в послании церкви вьеннской и лионской (Евс., 5, 2), а затем книга эта цитируется у св. Иринея, Климента Адександрийского, Тертуллиана и других. В виду отсутствия в обеих книгах ясных указаний на разрушение Иерусалима, многие полагают, что они написаны еще до этого события; Блеек, Кейм, Гольцман и некоторые другие писатели относят их к более позднему времени. Критика, в лице главных представителей тюбингенской школы, пыталась подвергнуть сомнению подлинность и историческую достоверность как Евангелия, так и собенно Деяний, в которых многое объявлялось неисторическим и самопротиворечивым; но такое мнение критики основывалось главным образом на отрицании всего сверхъестественного, и ее доводы скоро потеряли значение, особенно когда, благодаря новейшим исследованиям и раскопкам на месте городов, описываемых Л. в качестве спутника ап. Павла, подтвердились многие исторические и бытовые указания, которые раньше считались недостоверными и противоречащими древним свидетельствам. Эрнст Курциус, в реферате, напеч. в "Sitzungsberichte der Berliner Academie der Wissenschaften" за 1893 г. разбирая повествование о пребывании ап. Павла в Афинах, признал это повествование вполне историческим (см. этот реферат в "Христ. Чтении" за 1894 г., в переводе и с примеч. проф. А. П. Лопухина). Английский проф. Рамсэй, в своем посмертном сочинении: "St. Paul the traveller and Roman Citizen" (Лонд., 1895), на основании собственных историко-археологических исследований и раскопок, пришел к выводу, что Л. - историк не только поразительно точный в своих показаниях, но и замечательно сведующий; Рамсэй прямо ставит его рядом с Фукидидом. Литература. Из древних комментариев на св. Л. особенно известны беседы Евсевия, Кирилла Адександрийского, Евф. Зигабена, Феофилакта. Главн. новейшие труды - Де-Ветте, Мейера, Годе (один из лучших коммент.), Фаррара и др. Книга Деяний превосходно изложена в книги Фаррара: "Жизнь и труды св. ап. Павла" (русск. перев. А. Лопухина) и в новом сочинении аббата Вигуру, "Le nouveau Test. et les nouvelles decouvertes" (пер. в приложении из "Библейской истории Нов. Звета при свете новых исслед. и открытий", А. П. Лопухина, 1895). См. Schleiermacher, "Ueber die Schriften des Lukas" (1817); James Smith, "Dissertation on the Life and Writings of St. Luke" (в "Voyage and Shipwreck of St. Paul", 1848); Scholten, "Paul. evangelium etc." (1881); К. Schmidt, "Die Glaubwurdigkeit der Apostelgeschichte". А. Л. Лука Якобс (Lucas Jacobsz) - знаменитый живописец, гравер и рисовальщик, прозванный Лейденским (van Leijden), по городу, в котором он родился, жил и умер (1494 - 1533). Его занятия начались под руководством его отца, Гуго Якобса, хорошего нидерландского живописца по стеклу. Еще будучи отроком, Л. проводил дни и ночи в рисовании и живописи; научившись от какого-то ювелира и некоего Гарнассена гравированию на металлах, Л. скоро достиг в нем такого уменья, что издал, когда ему едва минуло девять лет, свои первые гравюры. Некоторое время он был учеником известного в ту пору живописца К. Энгельбрехтсена, и так скоро усвоил себе живописную технику, что 12-и лет от роду написал клеевыми красками на холсте картину на сюжет из легенды св. Губерта и получил за нее от заказчика столько червонцев, сколько имел лет. В мастерской Энгельбрехтсена работали тогда два его сына, из которых один - Питер - был живописец по стеклу; от него Л. перенял его искусство и написал картину "Богоматерь, принимающая Давида" (гравирована Санредамом). Женившись, около 1515 г., на богатой девушке из семейства Бохгейзен и пользуясь уже славою и достатком, Л. задумал перенести свое местопребывание из тихого Лейдена в более оживленный Антверпен. Там записался он в местную гильдию св. Луки (1521) и был посещен знаменитым своим современником - Альбрехтом Дюрером, который нарисовал при этом его портрет карандашем; оба художника взаимно обменялись лучшими листами своих прославившихся гравюр. В 1527 г., желая познакомиться с другими голландскими художниками, он предпринял поездку в Роттердам и, после нескольких дней плавания по каналам, пристал к острову Вальхерну; тут он посетил город Миддельбург и задал роскошный пир тамошним художникам, в числе которых находился знаменитый в то время Ян Госсарт, прозванный Мобежским. Последний был приглашен Л. сопутствовать ему в остальной части путешествия, и оба художника проехались отсюда по разным городам - через Антверпен, Гент, Мехельн и др., задавая везде пиры местным живописцам. Следствием этого путешествия была болезнь, приковавшая Л., до конца его жизни, к постели. Однако, и лежа в постели, Л. не переставал заниматься живописью и гравированием, даже написал в это грустное время своей жизни лучшую свою картину: "Христос, исцеляющий иерихонского слепца" (находится в Имп. Эрмитаже). Картины Л. встречаются очень редко, так как многие из них погибли. В некоторых, даже первостепенных, музеях Европы их совсем не имеется, а значительное число картин, считавшихся до недавнего времени произведениями лейденского мастера, как в больших, так и в менее значительных музеях и в частных собраниях ныне, вследствие успехов современной художественной критики, не удержали за собою имени Л. Достоверных картин Л. сохранилось не более десяти; из которых по одной находится в Имп. Эрмитаже в СПб. и в галереях мюнхенской и берлинской; собственноручный портрет художника - в Страницы: «« « 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |