Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 » »» имперским городом. В XIII в. Л. попал в руки датчан, потом передался императору Фридриху II, который в 1226 г. сделал его на вечные времена вольным имперским городом. Вступив в состав Ганзы, Л. с XIV в. первенствовал в союзе; флот его господствовал в Балтийском море. Когда распалась кальмарская уния, Л., с бургомистром Николаем Бремом, принял деятельное участие в переустройстве положения на европейском Севере; но с тех пор начался упадок Ганзы и Л., чему способствовали распри между протестантско-демократической партией, с Вулленвевером, и католикоаристократической, с Бремом во главе. После 30-ти летней войны Л. потерял всякое политическое значение. В 1810 г. он был присоединен к французской империи. Весной 1813 г. Л. поднял оружие против французов, очистивших его при приближении русских, но летом снова попал в их руки и был истощен контрибуциями; 5-го декабря освобожден шведами. На венском конгрессе включен в состав германского союза. В 1867 г. примкнул к северогерманскому, в 1868 г. - к таможенному союзу. Ср. Becker, "Geschichte der Stadt JL."; Behrens, "Topographie u. Statistik von L."; Decke, "Geschichte der Stadt L."; "Die Freie u. Hansesladt L.; Waitz, "L. unter Jurgen Wallenweber"; Klug, "Geschichte L. 's wahreud der Vereinigung mit dem franzosichen Kaiserreiche"; Pauli, "Lubeckische Zustande im Mittelalter"; "Urkundenbuch der Stadt L."; Seelighmann, Ostholstein". Любеч - торговое мст. Городнянского у. Черниговской губ., в 52 в. от Чернигова, на лев. берегу Днепра; жит. более 2000, в том числе 250 евреев; 7 церквей, земская больница, винокуренный завод, торговля по Днепру лесом, хлебом и солью, постройка берлин; пароходное сообщение по Днепру с Киевом и Гомелем; 4 ярмарки, с оборотом свыше 10000 р. Л. - один из древнейших русских городов; сперва он платил дань хазарам, в 882 г. покорен Олегом. О Л. упоминает и Константин Багрянородный, как о пристани, через которую проходили все товары с севера на юг; называет он Л. - Teliotza. В 1016 г. на берегу Днепра у Л. Ярослав Владимирович разбил вел. кн. киевского Святополка. Во время междоусобий XII в. Л. пришел в запустение: в 1148 г. сожжен Ростиславом, в 1157 г. опустошен половцами. После нашествия Батыя Л. запустел совершенно. Под польским владычеством Л. составлял особое староство. Сильно пострадал во время казацких войн. Черниговские полковники, по званию своему, являлись владельцами Л., но гетман Мазепа изъял его из рангового владения и удерживал его в своих руках до своего падения. Л. - родина св. Антония, основателя Киево-печерской лавры, который, до ухода своего на Афон, спасался в пещере, сохранившейся в Л. поныне. В память его основан в Л., в 1692 году, Антониевский любецкий муж. монастырь, упраздненный в 1786 г. В бывшей монастырской церкви Воскресения Господня хранится синодик, являющийся весьма важным источником для истории черниг. князей. В этой же церкви находится и чудотворная Любечская икона Божией Матери. См. граф Г. А. Милорадович, "Л., родина преп. Антония Печерского" (М., 1871); его же, "Л. и его святыня" (Черниг., 1892); P. Зотов, "О черниговских князьях по Любецкому синодику" (СПб., 1892). Любовь - влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни. Из обоюдности отношений можно логически вывести троякий вид Л.: 1) Л., которая более дает, нежели получает, или нисходящая Л. (amor descendens), 2) Л., которая более получает, нежели дает, или восходящая Л. (amor ascendens) и 3) Л., в которой то и другое уравновешено (amor aequalis). Этому соответствуют три главные вида Л., встречаемые в действительном опыте, а именно: Л. родительская, Л. детей к родителям и Л. половая (или супружеская). Все три вида имеют свои начатки уже в царстве животном. Первый вид представляется здесь преимущественно Л. материнскою (в силу непосредственной физической связи самки с детенышами), но у высших животных и самец начинает принимать участие в заботах о новом поколении. Второй вид Л. иногда и у животных отрешается от родовой связи и принимает характер как бы религиозный: такова привязанность некоторых мелких животных к более крупным, дающим им покровительство, особенно же преданность домашних животных человеку. В половой Л. у низших животных особь имеет значение только как орудие для увековечения рода, причем естественно самка первенствует; взаимность является здесь только на мгновение, и затем самец устраняется за ненадобностью (напр. пауки, пчелы). У высших животных (особенно у птиц и некоторых млекопитающих) наблюдается более устойчивая половая связь, соответственно возрастающему участию самца в семейных заботах. В мире человеческом мы находим те же три главные вида Л., но с новым, постоянно углубляющимся и расширяющимся значением. Сыновняя привязанность, распространяемая на умерших предков, а затем и на более общие и отдаленные причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца небесного), является корнем всего религиозного развития человечества. Родительская Л. или попечение старших о младших, защита слабых сильными, перерастая родовой быт, создает отечество и постепенно организуется в быт национально-государственный. Наконец, половая Л., неизменно оставаясь наисильнейшим выражением личного самоутверждения и самоотрицания, вместе с тем все более и более понимается как совершенная полнота жизненной взаимности, и чрез это становится высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым. Уже в пророческих книгах Ветхого Завета отношение между Богом и избранною народностью изображается преимущественно как союз супружеский (и отступление народа от своего Бога - не иначе, как блуд). В Новом Завете эта идея переносится на Христа и Церковь, и завершение истории изображается как брак "Агнца" с Его невестою - просветленною и торжествующею церковью "Нового Иерусалима", соответственно чему и земные представители Христа, епископы, ставятся в такое же отношение к местным общинам (отсюда выражение: вдовствующая церковь). Таким образом идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь. С точки зрения нравственной философии, Л. есть сложное явление, простые элементы которого суть: 1) жалость, преобладающая в Л. родительской; 2) благоговение (pietas), преобладающее в Л. сыновней и вытекающей из нее религиозной и 3) исключительно присущее человеку чувство стыда, которое, в соединении с двумя первыми элементами - жалостью и благоговением - образует человеческую форму половой или супружеской Л. (материя же ей дается физическим влечением, актуальным или потенциальным). В истории религий Л. дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения - в языческом фаллизм ( еще сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы напр. индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в Страницы: «« « 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |