Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 » »» чувствительного слоя тем большее, чем сильнее и продолжительнее было действие на нее света. Ниже рассматриваются следующие стороны дела, от которых зависят те или другие качества Н.: А) Достижение резкости Н. В) Влияние времени позы. Г) Сила и слабость Н. Д) Важнейшие недостатки Н. А) Действием света производится в частицах чувствительного слоя химическое разложение. Но не все световые лучи производят сказанное действие с одинаковой силой; некоторые действуют сильнее и производят разложение в большой массе серебряной соли, другие слабее с разложением лишь малых ее количеств. Говоря об этом различном действии световых лучей, следует строго различать самую силу световых лучей от их окраски или цвета. Действительно, с одной стороны, предметы могут быть одного цвета, но с различной степенью освещения, а с другой - они могут быть равносильно освещены, но иметь различную окраску. Эти последние вступают в дальнейшие мало изученные соединения с влагой слоя или другими путями. По отношению к силе света его разлагающее действие пропорционально времени и силе освещения, но совершенно другую зависимость приходится наблюдать в отношении чувствительного слоя к лучам различной окраски. В этом последнем случае надо иметь в виду две стороны дела, с одной: а) окружающие нас предметы с их различной окраской передаются на фотографическом снимке в виде одноцветного рисунка; следовательно, уже по одному этому является некоторая условность этого рисунка. Для примера возьмем цветной ковер, узор которого состоит из фигур и фона различных цветов, но одинаковой яркости. Что должна передать нам на своем снимке идеальная фотография (разумея обычную, а не цветную фотографию)? - Она должна дать нам равнотонную поверхность, не передав узора, так как и рисунок, и фон ковра передадутся на фотографии одним и тем же цветом и с одинаковой яркостью, между тем как для глаза ковер кажется не гладким, а узорчатым. Так должен бы передаться рисунок вышеописанного ковра при идеальной фотографии, к которой приближается фотография ортохроматическая, но при обычных способах фотографирования эта условность идет еще далее, причем, с другой стороны: б) лучи света одинаковой силы, но различно окрашенные действуют на чувствительные соли серебра и приготовленный из них чувствительный слой совершенно своеобразно и при том вполне отлично от того действия, которое имеют они на ретину глаза. Яснее всего указанное различие в действии лучей различной окраски выясняется при фотографировании солнечного спектра. Удобство рассмотрения подобных вопросов на фотографировании спектра основывается на том, что в спектре имеются все основные цвета (и при том в их чистейшем виде), из сочетания которых слагаются все остальные цвета окружающих нас предметов; кроме того, цвета в спектре располагаются по порядку длины их световых волн, что дает возможность точно сравнивать результаты различных наблюдений, в особенности пользуясь всегда однообразным расположением в поле спектра темных Фрауенгоферовых линий. Максимум яркости спектра (по отношению к действию на глаз) находится в желтой части, неподалеку от линии его, между тем как максимумы действия лучей на соли серебра находятся в синей и фиолетовой его частях. Видно также, что каждая соль серебра относится своеобразно к действию различных лучей, но легко заметить, что все они почти не чувствительны к красным, оранжевым и желтым лучам, тогда как синие и фиолетовые лучи действуют на них с приподнятой энергией. Это свойство чувствительных солей и дало повод к разделению лучей на актинические и неактинические, т.е. на такие, которые производят сильное химическое действие, и на такие, которые его почти не производят. Хотя такое деление и не оправдано позднейшими исследованиями, однако, оно сохраняется и доселе, как улавливающее одно из характерных свойств световых лучей. С другой стороны, это своеобразное отношение солей серебра к лучам различной окраски производит ту большую условность фотографических снимков, которую необходимо иметь в виду каждому занимающемуся фотографией. Так, например, даже яркие желтые цвета, платья, фоны и т.п., выходят на снимке почти черными, а темно-синие предметы являются светлыми при работе всеми распространеннейшими способами фотографирования. Благодаря слабому действию красных и оранжевых лучей, ими пользуются для освещения темной комнаты, где производятся манипуляции с фотографическими пластинками и где, следовательно, они не должны претерпевать дальнейших изменений от действия света. Б) Резкость негативного изображения зависит, с одной стороны, от объектива, а с другой, от слоя, несущего это изображение. Для обычных снимков резкость, зависящая от слоя, имеет мало значения, так как влияние это в сущности незначительно, но на диапозитивах, подлежащих увеличению во много раз, влияние слоя сказывается уже весьма ощутительно. Дело в том, что слой желатина (при употреблении броможелатинных пластинок) обыкновенно в 5 - 7 раз толще слоя коллодия (при употреблении пластинок, покрытых коллодионной эмульсией), а более тонкий слой всегда сообщает Н. большую резкость, давая лучам света, сходящимся в сопряженном фокусе, более ограниченное поле для пересечения, отчего и все изображение, получающееся на чувствительной поверхности, является более тонко очерченным. В) Для того, чтобы переходы от света к тени шли на снимке в той же постепенности, как в натуре, что составляет одно из важнейших условий его достоинства, необходимо, чтобы время съемки (продолжительность действия света на чувствительный слой) было строго соразмерено: а) с освещением, б) светосилой объектива и в) чувствительностью пластинки. Здесь мы рассмотрим лишь последствия, которые вызовутся несоответствием между нормальной позой и ошибочными в ту и другую сторону. Передержкой называется слишком длинная поза, а недодержкой - слишком короткая. Говоря о передержке, мы будем подразумевать лишь незначительные отклонения от нормальной позы, так как при больших отклонениях происходят явления соляризации. При передержке является смягчение и несоответственная монотонность снимка, светлые места не столь рельефно выделяются, как бы следовало, и менее отличаются от тени. Напротив того, при недодержке тени весьма плохо вырабатываются и сразу переходят к яркому свету, что сообщает снимку чрезмерную контрастность и при этом исчезают столь важные в рисунке так называемые полутона. Эти недостатки Н. могут быть в значительной степени исправлены при проявлении и при печатании, однако, все-таки лучше всего выходят те снимки, для которых строго соображены все указанные выше обстоятельства. Г) Независимо от относительного распределения светлых и темных частей Н. является общая сила или общая его слабость. Общая сила или слабость Н. (когда они не выходят из известных пределов) иногда являются даже Страницы: «« « 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |