Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1944   1945   1946   1947   1948   1949   1950   1951   1952  1953   1954   1955   1956   1957   1958   1959   1960   1961   1962  » »»

чувствительного слоя тем большее, чем  сильнее  и  продолжительнее  было
действие на нее света. Ниже рассматриваются следующие стороны  дела,  от
которых зависят те или другие качества Н.: А) Достижение резкости Н.  В)
Влияние времени позы. Г) Сила и слабость Н. Д) Важнейшие недостатки Н.
   А) Действием  света  производится  в  частицах  чувствительного  слоя
химическое разложение. Но не  все  световые  лучи  производят  сказанное
действие с одинаковой силой; некоторые действуют  сильнее  и  производят
разложение в большой массе серебряной соли, другие слабее с  разложением
лишь малых ее количеств. Говоря  об  этом  различном  действии  световых
лучей, следует строго различать самую силу световых лучей от их  окраски
или цвета. Действительно, с одной стороны, предметы  могут  быть  одного
цвета, но с различной степенью освещения, а с другой -  они  могут  быть
равносильно освещены, но иметь различную окраску.
   Эти последние вступают  в  дальнейшие  мало  изученные  соединения  с
влагой  слоя  или  другими  путями.  По  отношению  к  силе  света   его
разлагающее  действие  пропорционально  времени  и  силе  освещения,  но
совершенно  другую  зависимость   приходится   наблюдать   в   отношении
чувствительного слоя к лучам различной окраски. В этом последнем  случае
надо иметь в виду две стороны дела, с одной: а) окружающие нас  предметы
с их различной окраской передаются  на  фотографическом  снимке  в  виде
одноцветного  рисунка;  следовательно,  уже  по  одному  этому  является
некоторая условность этого рисунка. Для примера возьмем  цветной  ковер,
узор которого состоит из фигур и фона различных  цветов,  но  одинаковой
яркости. Что должна передать нам на своем  снимке  идеальная  фотография
(разумея обычную, а не  цветную  фотографию)?  -  Она  должна  дать  нам
равнотонную поверхность, не передав узора, так  как  и  рисунок,  и  фон
ковра передадутся на фотографии одним и тем же  цветом  и  с  одинаковой
яркостью, между тем как для глаза ковер кажется не гладким, а узорчатым.
Так должен бы передаться  рисунок  вышеописанного  ковра  при  идеальной
фотографии, к которой приближается фотография ортохроматическая, но  при
обычных способах фотографирования эта условность идет еще далее, причем,
с другой стороны: б) лучи света одинаковой силы, но различно  окрашенные
действуют  на  чувствительные  соли  серебра  и  приготовленный  из  них
чувствительный слой совершенно своеобразно и при том вполне  отлично  от
того действия, которое имеют они на ретину глаза. Яснее всего  указанное
различие   в   действии   лучей   различной   окраски   выясняется   при
фотографировании  солнечного  спектра.  Удобство  рассмотрения  подобных
вопросов на фотографировании спектра основывается на том, что в  спектре
имеются все основные цвета (и при том в их чистейшем виде), из сочетания
которых слагаются все остальные цвета окружающих  нас  предметов;  кроме
того, цвета в спектре располагаются по порядку длины их  световых  волн,
что дает возможность точно сравнивать результаты различных наблюдений, в
особенности пользуясь всегда однообразным расположением в  поле  спектра
темных Фрауенгоферовых линий. Максимум яркости спектра (по  отношению  к
действию на глаз) находится в желтой части,  неподалеку  от  линии  его,
между тем как максимумы действия лучей на соли серебра находятся в синей
и фиолетовой его частях. Видно также, что каждая соль серебра  относится
своеобразно к действию различных лучей, но легко заметить, что  все  они
почти не чувствительны к красным, оранжевым и желтым  лучам,  тогда  как
синие и фиолетовые лучи действуют на них  с  приподнятой  энергией.  Это
свойство чувствительных  солей  и  дало  повод  к  разделению  лучей  на
актинические и неактинические, т.е. на такие, которые производят сильное
химическое действие, и на такие, которые его почти не  производят.  Хотя
такое деление и не оправдано  позднейшими  исследованиями,  однако,  оно
сохраняется и доселе,  как  улавливающее  одно  из  характерных  свойств
световых лучей. С  другой  стороны,  это  своеобразное  отношение  солей
серебра к лучам  различной  окраски  производит  ту  большую  условность
фотографических  снимков,  которую  необходимо  иметь  в  виду   каждому
занимающемуся фотографией.  Так,  например,  даже  яркие  желтые  цвета,
платья, фоны и т.п., выходят на  снимке  почти  черными,  а  темно-синие
предметы  являются  светлыми  при  работе   всеми   распространеннейшими
способами  фотографирования.  Благодаря  слабому  действию   красных   и
оранжевых лучей,  ими  пользуются  для  освещения  темной  комнаты,  где
производятся  манипуляции  с   фотографическими   пластинками   и   где,
следовательно,  они  не  должны  претерпевать  дальнейших  изменений  от
действия света.
   Б) Резкость негативного изображения  зависит,  с  одной  стороны,  от
объектива, а с другой, от слоя, несущего это  изображение.  Для  обычных
снимков резкость, зависящая  от  слоя,  имеет  мало  значения,  так  как
влияние это в сущности незначительно,  но  на  диапозитивах,  подлежащих
увеличению  во  много  раз,  влияние   слоя   сказывается   уже   весьма
ощутительно.  Дело  в  том,  что   слой   желатина   (при   употреблении
броможелатинных пластинок) обыкновенно в 5 - 7 раз толще  слоя  коллодия
(при употреблении пластинок, покрытых коллодионной эмульсией),  а  более
тонкий слой всегда сообщает Н.  большую  резкость,  давая  лучам  света,
сходящимся  в  сопряженном   фокусе,   более   ограниченное   поле   для
пересечения, отчего и все изображение,  получающееся  на  чувствительной
поверхности, является более тонко очерченным.
   В) Для того, чтобы переходы от света к тени шли на снимке  в  той  же
постепенности, как в натуре, что составляет одно  из  важнейших  условий
его  достоинства,  необходимо,  чтобы  время  съемки  (продолжительность
действия света на чувствительный слой) было  строго  соразмерено:  а)  с
освещением, б) светосилой объектива и  в)  чувствительностью  пластинки.
Здесь мы рассмотрим лишь последствия, которые вызовутся  несоответствием
между нормальной позой и ошибочными в ту и другую  сторону.  Передержкой
называется слишком длинная  поза,  а  недодержкой  -  слишком  короткая.
Говоря  о  передержке,  мы  будем  подразумевать   лишь   незначительные
отклонения  от  нормальной  позы,  так  как  при   больших   отклонениях
происходят явления соляризации.  При  передержке  является  смягчение  и
несоответственная монотонность снимка, светлые места не  столь  рельефно
выделяются, как бы следовало, и менее отличаются от тени. Напротив того,
при недодержке тени весьма плохо  вырабатываются  и  сразу  переходят  к
яркому свету, что сообщает снимку чрезмерную контрастность  и  при  этом
исчезают столь важные в рисунке так называемые полутона. Эти  недостатки
Н. могут быть в значительной степени исправлены  при  проявлении  и  при
печатании, однако, все-таки лучше всего выходят те снимки,  для  которых
строго соображены все указанные выше обстоятельства.
   Г) Независимо от относительного распределения светлых и темных частей
Н. является общая сила или общая его слабость. Общая сила  или  слабость
Н. (когда они не выходят из известных  пределов)  иногда  являются  даже

Страницы: «« « 1944   1945   1946   1947   1948   1949   1950   1951   1952  1953   1954   1955   1956   1957   1958   1959   1960   1961   1962  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь