|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 » »» удовлетворения разнообразных потребностей членов хозяйства; что касается
технического разделения труда, то оно встречается и в Н. хозяйстве, хотя
бы, напр., в виде распределения труда между членами семьи или рода,
сообразно силам каждого. Главное внимание в Н. хозяйстве обращается на
потребительную ценность продуктов и на степень трудности их добывания;
понятие меновой ценности еще не выработано. В таком чистом виде Н.
хозяйство встречается только на самых первобытных ступенях культуры,
когда люди имеют самые простые потребности, удовлетворяемые скудным и
грубым образом (охотничий быт). С ростом культуры и в особенности с
увеличением производительности труда в Н. хозяйство привходит элемент
менового. С одной стороны, создаются некоторые излишки собственного
производства, охотно обмениваемые на предметы удобства, роскоши и
прихоти, которые не могут быть произведены в пределах хозяйства (напр.,
в древности индийские ароматные травы, пряности, драгоценные камни и
металлы). Тем не менее мы в праве продолжать называть эти хозяйства Н.,
пока их производство преимущественно направлено на удовлетворение
потребностей членов этих хозяйств. Н. хозяйство, с некоторым элементом
менового, существовало в течение всей классической древности (картину
его в более или менее первобытной форме рисует Одиссея), когда в
пределах "ойкосного" (домового) хозяйства древнего гражданина рабы и
женщины изготовляли все предметы домашнего потребления; оно
господствовало в течение средних веков и в феодальных владениях,
пользовавшихся крепостным трудом, и в деревнях, населенных зависимыми
крестьянами. Развитие торговли и промышленности со времени открытий XV и
XVI вв. впервые дало сильный толчок распространению меновогоденежного
хозяйства; тем не менее в помещичьих усадьбах, в крестьянских дворах Н.
хозяйство продолжало господствовать до начала XIX в. Только с этого
времени оно начинает уступать денежному хозяйству под влиянием быстрого
прогресса промышленности и удешевления фабричных изделий, вследствие
увеличения населения и дифференциации занятий. В России Н. хозяйство
господствовало в помещичьих усадьбах и крестьянских дворах вплоть до
эпохи освобождения крестьян. Типичные черты подобных хозяйств мы можем
найти у Аксакова ("Детские годы Багрова внука" и др.), у Гончарова
("Обломов"), Салтыкова ("Пошехонская старина") и др. С освобождением
крестьян начинает замечаться вытеснение Н. хозяйства денежным; крестьяне
постепенно перестают ткать собственные ткани, дубить кожи, валять
валенки и пр., предпочитая покупать фабричные изделия. В помещичьих
усадьбах Н. хозяйство уже почти отошло в область преданий. До конца XIX
столетия встречались писатели, которые считали желательным господство Н.
хозяйства (напр., гр. Л. Толстой); их привлекало самоудовлетворение,
господствующее в таких хозяйствах, независимость от посторонних влияний,
разносторонность деятельности. Однако, поскольку переход от Н. хозяйства
к меновому связан с развитием разделения труда и прогрессом
производительности, он составляет огромный шаг вперед, давая человеку
возможность несравненно полнее и многостороннее удовлетворять свои
потребности. Темные стороны существующего денежного хозяйства
обусловливаются совершенно другими причинами и могли бы быть устранены
без возвращения к Н. хозяйству.
Натурфилософия - в общем смысле то же, что философия природы, т.е.
объяснение физического мира из определенных разумно-мыслительных
оснований; в особом смысле термин Н. употребляется для обозначения того
направления немецкой идеалистической философии, которое имело своим
главным представителем Шеллинга и состояло в подведении явлений и
процессов природы под различные априорные схемы (так наз.
конструирование природы).
Наука - в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых
некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный
систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой
математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о копыте
кавалерийских лошадей. В более тесном смысле из области Н. исключаются,
с одной стороны, все чисто фактические и технические сведения и
указания, а с другой стороны - все чисто умозрительные построения, и она
определяется как объективно-достоверное и систематическое знание о
действительных явлениях со стороны их закономерности или неизменного
порядка. Хотя на деле существуют только особые науки, но это не мешает
говорить о Н. в единственном числе, подразумевая под этим общее свойство
всех наук или самую научность, в неравной степени принадлежащую
различным результатам познавательной деятельности человеческого ума.
Существенные признаки Н., как таковой, или свойства научности сводятся к
двум условиям: 1) наибольшей проверенности или доказательности со
стороны содержания и 2) наибольшей систематичности со стороны формы. Оба
эти условия ставят Н. в неизбежную связь с философией как такой
областью, в которой 1) окончательно проверяются понятия и принципы,
безотчетно предполагаемые различными науками, и 2) сводятся к
всеобъемлющему единству все частные обобщения этих наук. В самом деле,
математика, в высшей степени точно и доказательно определяющая
всевозможные пространственные и числовые отношения, принимает самые
понятия пространства и числа как готовые, без отчета и проверки;
подобным образом естественные науки без доказательств принимают бытие
материи и физического мира и постоянство естественных законов. С другой
стороны, если между областями всех частных наук существует связь, не
входящая ни в одну из научных специальностей, то эта связь не может быть
определена и простым их сложением. Следовательно, если Н. в целом не
хочет терять своего научного характера, оставаясь без полной
доказательности своего содержания и без полной систематичности своей
формы, она должна ждать от философии окончательных принципов своей
достоверности и своего единства. Исторически несомненно, что Н. и после
того, как выделилась и стала самостоятельно развиваться, всегда получала
из той или другой философской системы обосновывающие и объединяющие
начала. В XVII и XVIII вв. такое значение для Н. имели картезианство и
Лейбнице-Вольфова философия, а под конец - кантовский критицизм. В XIX
в., после разочарования в натурфилософии Шеллинга и панлогизме Гегеля,
большинство прогрессивных научных деятелей попало под влияние
материалистической метафизики, которой невольно подчинялись и
приверженцы французского позитивизма. В последние десятилетия замечался
поворот к более глубокому и многостороннему объединению философии и
науки, результат которого еще не выяснился.
Наумбург - город в прусской провинции Саксония, на реке Заале; 19 793
жителя; собор, древний замок Морица Саксонского, виноделие, живопись по
стеклу. Экард, маркграф тюрингенский, основал Н. в X в.; в 1564 г. Н.
Страницы: «« « 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |