Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1935   1936   1937   1938   1939   1940   1941   1942   1943  1944   1945   1946   1947   1948   1949   1950   1951   1952   1953  » »»

удовлетворения разнообразных потребностей членов хозяйства; что касается
технического разделения труда, то оно встречается и в Н. хозяйстве, хотя
бы, напр., в виде распределения труда  между  членами  семьи  или  рода,
сообразно силам каждого. Главное внимание в Н. хозяйстве  обращается  на
потребительную ценность продуктов и на степень трудности  их  добывания;
понятие меновой ценности еще не  выработано.  В  таком  чистом  виде  Н.
хозяйство встречается только на  самых  первобытных  ступенях  культуры,
когда люди имеют самые простые потребности,  удовлетворяемые  скудным  и
грубым образом (охотничий быт). С ростом  культуры  и  в  особенности  с
увеличением производительности труда в Н.  хозяйство  привходит  элемент
менового. С одной  стороны,  создаются  некоторые  излишки  собственного
производства,  охотно  обмениваемые  на  предметы  удобства,  роскоши  и
прихоти, которые не могут быть произведены в пределах хозяйства  (напр.,
в древности индийские ароматные травы,  пряности,  драгоценные  камни  и
металлы). Тем не менее мы в праве продолжать называть эти хозяйства  Н.,
пока  их  производство  преимущественно  направлено  на   удовлетворение
потребностей членов этих хозяйств. Н. хозяйство, с  некоторым  элементом
менового, существовало в течение всей  классической  древности  (картину
его в более  или  менее  первобытной  форме  рисует  Одиссея),  когда  в
пределах "ойкосного" (домового) хозяйства  древнего  гражданина  рабы  и
женщины   изготовляли   все   предметы   домашнего   потребления;    оно
господствовало  в  течение  средних  веков  и  в  феодальных  владениях,
пользовавшихся крепостным трудом, и в  деревнях,  населенных  зависимыми
крестьянами. Развитие торговли и промышленности со времени открытий XV и
XVI вв. впервые дало сильный  толчок  распространению  меновогоденежного
хозяйства; тем не менее в помещичьих усадьбах, в крестьянских дворах  Н.
хозяйство продолжало господствовать до начала  XIX  в.  Только  с  этого
времени оно начинает уступать денежному хозяйству под влиянием  быстрого
прогресса промышленности и  удешевления  фабричных  изделий,  вследствие
увеличения населения и дифференциации занятий.  В  России  Н.  хозяйство
господствовало в помещичьих усадьбах и  крестьянских  дворах  вплоть  до
эпохи освобождения крестьян. Типичные черты подобных хозяйств  мы  можем
найти у Аксакова ("Детские годы  Багрова  внука"  и  др.),  у  Гончарова
("Обломов"), Салтыкова ("Пошехонская старина")  и  др.  С  освобождением
крестьян начинает замечаться вытеснение Н. хозяйства денежным; крестьяне
постепенно  перестают  ткать  собственные  ткани,  дубить  кожи,  валять
валенки и пр., предпочитая  покупать  фабричные  изделия.  В  помещичьих
усадьбах Н. хозяйство уже почти отошло в область преданий. До конца  XIX
столетия встречались писатели, которые считали желательным господство Н.
хозяйства (напр., гр. Л.  Толстой);  их  привлекало  самоудовлетворение,
господствующее в таких хозяйствах, независимость от посторонних влияний,
разносторонность деятельности. Однако, поскольку переход от Н. хозяйства
к  меновому  связан  с   развитием   разделения   труда   и   прогрессом
производительности, он составляет огромный шаг  вперед,  давая  человеку
возможность  несравненно  полнее  и  многостороннее  удовлетворять  свои
потребности.   Темные   стороны   существующего   денежного    хозяйства
обусловливаются совершенно другими причинами и могли бы  быть  устранены
без возвращения к Н. хозяйству.
   Натурфилософия - в общем смысле то же, что  философия  природы,  т.е.
объяснение  физического  мира   из   определенных   разумно-мыслительных
оснований; в особом смысле термин Н. употребляется для обозначения  того
направления немецкой  идеалистической  философии,  которое  имело  своим
главным представителем  Шеллинга  и  состояло  в  подведении  явлений  и
процессов   природы   под   различные   априорные   схемы   (так    наз.
конструирование природы).
   Наука - в широком смысле совокупность всяких  сведений,  подвергнутых
некоторой умственной проверке  или  отчету  и  приведенных  в  известный
систематический  порядок,  начиная  от  теологии,   метафизики,   чистой
математики  и  кончая  геральдикой,  нумизматикой,  учением   о   копыте
кавалерийских лошадей. В более тесном смысле из области Н.  исключаются,
с  одной  стороны,  все  чисто  фактические  и  технические  сведения  и
указания, а с другой стороны - все чисто умозрительные построения, и она
определяется  как  объективно-достоверное  и  систематическое  знание  о
действительных явлениях со стороны  их  закономерности  или  неизменного
порядка. Хотя на деле существуют только особые науки, но это  не  мешает
говорить о Н. в единственном числе, подразумевая под этим общее свойство
всех  наук  или  самую  научность,  в  неравной  степени   принадлежащую
различным результатам  познавательной  деятельности  человеческого  ума.
Существенные признаки Н., как таковой, или свойства научности сводятся к
двум  условиям:  1)  наибольшей  проверенности  или  доказательности  со
стороны содержания и 2) наибольшей систематичности со стороны формы. Оба
эти условия  ставят  Н.  в  неизбежную  связь  с  философией  как  такой
областью, в которой 1)  окончательно  проверяются  понятия  и  принципы,
безотчетно  предполагаемые  различными  науками,   и   2)   сводятся   к
всеобъемлющему единству все частные обобщения этих наук. В  самом  деле,
математика,  в  высшей  степени  точно   и   доказательно   определяющая
всевозможные пространственные  и  числовые  отношения,  принимает  самые
понятия пространства  и  числа  как  готовые,  без  отчета  и  проверки;
подобным образом естественные науки без  доказательств  принимают  бытие
материи и физического мира и постоянство естественных законов. С  другой
стороны, если между областями всех частных  наук  существует  связь,  не
входящая ни в одну из научных специальностей, то эта связь не может быть
определена и простым их сложением. Следовательно, если  Н.  в  целом  не
хочет  терять  своего   научного   характера,   оставаясь   без   полной
доказательности своего содержания и  без  полной  систематичности  своей
формы, она должна  ждать  от  философии  окончательных  принципов  своей
достоверности и своего единства. Исторически несомненно, что Н. и  после
того, как выделилась и стала самостоятельно развиваться, всегда получала
из той или другой  философской  системы  обосновывающие  и  объединяющие
начала. В XVII и XVIII вв. такое значение для Н. имели  картезианство  и
Лейбнице-Вольфова философия, а под конец - кантовский критицизм.  В  XIX
в., после разочарования в натурфилософии Шеллинга и  панлогизме  Гегеля,
большинство  прогрессивных   научных   деятелей   попало   под   влияние
материалистической   метафизики,   которой   невольно   подчинялись    и
приверженцы французского позитивизма. В последние десятилетия  замечался
поворот к более глубокому  и  многостороннему  объединению  философии  и
науки, результат которого еще не выяснился.
   Наумбург - город в прусской провинции Саксония, на реке Заале; 19 793
жителя; собор, древний замок Морица Саксонского, виноделие, живопись  по
стеклу. Экард, маркграф тюрингенский, основал Н. в X в.; в  1564  г.  Н.

Страницы: «« « 1935   1936   1937   1938   1939   1940   1941   1942   1943  1944   1945   1946   1947   1948   1949   1950   1951   1952   1953  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь