Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 » »» становится подданной; вообще европейская юриспруденция отрицательно отвечает на вопрос, может ли женщина выговорить себе сохранение в браке прежнего подданства (в России не допускается отдельная Н. замужних женщин). В случае перемены мужем подданства при существовании брака, жена, по французскому праву, должна самостоятельно выразить желание принять его новое подданство; по другим законодательствам, когда она фактически последовала за мужем, его Н. распространяются и на нее, если только он не перешел в подданство с целью уничтожить возникший в отечестве повод для развода. За немногими исключениями (Бельгия, Россия), всюду Н. отца распространяется и на его малолетних детей: на эту же точку зрения единства семьи стало с 1889 г. и французское законодательство, которое прежде держалось "личного" принципа, по которому дети оставались иностранцами; изъявление за них согласия опекуном также не допускалось. Теперь во Франции дети в течение года по достижении совершеннолетия могут заявить о своем возвращении в прежнее подданство отца. На личном принципе стоит еще русский закон 1864 г.; это может вести к образованию класса людей без всякого подданства, так как выход отца из германского и австрийского подданства распространяется и на его малолетних детей, а у нас эти дети продолжают считаться иностранцами. Теперь планируется и у нас распространение Н. отца на малолетних детей, если они с ним в России; если же семья осталась за границей, то предполагается ставить в зависимость от разрешения министра внутр. дел оставление ее в иностранном подданстве (см. Гессен, "О влиянии Н. на семью иностранца", "Ж. Мин. Юст.", 1896, ј 10). В настоящее время привилегированная Н. существует у нас для детей иностранцев, если они родились в России или хотя бы только окончили курс средних учебных заведений в России; они могут в течение года со дня совершеннолетия просить о Н. То же преимущество, т.е. изъятие из правила о предварительном водворении, существует для совершеннолетних детей иностранцев, принятых в русское подданство. Вообще законодательства, за небольшими исключениями, не создают особых облегчений для лиц, желающих возвратиться в подданство; только жены, желающие возвратиться в прежнее подданство по прекращении своего брака с иностранцем, и дети лица, натурализовавшегося за границей, желающие вернуться в прежнее подданство отца, возвращаются без стеснения сроком предварительного водворения. У нас дети вдовы, русской по происхождению, могут в течение 1 года по совершеннолетию воспользоваться этим преимуществом. Сама вдова возвращается в наше подданство путем простого заявления губернатору о прекращении своего брака. Во всяком случае и возвращение в подданство должно быть констатировано в формальном акте. М. Брун. Натурализм - современная форма литературного движения, известного под именем реализма. Н. выделяется из общего течения реализма требованием полнейшей объективности художника и пристрастием к изображению низшей, эмоциональной стороны человеческой природы. Вопрос об источниках Н., получившего наиболее яркие образы и с особенной силой формулированного во французской литературе, постоянно усложняется: новые исследования отодвигают его истоки все дальше, находя их то в живой струе народного творчества, то в бытовых произведениях сатирических писателей первых лет новой истории. Самыми близкими по духу к современному Н. являются испанские писатели Мендоза, с его "Лазарильо из Тормес" (русский перевод, 1897), и Кеведо, имевший особенно большое влияние на французскую литературу, где, параллельно с официальными формами академической условности, всегда жили свободные формы правдивого изображения жизни, и где еще в XV веке Ла Саль в "Jehan de Saintre" дал первый опыт психологического натурализма, а в XVI в. писал Рабле. Талантливейшие выразители этого направления в XVII в. - Шарль Сорель, Скаррон, Фюретьер и Сирано де Бержерак. XVIII век, проникнутый духом классической условности, выставляет, однако, ряд провозвестников новой литературы. В начале века появляется "Жиль Блаз" Лесажа. Оригинальный Ретиф де ла Бретонь, доводя до крайности откровенности грубого реализма, дает правдивые и детальные изображения быта разных слоев общества. Характерно, что в своих произведениях он видит "полезное прибавление к Естественной Истории Бюффона", предвосхищая, таким образом, стремления будущих представителей Н. придать ему научный характер. Призыв Руссо возвратиться к природе, к простоте отражается и на требованиях художественной правды. Дидро, подкрепляя свои теории собственными произведениями, ратует против "жестокости условных формул", а Себастьян Мерсье в своем "Essai sur l'art dramatique" исходит из мысли, что "если сценическое искусство ложно само по себе, то тем более должно его приблизить к правде". Первым шагом к современному Н. был в нашем веке французский романтизм. Освобождая творчество от гнета академической традиции и эстетического канона, он с самого начала настаивал на "жизненной правде". Этой правды новаторы романтизма искали, однако, не в наблюдении внешнего мира, но внутри себя; это была чисто субъективная правда, добываемая наитием свыше, каким-то духовным прозрением. Во всяком случае романтизм пересоздал мертвенно-условный литературный язык, вдохнул новую жизнь в творчество, и потому вполне естественно, что к французским романтикам Реставрации относятся не только Гюго и Жорж Санд, но и первый представитель Н. в его современном смысле - Анри Бейль, известный под псевдонимом Стендаль. Воспитанный на философском скептицизме прошлого века, Стендаль примкнул к романтизму именно потому, что это была господствующая форма протеста против условной неправды. Даже его сухой протокольный язык обусловливается стремлением к художественной точности; его наблюдательность в изучении психологических деталей дала Тэну повод назвать его величайшим психологом века. Стендаль не находил достаточного понимания у публики, предсказывая, что его значение выяснится лишь в 60-х или 80-х гг. И действительно, в эти годы имя его является знаменем в борьбе против романтизма; но уже в первой полов. века у него появляются продолжатели в лице Меримы и, особенно, Бальзака. Бальзак был создан для творчества в духе Н. Его глубокий и грубый материализм, всецело подчинявший духовную сторону человека влияниям внешнего мира, требовал строгой точности в воссоздании элементов этого влияния. Его покладистая мораль позволяла ему изображать мир грязи и порока не с пристрастием бичующего моралиста, но с эстетическим наслаждением истинного художника; этой объективности он не изменял никогда. Образы его слагаются из массы внешних деталей, подмеченных в натуре. Лишь его кипучая неуравновешенность, необузданность его воображения, иногда доводившая его до невероятных измышлений, помешала ему дать совершенные образцы в духе нового Страницы: «« « 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |