Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1933   1934   1935   1936   1937   1938   1939   1940   1941  1942   1943   1944   1945   1946   1947   1948   1949   1950   1951  » »»

становится  подданной;  вообще  европейская  юриспруденция  отрицательно
отвечает на вопрос, может ли женщина выговорить себе сохранение в  браке
прежнего подданства (в  России  не  допускается  отдельная  Н.  замужних
женщин). В случае перемены мужем  подданства  при  существовании  брака,
жена, по французскому  праву,  должна  самостоятельно  выразить  желание
принять его новое подданство; по  другим  законодательствам,  когда  она
фактически последовала за мужем, его Н. распространяются и на нее,  если
только он не  перешел  в  подданство  с  целью  уничтожить  возникший  в
отечестве  повод  для  развода.  За  немногими  исключениями   (Бельгия,
Россия), всюду Н. отца распространяется и на его  малолетних  детей:  на
эту же точку зрения  единства  семьи  стало  с  1889  г.  и  французское
законодательство,  которое  прежде  держалось  "личного"  принципа,   по
которому  дети  оставались  иностранцами;  изъявление  за  них  согласия
опекуном также не допускалось. Теперь во Франции дети в течение года  по
достижении совершеннолетия могут заявить о своем возвращении  в  прежнее
подданство отца. На личном принципе стоит еще русский закон 1864 г.; это
может вести к образованию класса людей без всякого подданства,  так  как
выход отца из германского и австрийского подданства  распространяется  и
на  его  малолетних  детей,  а  у  нас  эти  дети  продолжают  считаться
иностранцами. Теперь планируется и у  нас  распространение  Н.  отца  на
малолетних детей, если они с ним в России; если  же  семья  осталась  за
границей, то предполагается ставить в зависимость от разрешения министра
внутр. дел оставление  ее  в  иностранном  подданстве  (см.  Гессен,  "О
влиянии Н. на  семью  иностранца",  "Ж.  Мин.  Юст.",  1896,  ј  10).  В
настоящее  время  привилегированная  Н.  существует  у  нас  для   детей
иностранцев, если они родились в России или хотя бы только окончили курс
средних учебных заведений в России; они могут  в  течение  года  со  дня
совершеннолетия просить о Н. То же преимущество, т.е. изъятие из правила
о предварительном  водворении,  существует  для  совершеннолетних  детей
иностранцев, принятых в русское подданство. Вообще законодательства,  за
небольшими исключениями, не создают особых облегчений для лиц,  желающих
возвратиться в подданство; только жены, желающие возвратиться в  прежнее
подданство по прекращении своего  брака  с  иностранцем,  и  дети  лица,
натурализовавшегося за границей, желающие вернуться в прежнее подданство
отца, возвращаются без стеснения сроком предварительного  водворения.  У
нас дети вдовы, русской по происхождению, могут  в  течение  1  года  по
совершеннолетию   воспользоваться   этим   преимуществом.   Сама   вдова
возвращается в наше подданство путем простого  заявления  губернатору  о
прекращении своего брака. Во всяком случае и  возвращение  в  подданство
должно быть констатировано в формальном акте.
   М. Брун.
   Натурализм - современная форма литературного движения, известного под
именем реализма. Н. выделяется из общего  течения  реализма  требованием
полнейшей объективности художника и пристрастием к  изображению  низшей,
эмоциональной стороны человеческой природы.  Вопрос  об  источниках  Н.,
получившего наиболее яркие образы и с особенной  силой  формулированного
во французской литературе,  постоянно  усложняется:  новые  исследования
отодвигают его истоки все дальше, находя их то в живой  струе  народного
творчества, то в бытовых произведениях сатирических писателей первых лет
новой истории. Самыми  близкими  по  духу  к  современному  Н.  являются
испанские  писатели  Мендоза,  с  его  "Лазарильо  из  Тормес"  (русский
перевод,  1897),  и  Кеведо,  имевший  особенно   большое   влияние   на
французскую  литературу,  где,  параллельно   с   официальными   формами
академической  условности,  всегда  жили  свободные   формы   правдивого
изображения жизни, и где еще в XV веке Ла Саль в "Jehan de Saintre"  дал
первый опыт психологического  натурализма,  а  в  XVI  в.  писал  Рабле.
Талантливейшие выразители этого направления в XVII в.  -  Шарль  Сорель,
Скаррон, Фюретьер и Сирано де Бержерак.  XVIII  век,  проникнутый  духом
классической условности, выставляет, однако, ряд  провозвестников  новой
литературы. В начале века появляется "Жиль  Блаз"  Лесажа.  Оригинальный
Ретиф де ла Бретонь, доводя до крайности откровенности грубого реализма,
дает правдивые и  детальные  изображения  быта  разных  слоев  общества.
Характерно, что в своих произведениях он видит "полезное  прибавление  к
Естественной Истории Бюффона", предвосхищая, таким  образом,  стремления
будущих представителей Н. придать ему  научный  характер.  Призыв  Руссо
возвратиться  к  природе,  к  простоте  отражается  и   на   требованиях
художественной  правды.  Дидро,  подкрепляя  свои  теории   собственными
произведениями, ратует против "жестокости условных формул", а  Себастьян
Мерсье в своем "Essai sur l'art dramatique" исходит из мысли, что  "если
сценическое искусство ложно само  по  себе,  то  тем  более  должно  его
приблизить к правде". Первым шагом к современному Н. был  в  нашем  веке
французский романтизм.  Освобождая  творчество  от  гнета  академической
традиции и  эстетического  канона,  он  с  самого  начала  настаивал  на
"жизненной правде". Этой правды новаторы романтизма искали, однако, не в
наблюдении внешнего мира, но внутри себя; это  была  чисто  субъективная
правда, добываемая  наитием  свыше,  каким-то  духовным  прозрением.  Во
всяком случае романтизм пересоздал мертвенно-условный литературный язык,
вдохнул новую жизнь в творчество, и потому  вполне  естественно,  что  к
французским романтикам Реставрации относятся не только Гюго и Жорж Санд,
но и первый представитель Н. в его  современном  смысле  -  Анри  Бейль,
известный  под  псевдонимом   Стендаль.   Воспитанный   на   философском
скептицизме прошлого века, Стендаль примкнул к романтизму именно потому,
что это была господствующая форма  протеста  против  условной  неправды.
Даже  его  сухой  протокольный  язык   обусловливается   стремлением   к
художественной точности; его наблюдательность в изучении психологических
деталей дала Тэну повод назвать его величайшим психологом века. Стендаль
не находил достаточного  понимания  у  публики,  предсказывая,  что  его
значение выяснится лишь в 60-х или 80-х гг. И действительно, в эти  годы
имя его является знаменем в борьбе против романтизма; но  уже  в  первой
полов. века у него появляются продолжатели в лице  Меримы  и,  особенно,
Бальзака. Бальзак был создан для творчества в духе  Н.  Его  глубокий  и
грубый  материализм,  всецело  подчинявший  духовную  сторону   человека
влияниям  внешнего  мира,  требовал  строгой  точности   в   воссоздании
элементов этого влияния. Его покладистая мораль позволяла ему изображать
мир  грязи  и  порока  не  с  пристрастием  бичующего  моралиста,  но  с
эстетическим наслаждением истинного художника; этой объективности он  не
изменял  никогда.  Образы  его  слагаются  из  массы  внешних   деталей,
подмеченных   в   натуре.   Лишь   его    кипучая    неуравновешенность,
необузданность его воображения, иногда  доводившая  его  до  невероятных
измышлений,  помешала  ему  дать  совершенные  образцы  в  духе   нового

Страницы: «« « 1933   1934   1935   1936   1937   1938   1939   1940   1941  1942   1943   1944   1945   1946   1947   1948   1949   1950   1951  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь