Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 » »» лесов и всех частных владений, подлежащих продаже с публичных торгов за банковые недоимки. Национализм - превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип, утверждающий "национальное" как безусловную противоположность "универсального", и "свое родное" - как безусловную противоположность "чужеземного". Первоначально слово Н. не имело этого смысла, принадлежа к английской политической терминологии, где оно обозначало стремления ирландцев к автономии. В общем значении оно стало употребляться преимущественно в русской литературе с начала 80-х годов. Как отвлеченный принцип, Н. основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обусловливается национальной средой и приводит к результатам всечеловеческого значения. Так, еврейская библия, индийский буддизм, греческая философия, римское право, арабское мусульманство, латинская теократия, итальянский гуманизм, немецкая реформация - создавали всеобщее из личного через национальное. Даже в таких более внешних и местных явлениях, как реформа Петра Великого или французская революция, ясно обозначается присутствие этих трех элементов. Поэтому национализм, как исключительное утверждение одного из них в ущерб двум другим, есть воззрение прежде всего антиисторическое. С другой стороны, обособление каждого народа в смысле отрицательном, то есть его отчуждение от всех других и замкнутость в себе, будучи делом безнравственным, по существу (как отрицание альтруизма и человеческой солидарности), является, при современном прогрессе внешней культуры, физической невозможностью. Последовательного теоретического оправдания Н., как и все отвлеченные начала, не допускает. Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонациональным населением. Основание некоторой популярности, которой еще пользуется Н., есть ошибочное его смешение с патриотизмом. Начетчик, начетчица - так называются у русских старообрядцев их богословы, высшее достоинство которых, с старообрядческой точки зрения, состоит в возможно большей начитанности в старопечатных (до-Никоновских) книгах, относящихся к богослужению, а также содержащих в себе творения св. отцов. У беспоповцев Н. имеют авторитет не только нравственный, но и внешний, в смысле церковном (при устройстве богослужения и в управлении общинами). Наяды - дочери Зевса; были нимфами влажной стихии и являются родственными нимфам Океана. Как Зевс - бог облаков и дождя, так и они - богини той же стихии. Кроме Зевса, Н. сопровождают еще Посейдона, Диониса, Аполлона, Афродиту, Деметру, Персефону, подают изобилие, плодородие и здоровье, покровительствуют бракам. Неандертальский череп - один из древнейших ископаемых черепов человека, получивший большую известность у анатомов и антропологов. Он найден в 1856 году в Рейнской провинции, недалеко от Дюссельдорфа, в Неандерской долине (реки Дюссель, притока Рейна), в небольшом Фельдгоферском гроте, саженях в 8 - 9 над рекой и напротив более значительной Неандерской пещеры. Вход в этот грот был скрыт выступом скалы и слоями глины дилювиального происхождения, покрывающей здесь всюду известняки. Так как по близости находились каменоломни, то рабочие дошли до закрывающей грот скалы, взломали ее и открыли пещеру, выполненную тоже глиной (наносным илом) до высоты в 6 фт. По удалении этого наноса открылся грот сажени в 2 длиной, со входом шириной в 10 и вышиной в 8 фт. Недалеко от входа, в глине, рабочие нашли несколько человеческих костей и неполный череп, которые д-р Фульрот приобрел в собственность. Других костей или каких-нибудь изделий в пещерном иле найдено не было, поэтому древность оказавшихся в нем человеческих останков не может считаться вполне бесспорной; тем не менее нахождение их в древнем наносе, в котором (в других пещерах той же долины, напр., в отстоящей всего на 30 шагов так наз. Чертовой комнате [Teufelskammer]) были найдены останки, несомненно, дилювиaльныx животных, а равно вид костей, степень их сохранности, особенности черепа и т.д., побудили признать в них остатки человека глубокой древности, имеющие большое значение для суждения о типе древнейшего европейского населения. Череп состоит только из мозговой крышки (лицевые кости не сохранились), которая выказывает сильно развитые (выдающиеся) надбровные дуги (впрочем, слабее выраженные чем, напр., у гориллы) и сильно покатый взад лоб. Череп вообще тяжелый (кости его толстые), низкий, длинный (длина до 200 мм) и узкий; показатель ширины его - 73,5 (долихоцефал); швы большей частью заросли (старый возраст); височные линии не резко выражены (что указывает на не особенно значительное развитие височных мышц и челюстей); переносье широкое; вместимость черепа - небольшая (ее определяли приблизительно, насколько позволяет сохранившаяся часть, в 1100 - 1200 куб. см). Вирхов признал в этом черепе, а также и в костях конечностей, следы патологических изменений, последовавших отчасти уже в детстве (от английской болезни - rachitis), отчасти в старости (malum senile), и высказал мнение, что это не расовый, а индивидуальный тип. Кроме того, он указал на некоторые черепа новейшего времени, выказывающие подобное развитие надбровных дуг и почти столь же покатый взад лоб. Наоборот, другие исследователи видят в Н. черепе определенный низший тип, констатируемый, в большей или меньшей степени, и на некоторых других древнейших черепах человека и характеризующий собой первобытную расу Европы. Не представляя собой переходной ступени между животным и человеческим типом, обладая всеми существенными признаками рода Homo, Н. человек, по мнению Шафгаузена, выказывал, однако, отпечаток низшего строения в малой величине мозга, в сильно выступающих вперед верхних краях глазниц (надбровных дугах) и покатом взад лбе, в изогнутых бедренных и лучевых костях, в узком тазе и т.д. Из древних черепов более или менее подходят по форме к Н. черепу найденные в Брюксе, Эгисгейме, Канштадте, Подбабе, Брюнне и др., в особенности же в одной пещере близ Спи (Spy) в Бельгии (останки двух особей, найденные в 1886 г. в одном слое с костями носорога, северного оленя, лошади, медведя, гиены, благородного оленя, мамонта и с обработанными кремнями). Во всяком случае, относительно Н. черепа не может быть сомнения в принадлежности его человеку, чего нельзя сказать по отношению к черепу, найденному недавно на о-ве Яве и описанному д-ром Дюбуа как особая форма Pithecanthropos erectus; эту форму одни считают низшим типом человека, другие - большой обезьяной, третьи видят в ней форму переходную. См. Tuhlrott, "Der fossile Mensch aus dem Neanderthal" (Дуисбург, 1865); Schaffhausen, в "Muller's Archiv" Страницы: «« « 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |