Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1938   1939   1940   1941   1942   1943   1944   1945   1946  1947   1948   1949   1950   1951   1952   1953   1954   1955   1956  » »»

лесов и всех частных владений, подлежащих продаже с публичных торгов  за
банковые недоимки.
   Национализм - превращение живого народного самосознания в отвлеченный
принцип, утверждающий "национальное" как  безусловную  противоположность
"универсального", и "свое родное" -  как  безусловную  противоположность
"чужеземного". Первоначально слово Н. не имело этого смысла,  принадлежа
к английской политической терминологии, где  оно  обозначало  стремления
ирландцев  к  автономии.  В  общем  значении  оно  стало   употребляться
преимущественно  в  русской  литературе  с  начала   80-х   годов.   Как
отвлеченный принцип,  Н.  основан  на  ложном  разделении  того,  что  в
действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного  в
истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и  3)
универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и
дарованиях, обусловливается национальной средой и приводит к результатам
всечеловеческого значения. Так,  еврейская  библия,  индийский  буддизм,
греческая философия, римское право,  арабское  мусульманство,  латинская
теократия,  итальянский  гуманизм,  немецкая  реформация   -   создавали
всеобщее из личного через национальное. Даже в  таких  более  внешних  и
местных явлениях, как реформа Петра Великого или французская  революция,
ясно обозначается присутствие этих трех элементов. Поэтому  национализм,
как исключительное утверждение одного из них в ущерб двум  другим,  есть
воззрение прежде всего антиисторическое. С другой  стороны,  обособление
каждого народа в смысле отрицательном, то есть его  отчуждение  от  всех
других и замкнутость в себе, будучи делом безнравственным,  по  существу
(как отрицание альтруизма и человеческой  солидарности),  является,  при
современном  прогрессе  внешней  культуры,  физической   невозможностью.
Последовательного теоретического оправдания Н., как  и  все  отвлеченные
начала, не допускает. Практическое значение он отчасти имеет  как  знамя
дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонациональным
населением. Основание некоторой популярности, которой еще пользуется Н.,
есть ошибочное его смешение с патриотизмом.
   Начетчик, начетчица -  так  называются  у  русских  старообрядцев  их
богословы, высшее достоинство которых, с старообрядческой точки  зрения,
состоит в возможно большей начитанности в старопечатных (до-Никоновских)
книгах, относящихся к богослужению, а также содержащих в  себе  творения
св. отцов. У беспоповцев Н. имеют авторитет не только нравственный, но и
внешний, в смысле церковном (при устройстве богослужения и в  управлении
общинами).
   Наяды  -  дочери  Зевса;  были  нимфами  влажной  стихии  и  являются
родственными нимфам Океана. Как Зевс - бог облаков и дождя, так и они  -
богини той же  стихии.  Кроме  Зевса,  Н.  сопровождают  еще  Посейдона,
Диониса,  Аполлона,  Афродиту,  Деметру,  Персефону,  подают   изобилие,
плодородие и здоровье, покровительствуют бракам. Неандертальский череп -
один из  древнейших  ископаемых  черепов  человека,  получивший  большую
известность у анатомов и антропологов. Он найден в 1856 году в  Рейнской
провинции, недалеко от Дюссельдорфа, в Неандерской долине (реки Дюссель,
притока Рейна), в небольшом Фельдгоферском гроте, саженях в 8  -  9  над
рекой и напротив более значительной Неандерской пещеры. Вход в этот грот
был скрыт выступом скалы и  слоями  глины  дилювиального  происхождения,
покрывающей здесь всюду  известняки.  Так  как  по  близости  находились
каменоломни, то рабочие дошли до закрывающей грот скалы, взломали  ее  и
открыли пещеру, выполненную тоже глиной (наносным илом) до  высоты  в  6
фт. По удалении этого наноса открылся грот сажени в 2 длиной, со  входом
шириной в 10 и вышиной в 8 фт. Недалеко от входа, в глине, рабочие нашли
несколько человеческих костей и  неполный  череп,  которые  д-р  Фульрот
приобрел в собственность.  Других  костей  или  каких-нибудь  изделий  в
пещерном иле найдено  не  было,  поэтому  древность  оказавшихся  в  нем
человеческих останков не может считаться вполне бесспорной; тем не менее
нахождение их в древнем наносе, в  котором  (в  других  пещерах  той  же
долины, напр., в отстоящей всего на 30 шагов так наз.  Чертовой  комнате
[Teufelskammer])  были   найдены   останки,   несомненно,   дилювиaльныx
животных, а равно вид костей, степень их сохранности, особенности черепа
и т.д., побудили признать в них  остатки  человека  глубокой  древности,
имеющие большое значение для суждения о  типе  древнейшего  европейского
населения. Череп состоит только из мозговой  крышки  (лицевые  кости  не
сохранились), которая выказывает сильно развитые (выдающиеся) надбровные
дуги (впрочем, слабее выраженные чем, напр., у гориллы) и сильно покатый
взад лоб. Череп вообще тяжелый  (кости  его  толстые),  низкий,  длинный
(длина до 200 мм) и узкий; показатель ширины его -  73,5  (долихоцефал);
швы большей частью заросли (старый возраст);  височные  линии  не  резко
выражены (что указывает на не особенно  значительное  развитие  височных
мышц и челюстей); переносье широкое; вместимость черепа - небольшая  (ее
определяли приблизительно, насколько позволяет  сохранившаяся  часть,  в
1100 - 1200 куб. см). Вирхов признал в этом черепе, а также и  в  костях
конечностей, следы патологических изменений, последовавших отчасти уже в
детстве (от английской болезни - rachitis), отчасти  в  старости  (malum
senile), и высказал мнение, что это не расовый,  а  индивидуальный  тип.
Кроме  того,  он  указал  на   некоторые   черепа   новейшего   времени,
выказывающие подобное развитие надбровных дуг и почти столь  же  покатый
взад лоб. Наоборот, другие исследователи видят в Н. черепе  определенный
низший  тип,  констатируемый,  в  большей  или  меньшей  степени,  и  на
некоторых других древнейших черепах  человека  и  характеризующий  собой
первобытную расу Европы.
   Не представляя собой переходной ступени между животным и человеческим
типом, обладая всеми существенными признаками рода Homo, Н. человек,  по
мнению Шафгаузена, выказывал, однако, отпечаток низшего строения в малой
величине мозга,  в  сильно  выступающих  вперед  верхних  краях  глазниц
(надбровных дугах) и покатом взад лбе, в изогнутых бедренных  и  лучевых
костях, в узком тазе и т.д. Из древних черепов более или менее  подходят
по форме к Н. черепу найденные в Брюксе, Эгисгейме, Канштадте,  Подбабе,
Брюнне и др., в особенности же в одной пещере близ Спи (Spy)  в  Бельгии
(останки двух особей, найденные  в  1886  г.  в  одном  слое  с  костями
носорога, северного оленя, лошади, медведя, гиены,  благородного  оленя,
мамонта и с обработанными кремнями). Во всяком случае,  относительно  Н.
черепа не может быть сомнения в принадлежности его человеку, чего нельзя
сказать по  отношению  к  черепу,  найденному  недавно  на  о-ве  Яве  и
описанному д-ром Дюбуа как особая  форма  Pithecanthropos  erectus;  эту
форму одни считают низшим типом человека, другие  -  большой  обезьяной,
третьи видят в ней форму переходную. См. Tuhlrott, "Der  fossile  Mensch
aus dem Neanderthal" (Дуисбург, 1865); Schaffhausen, в "Muller's Archiv"

Страницы: «« « 1938   1939   1940   1941   1942   1943   1944   1945   1946  1947   1948   1949   1950   1951   1952   1953   1954   1955   1956  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь