Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1934   1935   1936   1937   1938   1939   1940   1941   1942  1943   1944   1945   1946   1947   1948   1949   1950   1951   1952  » »»

направления.  Во  второй  половине   века   господство   позитивизма   и
детерминизма повело за собой во всех областях преклонение перед  фактом;
теория эволюции, став основой не  только  биологии,  но  и  гуманитарных
наук, отразилась на теории искусства  в  виде  неправильного  требования
устранить  субъективный  идеализм.   Свобода   вымысла   ограничивается.
Документальная   правда   полагается    в    основание    самодовлеющего
художественного создания,  которое  стремится  стать  верным,  полным  и
абсолютно беспристрастным протоколом действительности. Появление "Маdame
Bovary" Флобера (1857) знаменует собой настоящую литературную революцию.
Флобер не дал формулы Н., требования художественной правды  выставлялись
и до него; но такого сухого беспристрастия, такого  отсутствия  выдумки,
такого подчинения психики моментам физическим, такого возведения в  перл
создания мира по преимуществу не интересного - до тех пор не было.  Сама
пошлость  персонажей  Флобера  есть   реакция   против   идеалистических
преувеличений романтизма. Менее значительным, но все же  ярким  явлением
того же порядка, была  "Fanny"  Фейдо  (1858),  имевшая  большой  успех.
Решающее влияние на роман и его натуралистическую теорию оказали  братья
Гонкуры. "Madame Bovary"  и  "Germinie  Lacerteux",  по  замечанию  Жюля
Гонкура,  "могут  быть   названы   образцами   всего,   что   появлялось
впоследствии под именем реализма, натурализма и  проч.".  В  Эмиле  Золя
натурализм приобрел законодателя. Не внеся по существу ничего нового  ни
в характер, ни во внешнюю форму романа, он так определенно  формулировал
доктрину Н., так настойчиво и деятельно пропагандировал ее,  так  удачно
способствовал ей шумным успехом своих романов, что  был  признан  главой
школы, став на место  ее  истинных  создателей  -  Флобера  и  Гонкуров.
Впрочем, настоящей школой Н. не мог стать уже потому, что в формулу  его
входит  полная  свобода   индивидуальности   художника.   Художественное
произведение, с точки зрения Золя, превращается  в  протокол;  "все  его
достоинство заключается в точном наблюдении, в более или менее  глубокой
проницательности анализа, в логическом сцеплении событий". Вторая  черта
натур.  романа  -  объективность.  Романист  превратился   в   судебного
пристава,  "не  позволяющего  себе  судить  и  произносить   приговор...
Страстное или чувствительное вмешательство автора придает более мелочной
характер роману, нарушая отчетливость линии,  вводя  посторонний  фактам
элемент, который лишает их научного значения...  Правдивое  произведение
будет  вечно,  между  тем  как  чувствительное  произведение  возбуждает
чувствительность одной известной эпохи". Третья черта Н.
   - исключение  "героев";  "нивелирующая  черта  проводится  над  всеми
головами, потому  что  редко  представляется  случай  вывести  на  сцену
человека, действительно возвышающегося над уровнем". Сам Золя далеко  не
всегда верен своей доктрине; не говоря  о  его  природной  склонности  к
романтической идеализации и преувеличению - хотя бы в обратную  сторону,
-  его  справедливо   упрекают   в   кабинетном,   книжном   воссоздании
действительности,  идущем  в   разрез   с   основным   догматом   Н.   -
непосредственным наблюдением. К крупнейшим натуралистам  относят  также,
но  без  достаточного  основания,  и  Доде.  Писатели,  группировавшиеся
когда-то вокруг Золя  и  собравшие  свои  натуралистические  рассказы  в
сборнике "Les soirees de Medan", понемногу  отказываются  от  крайностей
его учения. Самый выдающийся из них, Ги де  Мопассан,  в  предисловии  к
роману  "Пьер  и  Жан"  указывает  на  невозможность   последовательного
натурализма; в искусстве нужна не голая правда действительности, но лишь
иллюзия правды. "La terre" Золя вызвала протест  молодых  писателей,  из
которых Боннетэну принадлежит, быть может, самый грязный и грубый  роман
во всем современном Н. ("Charlot s'amuse"). Новые влияния, знакомство  с
реальными   произведениями   северного    искусства,    свободными    от
утрированного Н., смягчают  его  первоначальные  крайности  в  теории  и
практике. Иностранные подражатели - итальянские "веристы" (Верга, Серао,
Фогаццаро), немецкие "Modernen" (Крецер, Йенсен,  Ола  Ганссон,  Товоте,
Конрад, Блейбтрей, Альберти)  -  не  вносят  в  натурализм  значительных
особенностей. Натуралистическое движение отражается также на  лирике,  в
поэзии символистов и на драме, где пьесы Альфреда Туруда (1839 - 1875) и
Бувье имели в свое время успех, не лишенный значения. "Theatre libre"  в
Парижe и "Freie Buhne" в Берлине созданы для водворения Н. в сценическом
исполнении, но особенных новшеств им внести не удалось. Самыми видными и
последовательными из немецких натуралистов в драме следует признать Арно
Гольца и Иоанна Шлафа, иногда писавших  вместе  под  псевдонимом  Бьярне
Гольмсен ("Papa Hamlet" и др.). Гауптман и  Зудерман  к  Н.  могут  быть
отнесены лишь с оговорками: первый - по его склонности к фантастическому
элементу и сказочному символизму, второй  -  по  стремлению  к  условным
приемам  театрального   эффекта,   чувствительности   и   склонности   к
морализованию.

   Ср. сочинения: David  Sauvageot,  "Le  realisme  et  le  naturalisme"
(перевод, M., 1891); Champfleury, "Le  realisme"  (1857);  Merlet,  "Les
realistes  et  fantaisistes  dans  la  litterature"   (1861);   Desprez,
"L'evolution naturaliste"; Rigot, "L'esthetique naturaliste" ("Revue  d.
d. M.", 1879, sept.); Rivet, "Zola et le N." ("La jeune  France",  1879,
III); Zola, "Le roman experimental" и "Le N.  au  theatre";  Camille  et
Albert, "Petit traite de litterature  naturaliste"  (1880);  P.  Lindau,
"Die naturalistische Schule in Frankreich"; Max Nordau,  "Zola  und  der
N."; Н. Bahr, "Studien zur Kritik der Modernen" (1894);  Pelissier,  "Le
mouvement litteraire au XIX s." (перевод, M., 1895); Басардин, "Нонейший
нана-турализм" ("Дело",  1880,  III  и  V);  Борхсениус,  "Представители
реального романа во Франции в XVII ст."  ("Пантеон  Литературы",  1888);
Брандес, о Стендале ("Русская Мысль",  1887,  III);  Бальзаке  (там  же,
1881, VI), Жорж Санд (1886,  IV);  Гауптман  и  Зудерман  ("Литературные
портреты", СПб.,  1896);  З.  Венгерова,  "Литературные  характеристики"
(1897). Ср. также роман М. Монье, "Un detraque" (перевод в "Слове").
   А. Горнфельд.
   Натуральное  хозяйство.  -  Этим  именем  называется   хозяйство,   в
собственных пределах производящее все  хозяйственные  блага,  в  которых
нуждаются его члены. В  этом  смысле  Н.  хозяйство  противопоставляется
меновому,  в  частности,  денежному  хозяйству,  которое   возникает   с
развитием разделения труда; тогда каждое хозяйство  ограничивается  лишь
производством известной  категории  продуктов,  сбываемых  на  рынке,  а
вырученные от продажи деньги служат для  покупки  необходимых  предметов
потребления. Н. хозяйство в его чистом виде  исключает  необходимость  в
обмене,  ибо  потребности  его  членов  удовлетворяются  внутри   самого
хозяйства; отсутствует здесь и общественное разделение  занятий,  ибо  в
каждом  хозяйстве  выполняются  все  процессы  труда,  необходимые   для

Страницы: «« « 1934   1935   1936   1937   1938   1939   1940   1941   1942  1943   1944   1945   1946   1947   1948   1949   1950   1951   1952  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь