Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 2068 2069 2070 2071 2072 2073 2074 2075 2076 2077 » »» могло бы играть большую роль в деле внутреннего водного пути между Балтийским и Белым морями, если бы существовало судоходное соединение его с последним. В настоящее же время, несмотря на полную возможность плавания по озеру, здесь, кроме местного движения, другого не существует. Транзитное движение грузов, существующее на южн. оконечности озера по Мариинской системе, целиком обходит озеро по Онежскому каналу. Береговая линия резко различается по своему характеру в южной и сев. его частях. Как уже указано было выше, в первой части берега мало изрезаны и сколько-нибудь глубоко вдающихся заливов там нет. Напротив того, сев. и сев.вост. части озера изобилуют заливами, полуостровами и островами, совершенно также, как это замечается и на Ладожском. Особенно большая извилистость береговой черты начинается у Петрозаводска и заканчивается у Повенца. На этом протяжении берега расположены все самые значительные заливы; из них наиболее примечательны следующие шесть: 1) К СЗ от Петрозаводска протягивается обширная губа того же имени, которая вместе с озером Логмо, составляющим ее продолжение, доходит до 17 в. длины; при входе она имеет около 7 в. ширины; около входа расположено с Ю и с С по нескольку островков. 2) Далее к С расположена большая губа Кондопажская, водящая в глубь материка верст на 30. Ширина входа около 7 в., но он суживается до 5 в. о-вом Суйсари. Подобно Петрозаводской губе и Кондопажская имеет своим продолжением озера, вытянутые по тому направлению. В зап. часть губы впадает р. Суна, на которой известный водопад Кивач. 3) Лижемская губа - узкий и длинный залив, вдавившийся в материк вер. на 35; ширина ее при входе около 5 в., местами суживается до нескольких сот сажен между островами, которых довольно много. В нее впадает р. Лижма. 4) Уницкая губа, длиною до 45 в. и шириною от 6 в. до нескольких сот саж. Губа занята целым архипелагом о-вов. 5) Губа Великая, вдающаяся верст на 20 в полуостров Заонежье; ширина при входе в губу достигает 9 - 10 в. В юго-зап. более широкой части расположено несколько о-вов. 6) Повенецкий залив - так называется вся сев.-вост. часть озера, отделяющая полуо-в Заонежье от материка. Наибольшая ширина его против г. Повенца, где она доходит до 20 вер. От этого залива отделяются еще три очень узких и длинных губы (длина до 20 в., шир. - 2 в. и меньше), далеко уходящие в глубь сев.-вост. части полуострова Заонежье. Полуострова и острова. Благодаря длинным и узким заливам сев.-зап. части озера, там нет недостатка и в полуостровах. из которых самый значительный лежит между губою Уницкою и Повенецким зал. Длина его, считая от вершины Уницкой губы - до 70 в., а наибольшая ширина - до 32 в.; ширина перешейка, связывающего его с материком около 10 в. Кроме Великой губы и трех других, отделяющихся от Повенецкого зал., внутренность полуо-ва прорезана еще несколькими узкими и длинными озерами, вытянутыми параллельно всем заливам этой части озера. Островов на О. озере много, но все они расположены в северной его части: самый большой из них - Климецкий, у юго-восточной оконечности Заонежья. Он длиною около 24 вер. и шириною около 7. Из других замечательны: Киж, Керк, Оленьи, Сенногубский, Суйсари. Некоторые о-ва, особенно Климецкий, довольно густо заселены. Рельеф дна. Согласно только что законченными гидрографическим работам, линия 10-ти саж. (шестифутов, морск. саж.) глубины, следуя в общем довольно близко очертанию берегов, значительно от них удаляется на юго-зап. оконечности озера, Затем эта линия оставляет совершенно в стороне: губу Уницкую, пролив между о-вом Климецким и Заонежьем, губу Великую и. среднюю часть Повенецкого залива. Внутри этой изобаты в сев. части южной, широкой половины озера, обширное пространство занято бассейном с глубинами от 30 - 40 саж., посреди которых встречается несколько мест с глубинами, доходящими до 47 - 48 саж. Наибольшие глубины встречаются к С от линии Петрозаводск - устье р. Водлы. Здесь находится наибольшая глубина в 68 саж. (124 м.) и далее к С еще несколько впадин с глубинами в 53, 55 и даже 63 саж. Эти глубины находятся между Заонежьем и материком. Следует заметить, что все впадины с наибольшими глубинами как в сев., так и в южн. частях озера вытянуты по характерному для О. озера направление от ССЗ к ЮЮВ. Затем значительные глубины еще встречаются в самой сев. оконечности Повенецкого залива, где они доходят до 44 саж. Уровень воды и течение. Во время гидрографического обследования озера произведена по берегу его нивеллировка, связавшая нули футштоков, установленных на разных береговых точках, как то в: с. Черные Пески, Вознесении, Пeтpoзавoдcке, Повенце, на Бесовом поле и при устье р. Вытегры. Правильные ежегодные колебания уровня О. озера незначительны: самая большая разность уровней, до сих пор измеренная (в 20 лет), равна 6 футам (самая высокая вода. как и в Ладожском озере, была в конце 1879 г.). Исследования эти не показали существования в озере каких либо правильных течений. В средней, пелагической частя они зависят от направления дующих ветров, постоянный характер течения принимают только у устьев впадающих в озеро рек и против устья р. Свири - истока озера. Вскрытие и замерзание. Наблюдений по этому вопросу собрано очень немного: по Рыкачеву у Вознесения среднее вскрытие бывает 5 мая, у Петрозаводска - тоже, а замерзание у Вознесенья 22 декабря, у Петрозаводска 26 ноября. Среднее число дней свободной от льда поверхности для первого пункта - 231, для второго - 205. Зимою озеро покрывается сплошным ледяным покровом. по котором существует сообщение поперек озера. Продолжительность навигации конечно несколько меньшее чисел дней свободных от ледяного покрова. Развитие пароходства на озере повело к значительному уменьшены числа парусных судов. Наибольшее парусное судно - это галлиот, тип вывезенный еще Петром I из Голландии, длиною от 80 - 100 фт., при 35 фт. ширины; грузоподъемная сила около 20000 пд., стоимость до 3000 руб.; две мачты; скорость при попутном ветре до 10 вер. в час. Гуккар и доншкот, несколько иного вида, поднимают до 40000 пд. груза, обходятся: гуккары - от 9 до 17 тыс., доншкоты - от 2 до 6 тыс. руб. Соймы представляют старинный русский тип, еще новгородских времен; они бывают грузовые, берущие до 8000 пд. и обходящиеся около 600 руб., и живорыбные, стоящие всего до 300 р., потому что строятся на живую нитку. Последние служат для доставления живой рыбы в Петербург. Затем идет ряд разных других меньших судов: мариинок, полулодок, баржей, ботов и т. п. Постройка всех этих судов идет без всяких чертежей, по навыку. По переписи 1890 г., на О. озере было судов непаровых - 138, с подъемною способностью в 2972000 пд.; наибольшее судно поднимало 54000 пд.; всего больше судов (111) было Страницы: «« « 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 2068 2069 2070 2071 2072 2073 2074 2075 2076 2077 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |