|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2109 2110 2111 2112 2113 2114 2115 2116 2117 2118 2119 2120 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 » »» Алкивиад были предположены к изгнанию; тогда они заставили своих
приверженцев написать на черепках имя демагога Гипербола, Клеонова
преемника, и достигли того, что вместо них изгнан был Гипербол, ничем не
заслуживший подобной чести. С этих пор институт О. существовал лишь
формально, а на деле применялись другие меры, напр. привлечение к суду,
штрафы, конфискация имущества и даже смертная казнь. Изгнанные О. не
лишались прав гражданства и собственности; по истечении срока изгнания
они вновь вступали в обладание своим имуществом, которое, за время их
отсутствия, должно было оставаться неприкосновенным. Бывали случаи
(напр. перед нашествием Ксеркса), когда изгнанному О. позволялось на
время вернуться на родину; для этого требовалось народное постановление,
принятое по крайней мере 6000 голосов. Случаев применения О. было
немного; к числу изгнанных О. принадлежали: Мегакл (487), Ксантипп
(468), Андротион, Аристид, Каллий, Дамон (учитель Перикла), Менон. В
Сиракузах вместо черепков употребляли оливковые листья - petaia, почему
и самое изгнание называлось petaismox. Ср. Gilbert, "The Constitutional
antiquities of Sparta and Athens" (Л., 1895); Schoemann, "Griechische
Altertumer" (Б., 1894); Lugebil, "Ueber das Wesen und die historische
Bedeutung des Ostracismus in Athen" ("Jahrbucher f. class. Philol.",
Suppi., IV, стр. 135, 1860); Valeton, "De Ostracismo" (журнал
"Mnemosyne", т. XV, 1887); Латышев, "Очерк греческих древностей" (ч. 1,
1897).
Н. О.
Островский (Александр Николаевич) - создатель русской бытовой
комедии, род. в Москве 31 марта. 1823 г. Дед и мать его принадлежали к
духовному званию; отец его хотя и окончил курс в духовной академии, но
посвятил себя службе гражданской и приобрел потомственное дворянство.
Окончив курс в московской губернской гимназии (ныне 1-ая), О. поступил
на юридический факультет московского унив., но, вследствие неприятностей
с одним из профессоров, вышел уже со 2-го курса и тогда же (1843)
определился канцелярским служителем в московский совестный суд, а два
года спустя перешел на такую же должность в коммерческий суд, с
жалованием 4 руб. в месяц, которое через несколько времени возросло до
15 руб., причем от отца О. получал квартиру и стол. Занятия служебные
нисколько его не интересовали; в нем быстро созревал драматург - и с
самого начала с теми именно особенностями, которые наложили такую яркую
и совершенно своеобразную печать на все его драматическое творчество.
Независимо от врожденной и все сильнее развивавшейся любви к театру,
развитию таланта О. в значительной степени содействовала и житейская его
обстановка. И на службе, где ведались дела преимущественно купеческого
сословия, и в доме отца, клиентуру которого, как адвоката, составляло
главным образом тоже замоскворецкое купечество, О. находил обильный и
благодарный материал. 14 февраля 1847 г. О. прочел в доме Шевырева свои
первые драматические сцены: "Картина семейного счастья", из этого дня,
по его собственным словам, стал считать себя русским писателем, без
сомнений и колебаний поверив в свое призвание. За этими сценами, тогда
же напечатанными в "Московском Городском Листке", появились в том же
году и в той же газете "Очерки Замоскворечья" (не драматической формы) и
одна сцена из комедии "Банкрот", а в 1850 г. эта комедия (под заглавием:
"Свои люди сочтемся") была напечатана в "Москвитянине" в полном виде и
сразу установила за Островским репутацию весьма крупного и совершенно
самобытного дарования. Шевырев назвал его "новым драматическим светилом
в русской литературе", Хомяков признал пьесу "превосходным творением",
Давыдов восторженно провозгласил автора "помазанником", а чуткий князь
Одоевский писал: "этот человек талант огромный. Я считаю на Руси три
трагедии: "Недоросль", "Горе от Ума", "Ревизор"; на "Банкроте" я
поставил нумер четвертый". Пьесу читали всюду, во всех слоях общества;
читал ее в разных "салонах" и сам автор, но попасть на сцену ей суждено
было еще не скоро. Влиятельное московское купечество, обиженное за все
свое сословие, пожаловалось "начальству"; автор был уволен от службы и
вместе с тем, как "неблагонадежный", отдан под надзор полиции (снятый с
него, в силу Высочайшего манифеста, уже по воцарении Александра II), а
пьеса появилась перед публикой только десять лет спустя, да и то с
измененным окончанием (появление квартального, как символа торжества
добродетели и наказания порока). С этих пор деятельность О. шла
безостановочно уже до самой смерти его, то вызывая восторженное
поклонение критики (напр. А. Григорьева, не затруднявшегося восклицать:
"нет бога кроме О. и пророка его выше Садовского"!), то порождая
ожесточенные распри между славянофилами и западниками, оспаривавшими О.
друг у друга, то подавая повод к едким нападкам и насмешкам. Добролюбов
ярко выставил на вид ее чисто-общественную, социальную сторону. Вслед за
небольшими сценами: "Утро молодого человека" (1850), в 1852 г. появилась
(в "Moсквитянине") комедия "Бедная невеста", а год спустя (там все)
комедия "Не в свои сани не садись", которая была первым из произведений
О., удостоившимся - как он писал - попасть на театральные подмостки.
Пьеса имела большой успех, чему в значительной степени содействовало и
превосходное исполнение. По счастливому и для самого О., и для русского
театра совпадению обстоятельств, О. пришлось и начать, и долго
продолжать свою работу для нашей сцены в ту пору, когда она (в Москве)
блистала целой плеядой первоклассных талантов: Щепкина, Садовского,
Сергея Васильева, Никулиной-Косицкой и мн. др. Уже одной роли Любима
Торцова ("Бедность не порок", 1854) в художественном исполнении
Садовского было достаточно для того, чтобы эта пьеса надолго сделалась
одной из самых любимых в русском репертуаре. В один год с "Бедность не
порок " написана народная драма: "Не так живи, как хочется"; к 1856 г.
относятся комедии "В чужом пиру похмелье" и "Доходное место". В том же
году О. совершил путешествие по Волге, для исследования, по поручении
великого князя Константина Николаевича, "быта жителей, занимающихся
морским делом и рыболовством". По свидетельству С.В. Максимова, плодом
этого путешествия О. собственно в этнографическом отношении явилось
"поражающее количество собранных на верхней Волге разнообразных
материалов", которые покамест (за исключением начала отчета,
напечатанного в "Морском Сборнике" 1859 г.) "сохранились лишь в сыром
виде, но из груды которых все-таки ясно просвечивает выработанная
система и изумительная до мелочей исполнительность всех задач
программы". Вместе с. тем это путешествие дало 0. новые материалы для
его творчества и вызвало появление в нем новых черт и направлений, чему
определительное свидетельство находится в дневнике автора (еще не
напечатанном), сведения из которого сообщены С. В. Максимовым в его
статье: "Литературная экспедиция" ("Русская Мысль", 1890). Под
Страницы: «« « 2109 2110 2111 2112 2113 2114 2115 2116 2117 2118 2119 2120 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |