|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2111 2112 2113 2114 2115 2116 2117 2118 2119 2120 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 » »» мыслящий человек не сближался с О., не почувствовав всей силы этого
передового человека; он действовал, вдохновляя, оживляя, поощряя тех,
кто подлежал его влиянию и избранию". Коренная, так сказать органическая
сущность дарования О. обозначались сразу, в первом же крупном его
произведении ("Свои люди сочтемся"), и если затем подвергалась
видоизменениям, то это были (имея в виду только лучшие его создания,
которыми только и определяется его литературная физиономия)
видоизменения более внешнего характера, в связи с содержанием пьес,
средой, которая изображалась в них и т. п. Творчество О. оставалось
постоянно художественным быто-писательством, т. е. глубоким
проникновением в главные основы народной жизни и воспроизведением ее с
одной стороны посредством изображения нравов той или другой среды
общества, с другой посредством создания типов, именно типов, а не
отдельных индивидуальностей. С этой точки зрения чаще всего
напрашивается на ум, при чтении произведений О., сравнение с Мольером. В
"Свои люди-сочтемся" О. взял предметом своего изображения только
купеческую среду, но как в Гоголевском "Ревизоре" картина исключительно
чиновничьего общества, при кажущейся узкости и определенности рамки,
раздвинулась гораздо шире и пустила корни гораздо глубже, так и в "Свои
люди - сочтемся" за картиной отдельного слоя русского общества виднеется
целый мир, из которого произошел этот слой и откуда он получает свое
питание. Среда собственно купеческая, независимо от близкого знакомства
с нею автора, была взята им и по другой, более глубокой общей причине (в
свое время верно указанной одним из критиков О., Эдельсоном):
купечество, как чрезвычайно обширный и деятельный класс, находится, по
самому роду своих занятий, в беспрестанных столкновениях со всеми
прочими слоями общества; в нем встречаются все формы жизни и обычаев,
выработавшихся в России; при таких условиях здесь как бы откладываются и
выходят наружу все коренные народные черты, как подвергшиеся влияниям
разносторонней цивилизации, так и сохранившиеся в своей первобытной
простоте. Вот почему купечество в значительной степени сохранило за
собой первенствующую роль и в последующих главных созданиях О. В "Своих
людях" он подошел к нему с чисто отрицательной стороны, быть может, под
влиянием Гоголя; в произведениях последующих, особенно в тех, которые
являются скорее драмами (в глубоком жизненном, а не "учебническом"
значении этого термина), чем комедиями, жизнь не только купечества, но и
всех других слоев, ими захватываемых, берется уже с обеих сторон -
положительной и отрицательной, в их взаимодействии, в их необходимых
столкновениях, в окончательных победах то одной, то другой. Вряд ли
справедливо существовавшее и отчасти существующее мнение, что появление
этой положительной - другими словами, идеальной - стороны в созданиях О.
было результатом его перехода в славянофильский лагерь. Думать так,
значить сильно умалять значение О., как художника, и придавать характер
простой случайности тому, что было следствием чисто художественного
внутреннего процесса: по самому свойству своего таланта, Островский
никогда не был сатириком в общепринятом и безусловном значении этого
слова. Этот же самый художественный процесс, в соединении с живым
отношением к окружающему социальному строю (которое неосновательно
приписывали только влиянию знаменитых критических статей Добролюбова),
был причиной и расширения сферы изображения в пьесах О. Вслед за
купцами, или, вернее, в перемежку с ними, выступали в разных проявлениях
и фазисах своей внутренней и внешней жизни - часто представляя собой
типы, бытовые и вместе с тем психологические - чиновники, помещики,
дворяне, мелкий торговый люд, современные дельцы и т. д. Значительная
часть этих пьес - преимущественно тех, которые были написаны после
1870-х годов - страдают, правда, многими недостатками и значительно ниже
большинства сочинений предшествовавших, но вовсе не потому, что талант
автора истощился, что он, как говорили, "исписался": в них постоянно
встречаются отдельными разбросанными штрихами те красоты юмора и языка,
которые делают О. одним из своеобразнейших не только русских, но и
европейских писателей. Причина их неудовлетворительности - в том, что О.
писал большую их часть, повинуясь минутным течениям и интересам времени,
как бы на известные задачи, и таким образом сходит с пути истинного
художественного творчества. О. сделался создателем русского бытового
театра, взяв русский быт в его самых разнообразных условиях и
отношениях, проследив существенные его проявления - напр. и в
особенности самодурство, эту характернейшую черту русской жизни, на всех
ее ступенях, во всех фазисах, от просто забавного до глубокого
горестного. Воспроизведя моменты и полнейшего нравственного падения, и
могучего торжества человеческого достоинства О. создал целую галерею
типов, представляющих любопытные данные для изучения склада нашего
общества и в тоже время остающихся типами, в большинстве случаев,
общечеловеческими. Совершил все это О. благодаря чисто художественному
миросозерцанию, выразившемуся в объективном, доходившем до крайних
пределов беспристрастия, но вместе с тем глубоко-гуманном отношении к
людям, - изумительному знанию русской жизни, соединению неистощимого
комизма, вернее - юмора (напр. в "Женитьбе Бальзаминова") с потрясающим
трагизмом (Напр. в "Грозе"), наконец, благодаря необычному, можно
сказать гениальному чутью ( не говоря уже о знании), черпавшему
драгоценнейшие жемчужины из сокровищницы народного языка. Если не смотря
на соединение всех этих свойств, О., создав русский бытовой театр, не
создал школы, которая продолжала бы его дело, то это - не его вина,
потому что он именно из тех писателей, которые создают школы: все дело в
отсутствии личностей, способных идти по такому же пути. В итоге
литературной деятельности О. довольно значительное место занимают пьесы
исторического характера, но они, за исключением "Василисы Мелентьевой" и
"Воеводы" (пьес - впрочем, не строгоисторических, а больше поэтических
на исторической почве) - скорее почтенный, чем истинно-художественный
вклад в эту деятельность и во всяком случае не прибавляют ничего ценного
и своеобразного к характеру О., как писателя вообще и драматурга в
частности.
Первое собрание соч. О. вышло в 1859 г. в 2-х томах; 4-е полное
собрание сочинений вышло в Спб. 1885 г. в 10 томах; 9-е изд - М., 1890;
10-е изд. - М., 1896-97. Отдельно изданы еще "Драматические переводы" О.
(Спб., 1886). DurantGreville перевел на франц. язык "Chefs-d›oevres
dramatiques de A. N. Ostrovsky" (Пар., 1889). Биография О. до сих пор
находится в крайне неудовлетворенном состоянии или скудости сведений,
или по неряшливости, а также неверности, с которой сообщаются
относящиеся к ней факты. Ср. биографический очерк А. Носа в последнем
(1897) изданий сочинений О., "Воспоминания" С.В. Максимова в "Русской
Страницы: «« « 2111 2112 2113 2114 2115 2116 2117 2118 2119 2120 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |