Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2119   2120   2121   2122   2123   2124   2125   2126   2127  2128   2129   2130   2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137  » »»

производства дела (смерть, сумасшествие, лишение всех  прав  состояния),
то  дело  приостанавливается  производством   до   назначения   опекуна,
добровольно вступающего в процесс или вызываемого противной  стороной  к
продолжению дела (уст. 681, 687). Если О.  в  течение  процесса  перевел
спорное имущество или платеж долга в третьи руки или на третье лицо,  то
истец может заменить первоначального О. новым или привлечь последнего  к
делу в качестве  третьего  лица.  От  такого  сингулярного  преемства  в
процессе на  стороне  0.  отличается  преемство  по  наследству  или  по
несостоятельности (successio universalis). Перемена в лице О.  по  этому
последнему основанию для истца обязательна.
   Г. Вербловский.
   Отек - Если давление в кровеносных (венозных) сосудах повышается выше
известного уровня вследствие затруднения оттока венозной крови, паралича
сосудодвигательных нервов, расстройства  лимфообращения  или  вследствие
сочетания нескольких из этих условий, или, наконец,  если  проницаемость
сосудистых  стенок  увеличивается   вследствие   различных   болезненных
влияний, то сквозь сосудистые стенки  пропотевает  водянистая  жидкость,
содержащая большую или меньшую примесь белых  кровяных  шариков.  Ткани,
пропитанные этой водянистой жидкостью,  называются  отечными.  Общий  О.
подкожной  клетчатки  назыв  анасаркой,  скопление  отечной  жидкости  в
полости брюшины называется брюшной водянкой или асцитом. Образование  О.
наблюдается при болезнях сердца, ведущих к ослаблению его деятельности и
застою крови в венах; при болезнях  почек,  обусловливающих  увеличенную
проницаемость  сосудистых  стенок,  при  болезнях  печени,   значительно
затрудняющих кровообращение в сосудах брюшной  полости  и,  наконец  при
глубоком истощении и упадке общего питания (напр. при раке, чахотке и т.
д.), так как при этом страдает также и  питание  стенок  сосудов  и  они
становятся более  проницаемыми  (марантические  О.).  О.,  зависящие  от
болезней сердца, начинаются обыкновенно с лодыжек, почечные же О.  очень
часто, хотя и  не  всегда,  начинаются  с  лица,  особенно  с  век.  О.,
зависящие от болезней печени, обыкновенно локализуются  исключительно  в
полости брюшины и лишь в редких  случаях  распространяются  на  лодыжки.
Кроме О. механических и марантических существует еще О.  воспалительный,
развивающийся   вокруг   воспалительных   фокусов;    быстро    достигая
значительных размеров,  он  может  быть  иногда  опасен  для  жизни  (О.
гортани, мозга).
   А. Л-н.
   Откровение - проявление  Высшего  Существа  в  нашем  мире,  с  целью
сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего  оно  от
нас требует. В  О.  совмещаются,  таким  образом:  1)  факт  богоявления
(теофании),  посредством  которого  открывается  нам  Божество,   и   2)
религиозно-нравственное содержание этого факта, т.  е.  то,  что  в  нем
открывается.  Присутствием  первого  элемента  О.  отличается  от  чисто
человеческих  учений  и  систем,  а  присутствием  второго  -   от   тех
иррациональных проявлений предполагаемых божественных  или  демонических
сил, какими  полна  история  всех  религий.  Различение  О.  личного  от
всенародного не может быть  выдержано,  так  как  вообще  О.  получается
отдельными лицами, но не для них исключительно, а для  более  или  менее
широкого  распространения.  Более  определенным  образом  различается  в
учении церкви О. в собственном смысле, формально  признанное  вселенским
церковным авторитетом и обязательное для всякого верующего,  от  частных
О., не имеющих такого обязательного характера, но допускаемых  или  даже
рекомендуемых по причине их назидательности (таковы,  напр.,  популярные
во всем христианском Востоке О. св. Феодоры относительно будущей  жизни.
Как историческое явление, О. ограничивается областью  религий  Моисея  и
христианства и, как продукта  совместного  влияния  обоих  -  ислама.  В
других религиях  понятие  высшего  существа  таково,  что  не  допускает
действительного О.  или  по  своей  излишней  отвлеченности  (браманизм,
буддизм, даосизм), или, напротив, по своей излишней материальности  (все
религии    натуралистические    или     мифологические).     Исключение,
представляемое маздеизмом  или  парсизмом  -  только  кажущееся,  ибо  о
первоначальном виде этой  религии  (во  времена  Ахеменидов)  нам  почти
ничего  положительного  неизвестно,  а  позднейший  или  восстановленный
парсизм (времен Арсакидов и Сассанидов), равно как и  его  обособившаяся
отрасль - манихейство, образовались несомненно под влиянием еврейских  и
христианских идей. Во  всяком  случае,  самый  ясный  и  полный  тип  О.
представляет  нам  развитие  еврейско-христианской  религии.  Здесь   (с
христианской точки зрения) различаются три главные степени  или  фазиса:
подготовительное О., памятник которого есть Ветхий  Завет,  центральное,
содержащееся в Новом Завете, и окончательное, имеющее совпасть с исходом
мирового процесса. В христианстве открылась совершенная истина о Боге  и
дана совершенная нравственная заповедь или норма  жизни,  но  о  будущих
судьбах человечества даны только  предварительные  общие  указания.  "Не
открылось, что мы будем", говорит ап. Иоанн, а ап.  Павел  указывает  на
будущее "О. славы сынов Божьих", которого с томлением ожидает вся тварь.
Новый Завет оканчивается  пророческой  книгой,  которая  под  именем  О.
(Апокалипсис) содержит символические картины будущего.  В  средние  века
нетерпеливое ожидание конца мира породило, при произвольных  толкованиях
Апокалипсиса, ложное учение о наступлении  третьего  окончательного  О.,
относящегося к Новому Завету так же как тот  относится  к  Ветхому.  Это
лжеучение  первоначально  связанное  с  именем  южноиталийского   аббата
Иоахима  De  Floris  (XIII  в.)  и  с  мифическим  "Вечным  Евангелием",
продержалось, в разных видоизменениях, до начала новых времен и далее.
   Вл. С.
   Открытое море, в древности разъединявшее страны и  полагавшее  предел
их сношениям, в настоящее время, благодаря успехом техники мореплавания,
является, наоборот, главным  нервом  международного  общения  и  обмена.
Огромные естественные богатства моря делают его источником разнообразных
промыслов,  растущих  вместе  с  развитием  науки  и   техники.   Отсюда
заинтересованность всех государств в установлении  правильных  отношений
по поводу обладания и пользования морем.  История  международного  права
дает целый ряд  фактов,  указывающих  на  попытки  отдельных  государств
определить эти отношения  на  чале  исключительного  или  преобладающего
господства над О. морем тех или других держав, хотя принцип  свободы  О.
моря был формулирован еще римскими юристами, уравнивавшими  общее  право
всех на морскую воду с правом каждого на  воздух.  Последнего  права  не
признавали уже сами  римские  императоры,  претендовавшие  на  всемирное
господство ( "›egv men tou kosmou kurioe o de nomoe thV ualasshV"), а по
их примеру и в качестве их преемников и  императоры  "священной  римской
империи". Практическое значение подобного  рода  притязания  получили  в

Страницы: «« « 2119   2120   2121   2122   2123   2124   2125   2126   2127  2128   2129   2130   2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь