Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131   2132  2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140   2141   2142  » »»

большими затруднениями. Чехи и венды восстали  против  него;  в  Баварии
сыновья  герцога  Арнульфа,  после  смерти  отца,  самовольно  завладели
герцогскими правами. О. подчинил их себе,  лишил  их  власти  и  подавил
также  восстание  своего  брата  Танкмара  (938)  и  герцога   Эбергарда
Франконского. Продолжительнее была  борьба  О.  с  младшим  его  братом,
Генрихом, вступившим  в  союз  с  Эбергардом  Франконским,  Гизельбертом
Лотарингским  I  Фридрихом   Майнцским   и   пользовавшимся   поддержкой
французского короля О., победил противников при Биртене в  939  г.;  оба
герцога погибли при  Андернахе,  вскоре  должен  был  сложить  оружие  и
Генрих. В 941 г. он еще раз покушался на жизнь брата, но был прощен и  с
тех пор оставался верным сторонником короля. О. отдал Лотарингию  своему
зятю Конраду Рыжему, Баварию - брату своему  Генриху,  Швабию  -  своему
сыну Лудольфу; Франконию и Саксонию он удержал за собой,  но  в  961  г.
отдал  последнюю  Герману  Биллунгу.  Брата  своего  Бруно  он  поставил
архиепископом  к„льнским.  Он  правил  строго,  но  справедливо,  держал
вассалов в повиновении, сделал свой блестящий двор центром  государства,
увеличил коронное имущество и сумел найти опору в духовенстве. В 950  г.
ему удалось снова подчинить себе вендов и чехов;  в  947  г.  предпринял
победоносный поход против датчан. Основанием многочисленных  епархий  он
стремился укрепить и распространить христианство  на  С  и  В  Германии.
Сделав империю свою могущественнейшей из всех  христианских  государств,
он в 951 г" призванный на помощь Адельгейдой, вдовой Лотаря (XVIII, 27),
перешел через Альпы, женился (первая жена его Эдита умерла в 946 г.)  на
Адельгейде и принял титул короля Италии.  Подавив  еще  восстание  своих
сыновей  Лудольфа  и  Конрада  Рыжего  в  953-954  гг.  и  отняв  у  них
герцогства, О. 10 авг. 955 г. в долине р. Леха близ  Аугсбурга,  одержал
блестящую победу над венграми, у которых отнял баварскую вост. мархию. В
961 г. он снова направился в  Италию,  прогнал  Беренгара,  завладевшего
королевской властью, 2 февр. 962 г. был коронован римским императором и,
таким образом, основал священно-римскую империю германской  нации.  Этим
он указал своим преемникам путь к мировому господству  и  запутал  их  в
борьбу, которая хотя и содействовала  развитию  культуры,  но  причинила
много вреда самой Германии. Два восстания  римлян  он  подавил  и  отнял
папскую власть у Иоанна XII  и  Бенедикта  II.  Не  удалось  ему  только
завоевание Нижней Италии. Он умер в Тюрингии и похоронен в основанном им
магдебургском соборе где ему поставлена была конная  статуя.  Наследовал
ему сын его Оттон II. Ср.  Vehse,  "Kaiser  Olio  der  Grosse  und  sein
Zeitalter" (3 изд., Лпп., 1817); Kopke  und  Donniges,  "Jahrbucher  des
Deutschen Reichs unler Otto I" (Б., 1838-39); их же,  "Kaiser  Otto  der
Grosse" (Лпц., 1876).
   Отшельники  -  аскеты,  христианские  подвижники,  отшедшие,  т.   е.
удалившиеся от общества в места уединенные, чтобы  с  большим  удобством
предаваться подвигам аскетизма.  Ср.  Анахореты  и  Монашество.  См.  П.
Казанского,  "История  монашества  на  Востоке"  (М.,   1854-1857);   об
отшельничестве в России - "Историю русской церкви" митроп. Макария.  Ряд
рассказов об отшельниках русских, в особенности нового времени,  помещен
в  "Душеполезном  Чтении",  "Страннике",  "Христианском  Чтении"  и  др.
духовных журналах.
   Оуэн (Роберт Owen) - один из первых социальных  реформаторов  XIX  в.
(1771-1858). Сын бедного торговца в Валлисе, О.  учился  в  элементарной
школе, потом был приказчиком в торговом доме и посвящал все свои  досуги
чтению и поискам "истинной религии". В Манчестере он сошелся со  многими
членами местного философского и литературного общества, особенно  дружил
с  доктором  Парсивалем,  которым  впервые  была   высказана   мысль   о
необходимости рабочего и санитарного законодательства. Сам  О.  читал  в
этом обществе несколько докладов о рабочем законодательстве. В это время
он страстно увлекался химией. Весь мир представлялся ему как  химическая
лаборатория, а на человека он  смотрел,  как  на  сложнейшее  химическое
соединение. Найдя новые  способы  для  обработки  грубого  американского
хлопка, О.  на  20  году  сделался  управляющим  хлопковой  мануфактуры.
Женившись на дочери фабриканта Дэля, он  стал  его  партнером,  а  затем
владельцем нью-ланаркской фабрики, где и проработал большую часть  своей
жизни. Здесь окончательно сложились его взгляды  на  человечество  и  на
необходимые социальные преобразования. Первоначально он действовал,  как
просвещенный фабрикант и благотворитель. На своей нью-ланаркской фабрике
он  ввел  все  усовершенствования  в  отношениях  к   рабочим,   которые
впоследствии были вынуждены от  других  фабрикантов  тяжелой  борьбой  и
воплотились в фабричном  законодательстве.  Примером  своей  фабрики  он
хотел показать высшим  классам,  что  обязанность  заботиться  о  низших
классах вполне совпадает с их интересами, что, лучше обращаясь с  своими
"живыми машинами", они могут спокойно пользоваться  своим  богатством  и
разлить вокруг себя благосостояние, культуру и  искреннюю  благодарность
На  основании  собственного  опыта  он  выработал  систему  "патроната",
которую он теоретически впоследствии развил в сочинении: "Essay  on  the
Formation  of  Character"  (1812),  доказывая,  что  человек  составляет
продукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние,
тем более облагораживается и совершенствуется  человеческая  природа.  В
первое десятилетие этого века нью-ланаркская фабрика привлекала  к  себе
толпы  посетителей,  равно  удивлявшихся  коммерческому  ее   успеху   и
благосостоянию ее рабочих.  Посетил  эту  фабрику  и  вел.  кн.  Николай
Павлович, будущий император всероссийский. Удивленный успехом О.,  слыша
со всех  сторон  о  бедствиях  рабочего  населения,  которое  тогда  все
объясняли чрезмерным его размножением, он предложил О. взять с собой два
миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но  О.
категорически отказался. Убедившись, что проповедь примером и словом  не
вызывает подражания, О. начал деятельную агитацию  в  пользу  фабричного
законодательства,  стараясь  опереться   на   монархическую   власть   и
земледельческую  аристократию  и  борясь   с   теорией   невмешательства
государства. Но надежды его и в этом направлении не  оправдались.  Тогда
О. решил обратиться непосредственно к промышленному  классу  и  побудить
его к образованию производительных ассоциаций, задача которых, по словам
О., "заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве  системы
единства и  кооперации,  основанной  на  всеобщей  любви  к  ближнему  и
истинном  познании  человеческой  природы".   Теоретические   основания,
которые вызывают необходимость образования таких ассоциаций, он  изложил
в двух сочинениях: "Explanation of  the  causes  of  distress  in  which
pervades  the  civilised  World"  (1823)  и  "The  New   Moral   World".
Практически он разработал план организации ассоциаций в "Report  to  the
County of Lanark". В  начале  О.  думал  об  устройстве  ассоциаций  или
колоний только для  не  имеющих  работы,  но  затем  пришел  к  мысли  о

Страницы: «« « 2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131   2132  2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140   2141   2142  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь