Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2130   2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138  2139   2140   2141   2142   2143   2144   2145   2146   2147   2148  » »»

собой историю непрерывных миссионерских  трудов,  которые  он  неустанно
совершал на всем громадном пространстве, от глубины Азии до столицы миpa
- Рима, и даже, по преданию, далее
   - до берегов Атлантического океана в Испании  и  Британии.  Благодаря
его проповеди образовались центры христианства и  в  Азии,  и  по  всему
северному прибрежью Средиземного моря, по которому он совершал несколько
плаваний и терпел неоднократно кораблекрушения. Он служил своей  идее  с
изумительным  самоотвержением,   пренебрегал   всеми   затруднениями   и
опасностями. Свою жизнь ап. П. закончил в Риме,  где  он,  по  преданию,
осужденный Нероном на обезглавление, был казнен вместе с ап. Петром в 29
день июня, когда церковь и чтит их память. По  общепринятой  хронологии,
это было около 65 г. по Р. Хр. Деятельность ап. П. выражалась не  только
в миссионерских трудах, но и в писательстве,  и  он  является  одним  из
плодовитейших писателей апостольского века. Ему принадлежат 14 посланий,
который были написаны в различное время и по различным  обстоятельствам,
но  которые  все  составляют  яркое   выражение   его   религиозного   в
нравственного миросозерцания, как и  отражение  религиозно-нравственного
состояния мира в то переходное время. В его посланиях  мы  видим  первую
чисто богословскую систематизацию христианского учения, и систематизация
эта в руках даровитейшего и  образованнейшего  из  апостолов  отличается
такой смелой самобытностью, что дала повод немецкой критики даже  видеть
в его богословии нечто отличное от первоначального Христова учения,  так
называемый павлинизм, как нечто совсем иное, чем простой христианизм. Но
большинство богословов  полагает,  что  это  воззрение  основывается  на
недоразумении, смешивающем форму с сущностью, что в  действительности  в
посланиях апост. П. истинное первоначальное христианство нашло себе лишь
гениальное литературное выражение и что благовестие ап. П., по существу,
тождественно с благовестием Христовым. Жизнь и послания  ап.  П.  служат
предметом громадной богословской литературы, из которой  можно  отметить
только  наиболее  выдающиеся  произведения.  Из  жизнеописаний  наиболее
известны: Conypeare aud Howson (Л., 1850-52, в 2 томах),  имевшее  много
изданий; Фаррара, "Жизнь и труды св. ап.  П."  (в  перев.  А.  Лопухина,
СПб., 1888, несколько изданий);  Иннокентия,  "Св.  ап.  П."  и  др;  Из
богословских   исследований:   Gr.   Meyer,   "Entwicklung.   d.   Paul.
Lehrbegriffs" (1801); Scholsten,  "D.  Paulinische  Evangelium"  (1881);
Pfleiderer,  "Der  Paulinismus"   (1873);   на   русском   языке   проф.
Глубоковского, "Евангелие ап. П. и раввинское богословие" (СПб.,  1897).
Из комментариев на послания П. известны  комментарии  Meyera,  De-Wetle,
Lange, Schalf'a, Ellicolt'a и мн. других.
   А. Л.
   Павел Петрович -  император  Всероссийский,  сын  имп.  Петра  III  и
императрицы Екатерины II, род. 20 сент. 1754  г.,  вступил  на  престол,
после смерти Екатерины II, 6 ноября 1796 г.  Детство  его  прошло  в  не
совсем обычных условиях,  наложивших  резкую  печать  на  его  характер.
Тотчас после рождения он был взят императрицей Елизаветой от  матери,  с
тех пор редко уже  имевшей  возможность  и  видеть  его,  и  передан  на
попечение нянек. С 1760 г.  главным  его  воспитателем  сделался  Н.  И.
Панин, который был назначен при нем  обер-гофмейстером  и  сохранил  это
место и по вступлении на престол Петра Федоровича. Низвержение Петра III
и воцарение Екатерины мало изменили положение Павла. Существовала в этот
момент партия, желавшая видеть на престоле П.; а  Екатерине  предоставит
лишь права равенства, но она  не  располагала  достаточными  силами  для
осуществления своих проектов, и  это  обстоятельство  прибавило  лишь  к
порожденному уже ранее отчуждению между матерью и сыном новый оттенок  -
соперничества,  которому  предстояло  особенно  развиться  впоследствии.
Немедленно  по  воцарении  Екатерина  обратилась  было   к   д'Аламберу,
предлагая ему место воспитателя П., но после  отказа  д'Аламбера  поиски
нового воспитателя не были возобновлены и П. всецело  остался  на  руках
Панина. Последним составлен был  план  воспитания  П.;  по  этому  плану
образование вел. князя делилось на два периода: в первом, до  14-летнего
возраста,  предполагалось  дать  ему  элементарное  образование,  второй
следовало посвятить "прямой государственной  науке".  План  этот  и  был
выполнен, но без особого успеха. П. учился истории, географии,  русскому
и  немецкому  языкам,  математике,   астрономии,   физике,   искусствам;
математикой с ним занимался в 1762-65 гг. С. А. Порошин, бывший вместе с
тем в это время и непосредственным  его  воспитателем  под  руководством
Панина и  оставивший  после  себя  дневник.  служащий  главным  и  почти
единственным источником для ознакомления с отроческими годами  жизни  Н.
Законоучителем вел. князя был  назначен  в  1763  г.,  по  выбору  самой
Екатерины архимандрит Платон, впоследствии моск. митрополит.  Но  частью
слабое здоровье и небогатые от природы способности П.,  частью  неумение
воспитателей,  не  позволили  вел.  князю  извлечь  большой  пользы   из
дававшихся ему уроков:  образование  не  выработало  в  нем  привычки  к
упорному труду, не дало прочных знаний и не сообщило широких понятий.  С
1768 г. к П. был приглашен для преподавания государственных наук Гр.  Н.
Теплов, но занятия с ним шли совершенно неуспешно; современники обвиняли
даже его в том, что он умышленно возбуждал в П. отвращение к занятиям. С
другой стороны уже в  характере  ребенка  П.  Порошин  подмечал  крайнюю
нервность и впечатлительность и непомерную вспыльчивость. Воспитание  не
только не подавило этих особенностей, но еще способствовало  развитию  в
мальчике  воображения  и   мечтательного   самолюбия,   соединенного   с
значительной долей подозрительности по отношению к окружающим людям. Эти
опасные задатки природы и воспитания  с  течением  времени  развились  в
целый сложный характер, в деле создания  которого  едва  ли  не  главное
значение  принадлежало,  однако,  влиянию  отношений  П.  к   матери   и
государству.  29  сент.  1773  г.  П.  вступил  в  брак   с   принцессой
гессендармштадтской Вильгельминой, по  принятии  православия  нареченной
Наталией  Алексеевной.  Вместе  с  тем  воспитание  его  было  объявлено
законченным и Панин удален от  него,  но  сам  П.  не  получил  никакого
участия в государственных делах. Первая его супруга скончалась в  апреле
1776 г. от родов и 26 сентября 1776 г. он женился вторично, на принцессе
виртембергской Софии-Доротее, в православии  Марии  Федоровне.  И  после
того,  за  время   всей   жизни   Екатерины,   место,   занятое   П.   в
правительственных сферах, было местом наблюдателя, сознающего  за  собой
право  на  верховное  руководство   делами   и   лишенного   возможности
воспользоваться этим правом для изменения даже  самой  мелкой  детали  в
ходе дел. Такое положение  особенно  благоприятствовало  развитию  в  П.
критического  настроения,  приобретавшего  особенно  резкий  и   желчный
оттенок благодаря личному элементу, широкой струей входившему в него,  и
вместе с тем  могло  быть  тем  безусловнее,  чем  менее  лежало  в  его

Страницы: «« « 2130   2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138  2139   2140   2141   2142   2143   2144   2145   2146   2147   2148  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь