Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2136   2137   2138   2139   2140   2141   2142   2143   2144  2145   2146   2147   2148   2149   2150   2151   2152   2153   2154  » »»

sur son secret"  (П.,  1831);  Bennati,  "Notice  phisiologique  sur  le
celebre violoniste P." (1831); Giancarlo Conestabile,  "Vita  di  Nicolo
Paganоni da Genova" (Перуджия, 1851);  "Biographical  notice  of  Nicolo
Paganini" (Л., 1852); Fеtis, "Biographie universell des musiciens"  (П.,
1864). Книжка Андерса переведена на русский язык под заглавием: "Н.  П.,
его жизнь etc." (СПб., 1831). П. написал для  скрипки  концерты,  сонаты
для скрипки-гитары, над которой в дни молодости П.  усердно  работал,  3
квартета для скрипки, альта, гитары и виолончели, вариации, этюды и пр.
   Н. С.
   Пагода (искаженное  европейцами  индийское  слово  bhagavati,  т.  е.
"Святой дом") -  название  индийских  храмов,  выстроенных  на  открытом
воздухе.
   Падеж (грамм.) - этим термином обозначаются различные формы,  которые
принимает  то   или   другое   имя   (существительное,   прилагательное,
местоимение,  числительное)  для  выражения  различных  отношений  между
понятием, означаемым этим именем, и понятиями,  выраженными  при  помощи
других слов (имен, глагола и т. д.). Образование П. с помощью так назыв.
падежных суффиксов или окончаний  (в  языках  с  синтетическим  строем),
присоединяемых к основе или  корню,  или  с  помощью  известных  частиц,
ставящихся перед словом и после него (в языках аналитических),  является
существенным  отличием  имени  от  глагола,  у  которого   отличительным
признаком служит образование личных и временных форм при помощи личных и
временных окончаний, присоединяемых к корню  или  глагольной  основе  (в
синтетических  языках),  или  местоимений  и  вспомогательных  глаголов,
ставящихся рядом с формой главного глагола (в аналитических). Число П. в
инодо-европейском праязыке, имевшем  вполне  определенный  синтетический
строй,  доходило  до   семи:   именительный,   родительный,   дательный;
винительный, творительный, звательный, местный .  Новые  индоевропейские
отдельные языки, сохранившие еще синтетический строй, каковы русский или
литовский, представляют то же или почти то же число П.,  хотя  некоторые
падежные формы утратили уже  самостоятельный  характер  и  употребляются
редко или с меньшей свободой, чем в праязыке (местный, напр.. и т.  д.).
Те же индоевропейские языки,  которые  перешли  в  аналитический  строй,
утратили значительную часть первичных П. так, французский язык  сохранил
только три П.: именительный, винительный  (одна  форма),  родительный  и
дательный; немецкий  -  четыре:  именительный,  родительный,  дательный,
винительный и т. д. В других не индо-европейских языках число П.  иногда
значительно больше, чем в индоевропейской семье. Так, в финском  имеется
15  П.,  а  в  восточных  кавказских  языках  наблюдается  еще   большее
"богатство форм, особенно для выражения различных отношений места.  Так,
в казикумыкском языке насчитывают 36 различных местных П. Сам термин  П.
представляет собой  буквальный  перевод  лат.  casus,  которое,  в  свою
очередь, переведено с греч. ptvsix (падение). У стоиков ptvsiV  означало
отношениe одной идеи к другой,  зависимость  одного  слова  от  другого,
управление (лат. rectio) Впоследствии это значение было забыто, и термин
получил специальный узкий смысл  -  именной  флективной  формы,  который
термином casus (еще хуже наше "П.") совсем не выражается.
   С. Б-ч.
   Па-де-Кале (Pas de Calais, англ. Strait of Dover,  y  древних  Fretum
Gallicum) -  пролив,  самая  узкая  часть  канала  Ламанша,  разделяющий
юго-вост. берег Англии от сев. берега  Франции  и  соединяющий  Северное
море с Атлантическим океаном; простирается на английском берегу от  мыса
Дунгенес до мыса Соут Форланд, а на  франц.  берегу  от  мыса  Грине  до
гавани Калэ. Ширина в самом узком месте 33 км.; между Дувром и Калэ - 44
км.
   Падишах -  новоперсидское  сложное  слово,  составленное  по  образцу
древневосточных  титулов  государей,  означает   верховного   царя   или
императора (царь царей);  употребляется  наравне  с  однозначным  словом
хакан  (каган,  хан),   чаще   всего   в   титуле   турецких   султанов.
Дипломатический язык турецкого дивана прежде  лишь  одного  французского
короля удостоил титула П. В настоящее время им означаются государи  всех
великих держав и даже государств второстепенных.
   Падуя (итал. Padova) - главн. гор. итальянской провинции  П.,  на  р.
Бакильоне,  которая  соединяется  отсюда  каналом  с  Брентой.  Окружена
стенами  с  семью  воротами;  много  мостов  (4  от  римского  времени).
Несколько красивых площадей: пиацца Витторио  Эммануэле  с  82  статуями
падуанских знаменитых людей и художественной галлереей (Лодджиа  Амулеа;
статуи Данта и Джотто);  пиацца  дель  Санто  с  медной  конной  статуей
венецианского кондотьера Гатамелата  (работы  Донателло,  1453);  пиацца
дель Кармине с памятником Петрарки (1874). Центром города служит  пиацца
дель Эрбе. Собор в стиле Возрождения (1552), при нем баптистерий XII  в.
с фресками школы Джотто.  Знаменитая  церковь  (1256-1307)  св.  Антония
Падуанского: стиль трехнефная базилика 195 м. длины  с  7  куполами;  на
фасаде  -  фреска  Мантеньи;  в  левой  части  капелла  дель   Санто   -
великолепнейшее произведение эпохи Возрождения (1500-1533) с  мраморными
барельефами Антонио и Туллио Ломбардо и Сансовино;  в  алтаре  бронзовый
барельеф  работы  Донателло  и  знаменитый  (3,5  м.  высоты)  бронзовый
канделябр Андреа Риччио (1507); в капелле Сан Феличе (1372 г.)
   - фрески Альтикиеро и Аванци. Здесь же капелла Сан  Джорджио  (1377),
украшенная фресками тех же художников,  и  знаменитая  оратория  (Скуода
дель  Санто  от  1460  г.)  с  16  фресками  Тициана  и  его   учеников,
изображающими легенду  о  св.  Антонии.  Художественными  произведениями
знаменитых итальянских живописцев и скульпторов украшены и другие церкви
в П.; напр. церковь С. Агостино дель и  Эремитани  XIII  в,  знаменитыми
фресками Мантеньи 1448 г.; капелла Мадонны дель Арены (1303) -  фресками
Джотто; оратория церкви дель Кармине - фресками Тициана; в церкви  Санта
Джустина,  построенной  по  плану  Риччио  (1521-32)  с  великолепнейшим
куполом стиля Возрождения - алтарь  и  хоры  работы  Паоло  Веронезе.  В
художественном отношении следует  упомянуть  следующие  здания:  палаццо
делла Раджионе, XII в., с залой 87 м.  длины,  27  м.  ширины  и  24  м.
высоты, с астрономическими фресками XV в.; к нему примыкает палаццо дель
Муничипио XVI в. (ратуша), недавно реставрирован; Лодджиа дель Консилью,
замечательное  произведение   раннего   Ренесанса   (1493-1526);   здесь
помещается  университетская  библиотека;  красивое  в  стиле   того   же
Ренесанса здание университета; палаццо Джустиниани (1524), новый  театр.
Знаменитый в средние века падуанский унив. основан  в  1222  г.;  теперь
состоит     из     4     факультетов     (философский,      юридический,
математико-естественный   и    медицинский);    при    университете    -
фармацевтический институт и инженерное  училище;  в  1892  г.  было  119
профессоров  и  преподавателей   и   1269   студентов;   университетская

Страницы: «« « 2136   2137   2138   2139   2140   2141   2142   2143   2144  2145   2146   2147   2148   2149   2150   2151   2152   2153   2154  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь