Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2123   2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131  2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140   2141  » »»

года он не освобождался от О., то формально становился "вне  закона".  В
настоящее время в католической церкви О. малое, как относящееся к  сфере
чисто  церковной  жизни,  практикуется  повсеместно  согласно  церковным
правилам; что же  касается  О.  великого  или  анафемы,  то  гражданские
правительства, а также свободномыслящие католические богословы (Гиншиус,
Фридберг и др.)  часто  высказываются  против  его  применения,  на  том
основания, что оно  касается  более  или  менее  гражданского  состояния
отлучаемого. Против такого мнения сильно полемизировали ультрамонтанские
католические богословы и канонисты. В  Пруссии  применение  великого  О.
считается воспрещенным. У протестантов великое О. в католическом  смысле
было отвергнуто еще Лютером;  удержано  лишь  О.  малое  (excommunicalio
minor),  при  чем  на  первых  же  порах  произошло  по  этому  предмету
разногласие между лютеранами и реформатами. Первые считали его  функцией
духовенства,  вторые  -  функцией  церкви,  как  общины.  С  учреждением
консисторий  у  лютеран  О.  отнесено  к  кругу  их  деятельности.   При
безуспешности мер увещания лиц, живших в грехах, пастор негласно отлучал
их от причащения, восприемничества и венчания; это считалось  О.  малым.
Если оно оказывалось недействительным, то  грешник  вовсе  отлучался  от
церковного общения (кроме слушания проповеди),  а  также  от  общения  с
чадами церкви  в  общежитии  (за  исключением  деловых  отношений);  это
считалось О. великим. С течением времени О., как и  публичное  покаяние,
выходит у протестантов из церковной практики. В русской церкви, в период
допатриаршеский,  О.   (извержение,   проклятие,   клятва,   запрещение)
изрекалось за ересь, за  "преобидение"  церкви  Божьей,  ее  суда  и  ее
священнослужителей, а со  времени  "собирания  русской  земли"  -  также
против тех, кто действовал против  московского  правительства  (позже  -
против государственных преступников, начиная с Гришки Отрепьева и кончая
Пугачевым). При Петре I закон о престолонаследии был издан  под  угрозой
не только смертной казни,  но  и  "церковной  клятвы"  его  нарушителям.
Митрополиты древней Руси произносили О. иногда  на  князей  и  на  целые
области (см., "Истор. Русской  Церкви",  т.  V,  стр.  86).  По  правилу
митрополита Иоанна О. подвергаются державшиеся идолопоклонства, виновные
в  многоженстве,  одновременном  и  последовательном,  продающие   своих
слуг-христиан поганым, кровосмесники,  не  причащавшиеся,  употребляющие
мясо в великий пост. О. состояло в признании отлученного чуждым  церкви,
пока он  не  оставит  грех  свой.  Правило  митрополита  Кирилла  лишает
отлученного, после  его  смерти,  молитв  иepeйских  и  погребения  близ
церкви; оно грозить отлучением держащимся бесовских обычаев, в праздники
творящим позоры с свистанием и кличем, бьющимся дреколием до смерти и т.
п. Стоглавый собор понимал О. в  смысле  недопущения  к  богослужению  и
отказа в принятии каких-либо приношений для церкви  от  отлученных.  При
патриархах возник на Руси  новый  вид  О.  -  О.  вседомовное,  которому
священник мог подвергать своего прихожанина, со всем его домом, за обиды
церкви Божьей, т. е. за нарушение прав храма и причта. Иногда такому  О.
подвергался  целый  приход,  при  чем  сам  храм  закрывался.  "Духовный
регламент" Петра I различает О. великое (анафему) и  малое.  О.  великое
назначалось  после  безуспешных  священнических  увещаний,  за  открытое
хуление имени Божья, Св. Писания, церкви, за уклонение от  причащения  в
течение более года, и  состояло  в  том,  что,  по  определению  синода,
отлученному запрещался вход в церковь и общение ее таинств; если  бы  он
силой или хитростью проник в  храм,  то,  доколе  он  в  нем  находился,
богослужение  приостанавливалось.  Письменный  или  печатный  текст   О.
прибивался к дверям приходской церкви или всех церквей епархии. В случае
окончательного  отказа  отлученного   раскаяться,   он   передавался   в
распоряжение светской власти, которая, по истечении шести недель со  дня
публикации о учиненном  О.,  поступала  с  ним,  как  с  "шельмованным",
который, по военным артикулам того времени, ни  в  какое  дело,  ниже  в
свидетельство не принимался и не мог даже требовать суда; если  кто  его
ограбит,  ранит,  побьет;  лишь  за  убиение  его  виновный  подвергался
законной ответственности. "Подвергнутый анафеме подобен есть убиенному",
выражается регламент. Малое О., по регламенту, мог произнести  и  священ
ник своей личной властью, не  донося  синоду.  Постановления  регламента
относительно О. применялись в церковной практике  лишь  в  первое  время
существования синода; позже, в продолжение всего XVIII в.,  практикуется
вновь "О. вседомовное",  хотя  оно  и  было  отменено  указом  Петра  I.
Обыкновенно по изречении вседомовного О., синод распоряжался о  закрытии
церкви,  а  священника  и  причт  назначал  на  другие   места.   Случаи
вседомовного О. со времени учреждения синода встречались, впрочем, очень
редко; они вызывались, большей частью,  самодурством  средних  и  низших
органов гражданской администрации. С исчезновением  подобных  фактов  из
русской жизни исчезает и вседомовное О., как исчезает, еще в XVIII в., и
церковная  анафема  на  государственных  преступников  с  поименным   их
перечнем. Личное  церковное  отлучение  и  в  настоящее  время,  однако,
признается в принципе, в действующем  государственном  законодательстве.
Ст. 83 и 371 Устава гражд.  судопроизводства  говорят  о  недопущении  к
свидетельству лиц, отлученных от церкви духовным судом,  ст.  95  и  706
Устава угол. судопр. - о  недопущении  таких  лиц  к  свидетельству  под
присягой. В церковно-судебной практике настоящего времени О.  совершенно
неизвестно. См. Н. Суворов, "Объем  дисциплинарного  суда  и  юрисдикции
церкви в период  вселенских  соборов"  (Ярославль,  1884);  его  же,  "О
церковных  наказаниях"  (СПб.,  1876;  здесь   указана   и   иностранная
литература предмета).
   Н. Б - в.
   Оттава (Ottawa, прежний Байтаун): 1) гл. гор.  Канадских  владений  в
Сев.  Америке,  в  пров.  Онтарио,  на  правом  берегу  р.  О.  Огромные
лесопильные заводы, пользующиеся водяной силой водопадов и  производящие
лесного материала на 5  милл.  долларов  в  год.  Национальная  галерея,
рыболовная выставка, нормальная школа, университет (с  500  студентам  и
католиками), 17 церквей; 5 ежедневных газет. Жителей 44154 (1891 г.). 2)
Два мст. в Сев. Ам. Штатах, в Иллинойсе и Канзасе.
   Оттон I Великий (912-973) - германо-римский император, сын  немецкого
короля Генриха I (Птицелова) и второй его жени Матильды. Еще  при  жизни
отца, с обходом старшего брата Танкмара, назначен был преемником Генриха
8 авг. 936 г избран в Аахене  представителями  всех  немецких  племен  и
коронован   архиепископом   майнцским.   Решительный    и    энергичный;
внушительный  по  наружности,  ловкий  во  всех  рыцарских  состязаниях,
благочестивый в  духе  своего  времени,  милостивый  и  обходительный  с
народом, верный к друзьям и легко примирявшийся с врагами,  Оттон  много
содействовал  возвышению  авторитета   германской   нации   и   усилению
государства внутри и извне. С самого же начала ему пришлось  бороться  с

Страницы: «« « 2123   2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131  2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140   2141  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь