Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2122   2123   2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130  2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140  » »»

1795  г.   назначена   была   комиссия,   которая,   после   многолетних
расследований, пришла к заключению, что  откупщики  не  только  не  были
должны казне 130 миллионов, как утверждали их обвинители в 1793 г.,  но,
напротив, выдали казне вперед 8 милл. (решение 1 мая 1806  г.).  Ср.  De
Nervo, "Les finances francaises sous l'ancienne monarchie, la republique
et l'empire" (П., 1863); A. Lemoine, "Les  derniers  fermiers  gеnеraux"
(П., 1873); Bouchard, "Systеme financier de l'ancienne  monаrchie"  (П.,
1891).
   A. M. Л.
   Отлучение от союза религиозного тех его членов, которые нарушают  его
законы, существовало еще в языческом  мире.  Так,  жрецы  в  Афинах,  по
рассказу Плутарха, подвергли "О." Алкивиада; у галлов. по сказанию  Юлия
Цезаря, друиды отлучали от богослужения. У древних  евреев  О.  (cherem)
выражало пожелание, чтобы отлучаемый погиб.  Такому  О.  подвергнут  был
Иисус Христос (Лук., VI, 22; Иоан., XVI, 2; XII, 42).  В  более  позднее
время О. у евреев имело три вида: выговор  (nesifa),  малое  О.  (nidui,
chamta) и великое О.  (собственно  cherem,  peticha).  После  "выговора"
виновный не мог выходить из своего дома в продолжение 30 дней. Малое  О.
также полагалось на 30 дней, в продолжение  которых  отлученный  не  мог
стричь волос и не имел права носить сандалий; указанный  срок  мог  быть
увеличен или уменьшен. Великое О. лишало отлученного гражд. прав; к нему
никто не мог подходить ближе четырех локтей; он не мог ни присутствовать
в собрании, ни есть и пить вместе с кем-либо, ни наниматься, ни нанимать
в  работу,  ни  учить,  ни  быть  учеником,  не  мог  мыться,   надевать
праздничную одежду; дети его не допускались к обрезанию;  в  религиозные
собрания он  имел  доступ  через  особый  вход.  По  смерти  его  могилу
забрасывали камнями. При произнесении вел. О., с целью придать ему более
устрашающий характер, при свете едва мерцающих  огней,  разрывали  меха,
наполненные воздухом. В христ.  церкви  О.  существовало  уже  на  самых
первых порах, как видно из слов Иисуса Христа  о  преслушавших  церковь,
которые должны сделаться для нее "яко же язычнии и  мытарь".  Ап.  Павел
повелевает (l Кор., V, II) членам церкви не есть и не  пить  (т.  е.  не
иметь общения) с блудниками, лихоимцами, идолослужителями,  злоречивыми.
пьяницами, хищниками.  Апостольское  72-е  правило  узаконивает  О.  для
похищающих  церковный  воск  или  елей.  Последствия  христианского   О.
состояли  в   исключении   отлученного   от   участия   в   общественном
богослужении, вечерях любви и таинствах; имена отлученных  вычеркивались
из диптихов, христиане не называли их братьями и не давали им  братского
лобзания. Действие О. в первобытной церкви не лишало отлученного  гражд.
прав.   Общение   с   отлученным   рассматривалось   как   преступление,
наказываемое также О. Отлученный в одной церкви не мог быть принимаем  в
общение другой (21 прав. соб. халкедонского и 8-е
   - собора карфагенского). Второй вселенский собор  запретил  принимать
от отлученных жалобы на епископов по делам их духовной юрисдикции, но не
по делам частным, например об имущественной  собственности.  Со  времени
Константина Вел., когда император выступил в качестве "внешнего епископа
по делам  церковным",  область  применения  церковного  О.  сократилась.
Преступления  против  веры  -  ереси  и  расколы  -  получили   значение
преступлений  против  государства,  и  те  лишения  и  ограничения  прав
состояния,  которым  подвергались   еретики,   не   были   последствиями
церковного О.  Многие  преступления  против  заповедей  церковных  также
перешли в область гражданской подсудности  (волхвование,  прелюбодеяние,
похищение женщин, азартные игры и др.). В недрах самой церкви О. было. в
большинстве   случаев,   заменено   церковным    публичным    покаянием.
Относительно О. в древней  церкви  существовали  следующие  правила:  1)
епископ "не должен быть скор к извержению, но осторожен" (Постан. апост.
II, 21); основанием  для  О.  мог  быть  только  тяжкий  грех,  явный  и
несомненно доказанный, 1-й вселенский собор (прав. 5) постановил,  чтобы
на областных соборах было исследуемо о каждом О., не по малодушию ли или
личному произволу епископа оно состоялось. 2) О. произносилось только  в
случае окончательной нераскаянности и имело силу только до тех пор, пока
отлученный не раскаялся. 3) О.  должно  было  падать  только  на  самого
отлученного, но отнюдь не на его семейство. Нарушением этого  правила  в
первые века церкви были О.,  произнесенные  римской  церковью  на  целые
другие поместные церкви, напр. папой Виктором - Поликарпа  Смирнского  с
его церковью, папой Стефаном - церкви карфагенской. Были  случаи  О.  от
церкви умерших (Ориген, Федор Мопсуэтский).  Собор  карфагенский  (прав.
92) назначает анафему и после смерти  тому  епископу,  который  завещает
свое имение родственнику еретику или язычнику, а не церкви. В  настоящее
время на Востоке специальный закон относительно  О.  существует  лишь  в
церкви греческой, где в 1852 г. постановлено, что епископ и целый  синод
могут  подвергать  О.  лишь  клириков  и  монахов;  миряне  могут   быть
подвергаемы О. лишь с разрешения гражданского правительства. В  западной
церкви, со  времени  отделения  ее  от  восточной,  О.  относится  не  к
священнодействию покаяния, а к юрисдикции судебной, которая  может  быть
отправляема не  в  силу  только  епископской  власти,  а,  по  делегации
(delegato) и по поручению (mandalo), лицами нижних церковных  инстанций,
могущими не иметь даже пресвитерского сана.  Средневековые  католические
канонисты стали различать два вида великого О.: простое  (excommunicatio
major simplex) и торжественное (exc. major solemnis); последнему усвоено
специально название анафемы.  Первое  стало  функцией  низших  церковных
судей, второе - епископата. Существовало  еще  малое  О.  (exe.  minor),
которое не исключало из церкви и лишало только участия в таинствах.  Оно
носило название врачующего (medicinalis), в противоположность  великому,
которое называлось смертоносным  (mortalis).  Во  времена  констанцского
собора отлученные делились на ехсоmmunicati tolerati,  над  которыми  не
было  произнесено  судебного  приговора  в  смысле  поименного   О.,   и
excommunicati vitandi,  sea  non  tolerati,  подвергшиеся  О.  поименно.
Подвергшийся анафеме лишался "права уст", т. е. лобзания и  разговора  и
всякого другого способа (письменного или знаками) общения с  верными.  С
ним  нельзя  было  вместе  молиться,  трапезовать,   спать   или   жить.
Анафематствованный не мог быть ни судьей, ни истцом по собственным  даже
делам, ни свидетелем, ни адвокатом, ни нотариусом, не мог ни вступать  с
кем-либо в договоры, ни составлять завещание. Пипин Короткий  постановил
презрителя церковного отлучения  предавать  гражданским  наказаниям.  По
законам Людовика Св. отлученный в течение года и  одного  дня  оставался
неприкосновенным для светского суда; но если в течение этого времени  он
не получал разрешения, то  светский  суд  имел  право  конфисковать  его
имущество и  заключить  его  самого  в  оковы.  По  закону  Фридриха  II
отлученный, пробывший в О. более шести недель, если затем в  продолжение

Страницы: «« « 2122   2123   2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130  2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь