|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 » »» однако, привести к печальному исходу. П. не принадлежал ни к какой
определенной группе и, не пытаясь примирить их воззрения каким-либо
эклектическим построением, склонен был видеть одни слабые их стороны.
Чуждый новому литературному направлению, П. вздумал бороться с ним
легким и модным оружием - насмешкой, сатирой, памфлетом. Этим оружием
успешно владели его противники, сильные другими сторонами своей
деятельности и, прежде всего - своей широкой популярностью; но
совершенно иным было положение П. Когда в журнале П., имевшем очень
слабый успех, начался, в конце 1861 г., ряд фельетонов за подписью:
Старая фельетонная кляча Никита Безрылов, уже невинной и благодушной
насмешки первого фельетона над литературными вечерами и воскресными
школами было достаточно, чтобы печать, с "Искрой" во главе, разразилась
против П. бурей негодования. Дальнейшая полемика привела к тому, что
редакторы "Искры" вызвали П. на дуэль, а авторитетная редакция
"Современника" объявила себя солидарной с яростной статьей "Искры" о
Безрылове. Глубоко потрясенный всем этим, П. порвал связи с Петербургом
и в начале 1862 г. переселился в Москву. Здесь, на страницах "Русского
Вестника", появился в 1863 г. его новый роман, задуманный за границей
(где. П.. во время лондонской выставки, познакомился с русскими
эмигрантами), начатый в Петербурге еще до разрыва с прогрессистами и
законченный в Москве под свежим впечатлением этого разрыва. Общепринятое
мнение о "Взбаламученном море", как о произведения грубо тенденциозном,
полемическом, даже пасквильном, требует некоторых оговорок. Современная
роману критика видела в нем "брань молодого поколения" (Зайцев в "Русск.
Слове", 1863, ј 10), "личную желчь, желание оскорбленного автора
ответить противникам, не признававшим его таланта" (Антонович в
"Соврем.", 1864, ј4); но все это применимо, до известной степени, только
к последней части романа; по признанию самого автора, "если здесь не
отразилась вся Россия, то зато тщательно собрана вся ее ложь".
Противники П. не отказывали ему, однако, в таланте: Писарев уже после
инцидента с "Искрой" ставил П. выше Тургенева и находил. что старое
поколение изображено в "Взбаламученном море" в гораздо более
непривлекательном виде, чем представители нового. Евпраксия -
положительное лицо романа, списанное с жены автора - противополагает
молодых идеалистов герою, который, во всех своих идеалистических и
эстетических метаниях, остается грубым материалистом. Вообще роман
написан слабо, но не лишен интересных образов (напр. Иона-циник). Из
Москвы П. прислал в "Отечественные Записки" новое произведение,
напечатанное в 1864 г. Это "Pyccкие лгуны" - "чисто рубенсовская
коллекция живых и ярких типов русского захолустного житья". П. стал было
заведовать беллетристическим отделом "Русского Вестника", но в 1866 г.
опять поступил на государственную службу. С переездом в Москву совпадает
поворот в направлении творчества и явное ослабление художественных сил
П. С этого времени им овладевает "памфлетическое отношение к сюжетам",
проникая собою не только боевые изображения современности, но и картины
отжившего быта. К последним относятся драмы, появившийся в 1866 - 68
г.г. в журнале "Всемирный Труд": "Поручик Гладков", "Самоуправцы" и
"Былые соколы". В 1869 г. появился в славянофильской "Заре" роман П. :
"Люди сороковых годов". Художественное значение романа незначительно;
яркими и интересными являются в нем только лица второстепенные; даже в
техническом отношении, в связи и расположении частей, он значительно
ниже прежних произведений автора. Общественные идеи сороковых годов и
представители обоих противоположных направлений, западничества и
славянофильства, не находят в авторе сочувствия; социальная проповедь
Жорж Санд и Белинского кажется его любимцу - эстетику, мистику и
идеалисту Неведомову - "писанием с чужого голоса", а по адресу
славянофилов устами здравомыслящего Зимина направляется упрек в незнании
народа - упрек, который П. повторял и впоследствии, видя в
славянофильстве одно "религиозно лингвистическое сантиментальничанье".
Весьма важны автобиографические элементы романа, на который П. не раз
указывал, как на дополнение к своей биографии. Здесь и его отец, в лице
полковника Вихрова, и его воспитание, гимназия и увлечение театром,
университет, студенческая жизнь, интерес к известной стороне
"жорж-сандизма" и многое другое, игравшее роль в жизни автора. Критика
отнеслась, в общем, неодобрительно к роману, не имевшему успеха и в
публике. Появившийся около того же времени немецкий перевод "Тысячи душ"
вызвал в Германии целый ряд сочувственных критических отзывов (Юлиана,
Шмидта, Френцеля и др.). Через два года ("Беседа", 1871) появился новый
роман П. : "В водовороте", где автор пытался "представить нигилизм,
осуществляемый в общественной среде". По своему литературному значению
этот роман еще ниже предыдущего. Затем П. обратился к новому предмету
обличения: ряд драм-памфлетов рисует, в грубых и мало реальных красках,
финансовых дельцов. "Подкопы" (комедия, в "Гражданине", 1873) - памфлет
настолько резкий, что цензура вырезала его из журнала - посвящены высшей
администрации; "Ваал", "Просвещенное время" ("Русский Вестник", 1873 и
75) и "Финансовый Гений" изобличают концессионеров, биржевиков,
капиталистов во всевозможных преступлениях. Пьесы эти сценичны и имели
успех, но "Финансовый Гений", показался редакции "Русского Вестника"
настолько слабым в литературном отношении, что его пришлось печатать в
маленькой "Газете Гатцука". В столь же незначительных органах появились
и два последние романа П. : "Мещане" ("Пчела", 1877) и "Масоны"
("Огонек", 1880). Первый посвящен изобличению все того же пошлого и
наглого "Ваала", противополагаемого стародворянскому культу условного
благородства, красоты и тонкого вкуса; автор мало знаком с подлинным
"мещанством", и потому отрицательные образы романа совершенно лишены тех
детальных, интимных черточек, которые только и могут сообщить
поэтической абстракции жизненность. В "Масонах" автор блеснул богатыми
историческими сведениями (Ему в этом отношении очень много помог Вл. С.
Сoловьeв), но роман мало занимателен и интересных фигур в нем, кроме
упомянутого выше полковника Марфина, почти нет. Успеха он не имел
никакого. "Я устал писать, а еще более того жить - писал П. Тургеневу
весной 1878 г., тем более, что хотя, конечно, старость - не радость для
всех, но у меня она особенно уж не хороша и исполнена таких мрачных
страданий, каких не желал бы я и злейшему врагу своему". Это тягостное
настроение владело П. еще с начала семидесятых годов, когда внезапно
покончил с собой его любимый сын, молодой математик, подававший надежды.
Тщетно боролась любящая семья с приступами возрастающей ипохондрии, к
которой присоединились еще и физические недуги. Светлыми моментами
последних лет жизни П. были празднование 19 января 1875 г. (на полтора
года позже, чем следует), в обществе любителей российской словесности,
Страницы: «« « 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |