Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2290   2291   2292   2293   2294   2295   2296   2297   2298  2299   2300   2301   2302   2303   2304   2305   2306   2307   2308  » »»

гордился, не выдержала окончательной пробы в Петербурге"  (Анненков).  В
1844 г. П. окончил курс университета; отца его в это время уже не было в
живых, мать  была  разбита  параличом;  средства  к  жизни  были  весьма
ограничены. В 1846 г.,  прослужив  два  года  в  палате  государственных
имуществ в Костроме и Москве, П. вышел в отставку и женился на Екатерине
Павловне Свиньиной, дочери  основателя  "Отечественных  Записок".  Выбор
оказался чрезвычайно удачным: семейная жизнь  внесла  много  светлого  в
судьбу П. В 1848 г. он  снова  поступил  на  службу,  чиновником  особых
поручений, к костромскому губернатору, затем был  асессором  губернского
правления (1849 - 53), чиновником главного управления уделов в Петербург
(1854 - 59), советником московского губернского правления (1866  -  72).
Служебная  деятельность,  окунув  П.  в   глубь   мелочей   повседневной
провинциальной жизни, оказала значительное влияние на материал  и  метод
его творчества. "Трезвость",  вынесенная  П.  из  университета,  окрепла
вдали от волнений напряженно культурной жизни. На  литературное  поприще
он выступил в первый раз с маленьким рассказом "Нина"  (в  журнале  "Сын
Отечества", ноль, 1848 г.). но первым произведением его  должно  считать
"Боярщину", написанную в 1847 г.  и,  по  воле  цензуры,  появившуюся  в
печати лишь в 1857 г.  Роман  этот  уже  проникнуть  всеми  характерными
особенностями таланта П.  :  чрезвычайной  выпуклостью,  даже  грубостью
изображения,  жизненностью  и  яркостью  красок,  богатством  комических
мотивов,   преобладанием   отрицательных    образов,    пессимистическим
отношением  к  устойчивости  "возвышенных"  чувствований,  и,   наконец,
превосходным, крепким и типичным языком. В 1850 г., войдя в  сношения  с
молодой  редакцией  "Москвитянина",  П.  послал  туда  повесть  "Тюфяк",
которая имела громкий успех и, вместе с "Браком до  страсти",  выдвинула
его в первые ряды тогдашних писателей. В 1850 -  54  гг.  появились  его
"Комик",  "Ипохондрик",   "Богатый   жених",   "Питерщик",   "Батманов",
"Раздел",  "Леший",  "Фанфарон"  -  ряд  произведений,  до  сих  пор  не
потерявших  неподражаемой  жизненности,  правдивости   и   колоритности.
Разнообразные моменты русской действительности, еще никем не затронутые,
явились  здесь  впервые   предметом   художественного   воспроизведения.
Напомним, для примера, что первый эскиз рудинского типа дан  в  Шамилове
за  четыре  года   до   появления   "Рудина";   ординарность   Шамилова,
сравнительно  с  блеском  Рудина,   хорошо   оттеняет   пониженный   тон
произведений П. Переселясь, в 1853 г., в  Петербург,  Писемсмй  произвел
здесь значительное впечатление своей  оригинальностью  и,  так  сказать,
первобытностью. Осторожность, с какой он уклонялся  от  теоретических  и
философских разговоров, "показывала, что отвлеченные идеи не имели в нем
ни ученика, ни поклонника"; идеи общепринятые и,  казалось,  бесспорные,
находили  в  нем  противника,  сильного  простым  здравым  смыслом,   но
совершенно неподготовленного к их усвоению". В материальном отношении П.
в Петербурге был стеснен; жизнь его  "подходила  к  жизни  литературного
пролетария". Служба  ему  не  удавалась,  писал  он  мало.  За  1854  г.
напечатаны в "Современнике"  Фанфарон"  и  в  "Отеч.  Зап."  "Ветеран  и
новобранец"; в 1855 г. - критическая статья о Гоголе, лучший рассказ  П.
из народного быта: "Плотничья артель" и повесть "Виновата ли  она";  оба
последних произведения имели большой успех;  и  Чернышевский,  в  обзоре
литературы за 1855 год. назвал повесть  П.  лучшим  произведением  всего
года.  Когда  в  1856   г.   морское   министерство   организовало   ряд
этнографических командировок  на  окраины  России,  П.  принял  на  себя
Астрахань и Каспийское побережье; результатом путешествия был ряд статей
в "Морском Сборнике" и "Библиотеке для Чтения". Весь 1857 г. П.  работал
над большим романом и, кроме путевых очерков, напечатал только небольшой
рассказ:  "Старая  барыня".  В  1858  г.  П.  принял  на  себя  редакцию
"Библиотеки для Чтения"; его "Боярщина" явилась, наконец, на свет,  а  в
"Отечественных Записках" был напечатан его chef d'oeuvre - роман "Тысяча
душ". Не прибавляя почти ни одной новой черты  к  облику  писателя,  уже
выразившемуся в его первых произведениях, роман.  как  наиболее  глубоко
задуманное и тщательно обработанное его произведение.  характернее  всех
остальных для художественной физиономии автора, "и прежде всего, для его
всепоглощающего  глубоко  жизненного  реализма,  не   знающего   никаких
сентиментальных   компромиссов".   В   широкую   картину    расшатанного
общественного строя провинции вставлены удивительные по  психологической
отделке портреты отдельных лиц. Все  внимание  публики  и  критики  было
поглощено героем, особенно историей его служебной деятельности. В фигуре
Калиновича все - в прямом несогласии с сущностью  романа  и  намерениями
автора, отрицавшего художественный дидактизм, - видели отражение  модной
идеи конца 50-х годов:  идеи  "благородного  чиновника",  изображенного,
здесь, однако, в довольно сомнительном свете.  Добролюбов,  находя,  что
"вся общественная сторона романа насильно пригнана к заранее  сочиненной
идее", отказался писать о нем. Настенька, по общему признанию
   - наиболее удачный положительный образ П. Быть  может,  благоприятные
внешние обстоятельства, ознаменовавшие эту эпоху в жизни  П.,  дали  ему
уже почти не  повторявшуюся  в  его  деятельности  способность  стать  и
трогательным, и мягким, и чистым в изображении рискованных моментов.  По
этой мягкости близка к "Тысяче душ"  небольшая,  но  сильная  и  глубоко
трогательная повесть: "Старческий грех" (1860). Еще ранее этой повести -
одновременно с романом -  напечатана  была  в  "Библиотеке  для  Чтения"
знаменитая драма П. : "Горькая судьбина". Основа пьесы взята  из  жизни:
автор участвовал в разборе подобного дела в Костроме. Конец пьесы - явка
Анания с повинной -  столь  законный  и  типичный  для  русской  бытовой
трагедии, в замысле автора был иной и в настоящем своем виде  создан  по
внушению артиста Мартынова. Вместе с первыми рассказами П.  из  народной
жизни, "Горькая судьбина"  считается  наиболее  сильным  выражением  его
реализма. В изображении великорусского мужика, в передаче народной  речи
Писемский никем ни раньше,  ни  позже  превзойден  не  был;  после  него
возврат к  пейзанам  Григоровича  стал  немыслимым.  Спускаясь  в  недра
народной жизни, П. оставлял свой обычный  скептицизм  и  создавал  живые
типы хороших людей, столь редкие и не всегда удачные в его произведениях
из быта культурных классов. Общий дух морали, разлитый в  мужицком  мире
"Горькой судьбины", неизмеримо выше удручающей атмосферы "Боярщины"  или
"Богатого жениха". Поставленная в  1863  г.  на  Александрийской  сцене,
драма П. имела чрезвычайный успех и до "Власти тьмы" была единственной в
своем роде мужицкой драмой, привлекающей внимание обширной публики.
   Конец пятидесятых и начало шестидесятых годов были апогеем славы П. К
известности    талантливого    писателя     присоединилась     репутация
замечательного чтеца; блестящий и авторитетный критик, Писарев, посвящал
ему хвалебные  этюды;  он  был  редактором  большого  журнала.  Коренное
противоречие между духом этой эпохи и  мировоззрением  П.  должно  было,

Страницы: «« « 2290   2291   2292   2293   2294   2295   2296   2297   2298  2299   2300   2301   2302   2303   2304   2305   2306   2307   2308  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь