Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 » »» Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, и оркестровые сочинения собственно русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и друг. В половине 70-х годов, М.А. Балакирев, по расстроенному здоровью, принужден был на время отказаться от общественной деятельности. В 1883 г. М. А. был назначен Государем Императором заведовать придворной певческой капеллой, в которой, благодаря ему, школьное дело поставлено ныне на прочных педагогических основаниях; им выработана программа научных классов; Б. взял в свои руки музыкальное дело, пригласив к себе помощником Н. А. Римского-Корсакова, занимающего должность инспектора музыкальных классов. При Б. здание певческой капеллы перестроено заново; изящный внешний вид здания, роскошь (залы) и обширность помещения для учащихся не оставляют желать лучшего. Особенное внимание обращено Б. на развитие оркестрового класса в капелле; цель эта практическая и, без сомнения, окажет благотворное влияние на тех, которые вследствие потери голоса должны прекратить свои занятия в хоре; им представится, в таком случай, возможность нового заработка, который удержит их в привычной среде и устранит необходимость искать себе занятие в какой-либо другой, чуждой для них специальности. В придворной певческой капелле существует в настоящее время вполне самостоятельный оркестр. Композиторская деятельность М.А. Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепьянных и вокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровые: музыка к королю Лиру (1860 г.), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856 г.); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 г., а вторая, под названием "Русь", написана в 1862 г. на открыт памятника тысячелетия России, в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма "Тамара" (на текст Лермонтова), исполненная в 1-й раз в концерте Беспл. музык. школы, в 1882 г. Из фортепьянных сочинений Балакирева известны: две мазурки (As-dur и H-moll), скерцо, фантазия "Исламей" на восточные темы ( 1867 г.); им же переложены для фортепьяно в две руки: "марш Черномора" из оп. "Руслан и Людмила", "Песня жаворонка" Глинки, увертюра (вступление) ко второй части "La Fuite en Egypte" соч. Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), "Арагонская хота" Глинки. В четыре руки: "Князь Холмский", "Камаринская", "Арагонская хота", "Ночь в Мадриде" Глинки. Из вокальных сочинений Б. большою популярностью пользуются романсы и песни ("Золотая рыбка", "Приди ко мне, "Введи меня, о ночь, тайком", "Исступление", "Взошел на небо месяц ясный", "Слышу ли голос твой", "Еврейская мелодия", "Грузинская песня" и проч.) - числом 20. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является "Сборник русских народных песен", изданный Б. в 1866 году (всех песен 40). Дарование М.А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Б. своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом. Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) - народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Б. состоит из кузова с треугольной декой грифа, делается из соснового дерева и размеры ее уклоняются, от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах. Длина кузова с грифом - 30 дюймам, наибольшая ширина треугольной деки в нижной ее части = 16 дюймам, наименьшая в верхней части = 2 дюймам. Шесть миндалевидных отверстий на верхней стороне деки, сходящихся в одном общем центре (в виде звездочки), имеют тоже значение, что вырезки в деке скрипки и называются эсами (S). По номенклатуре знатока наших народных инструментов Н.В. Лисенко эта звездочка называется голосником. По словам Н.Е. Симакова иногда отверстия в голоснике круглы. Три колка в голове грифа служат для наматывания кишечных струн, направленных через подставку, помещаемую ниже голосника, к выступу на нижней широкой части кузова, где они закрепляются. Гриф перетянут на известном расстоянии четырьмя цветными струнами для обозначения ладов. По исследованиям Мих. Петухова и П. Штейнберга, сделанным в музее с.-петербургской консерватория, основной тон кузова c в одночертной или так называемой первой октаве (обозначение по Гельмгольцу, см. его "Учение о звуковых ощущениях", стр. 24). Естественно, что Б., как инструмент народный, сделанный неискусной рукою, не может иметь математически верного основного тона своего резонансного ящика, что не всегда достигается даже при изготовлении скрипичных кузовов опытными мастерами. Первые две струны Б. строятся в унисон, а 3-я в квинту, т.е. первые две строятся в с, а третья в g. Игра на Б. производится правой рукой на щипок и бряцая, потряхивая кистью, а левой рукой прижимают струны на грифе, перебирая пальцами. Для произведения большего эффекта, балалаечник щелкает по кузову инструмента четырьмя пальцами дробью. Балалаечники часто соединяются в хоры, разъезжая по крупным ярмаркам. Хоры эти, состоят из мужчин в женщин, которые лихо пляшут под звуки Б. и звуки хорового пения. Когда и кем изобретена Б. неизвестно. Некоторые ученые видят в Б. видоизмененную домру или домбры, до сих пор существующую у киргиз-кайсаков и отличающуюся от Б. тем, что нижний край ее треугольной деки гораздо короче балалаечного и что она имеет только две струны, строящиеся в квинту, некоторые писатели по музыке полагают, что Б. изобретена самими русскими во время татарского владычества, или, по крайней мере, заимствована от татар. Б., как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейших музыкальных инструментов, что свидетельствует и арабский историк ИбнФацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 г. волжскую Болгарию и видевший как заезжие "руссы" хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили: "крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент" - "eine Laute", в переводе Фрэна, по мнению А. Котляревского - "балалайку", чтобы, по языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте. В восьмидесятых годах образовался кружок любителей игры на балалайках. В.В. Андреев, основатель этого кружка, подал мысль инструментальному мастеру Ф. Пасербскому построить Б. из лучшего материала, сделав кузов ее из бука и значительно увеличив его, а деку - из ели. Гриф, по указаниям г. Андреева, был укорочен, струны натянуты скрипичные и гитарные. По образцу обыкновенной Б., г. Пасербским построены Б. трех различных форматов, который составляют пропорциональные уменьшения и увеличения обыкновенного типа. Таким образом были построены Б.: пикколо (самая маленькая), прима (обыкновенная Б.), альт и бас - увеличенные балалайки. Страницы: «« « 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |