Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 238   239   240   241   242   243   244   245   246  247   248   249   250   251   252   253   254   255   256  » »»

Большого  театра  и  посещались,  главным  образом,  только   присяжными
балетоманами.  Из  танцовщиц  этой  эпохи  отметим:  Прихунову,   Ришар,
Амосовых 1-ую и 2-ую, Санковскую, Макарову, Никитину, Радину,  Снеткову,
Шлефохт, Суровщикову, также и др.; из танцовщиков  выдавались:  Алексис,
Фредерик, Флери, Гольц, Герино (1834 - 36), Иогансон, Стуколкин,  Петипа
(с 1847), Пeppo (1848), Кшесинский (1853) и др. О балетах 40-х годов наш
знаменитый критик В. Белинский нередко писал критические статьи; так, он
писал: о Тальони, Герино и Санковской. В царствование  Александра  II  в
направлении  балета  замечается   стремление   выдвигать   отечественные
таланты. Целый ряд талантливых русских танцовщиков и танцовщиц  украшали
балетную сцену,  многие  из  них  еще  и  теперь  продолжают  с  успехом
выступать. Хотя в постановки Б. начала соблюдаться большая экономия, все
же опытность и энергия нашего известного  балетмейстера  Mapиyca  Петипа
давала возможность и при небольших затратах прилично и изящно обставлять
балеты, успеху которых не  мало  способствовали  превосходные  декорации
наших известных художников: Бочарова, Шишкова и  Антония  Вагнера  (род.
1810, умер 1886). Танцы берут верх над пластикой и мимикой и превосходно
ставятся балетмейстерами: Перро (1849 - 1859), Сен-Леон (1859 - 1869)  и
Петипа (с 1869 г.). Сен-Леон сюжеты своих балетов заимствовал из русских
сказок, таковы: "Конек Горбунок" (1864), выкроенный из сказки Ершова,  и
"Золотая рыбка" (1867), а Петипа по случаю войны 1878 г. поставил  балет
"Роксана", на славянский сюжет. Из  первых  танцовщиц  отметим:  Надежду
Богданову, Муравьеву, Петипа, Прихунову, Кеммерер,  Мадаеву,  Канцыреву,
Вазем, Вергину, Евг. Соколову, Горшенкову, Никитину, Иогансон, Петипа (с
1879 г. ); выдающихся танцовщиков хотя и было менее,  но  все  же  между
ними было не мало даровитых,  таковы:  Фредерик,  Иогансон,  Кшесинский,
Петипа, Стуколкин 1-й, Гольц, Гердт, А. Богданов и  др.  Из  иностранных
знаменитых  балерин  в  Спб.  с  успехом  танцевали:  Черито,  Феррарис,
Гранцова,  Сальвиони,  Стефанская  и  др.  Ныне  балеты  даются  в  Спб.
Мариинском  театре  два  раза  в  неделю  (по  средам  и  воскресеньям).
Балетмейстером состоит по прежнему талантливый Mapиус Петипа. Дирижируют
оркестром по очереди: Папков и Дриго. В последнее  десятилетие  дирекция
обратила особенное внимание на постановку Б. Прима-балерины, одна другой
талантливее,  украшают  нашу  балетную  сцену.  Заслуженным  успехом   в
Петербурге  пользуются:  Никитина,  Вазем,  Евг.  Соколова,  Горшенкова,
Петипа, Недремская, Жукова, Оголейт, Иогансон, Андерсон  и  др.  Столицу
также  посетили  многие  иностранные  балерины,  из  которых  выдающихся
успехом пользовались: Бессонэ, Корнальба и Виржиния Цукки. С 1888 г.  на
вашей сцене танцует весьма  талантливая  итальянская  балерина  Брианца,
которая пользуется ныне (сезон 1890 г., осень)  значительным  успехом  в
новом балете: "Спящая  красавица",  музыка  к  которому  написана  нашим
знаменитым композитором Чайковским. Успех с ней в этом балете делит г-жа
Никитина, столь же прекрасная танцовщица, как и мимистка. На характерные
и мимические роли приглашена французская балерина театра "Grande  Opera"
г-жа Лаус. Из иностранных  танцовщиков  отметим  гг.  Чекетти  и  Бекефи
(характерные танцы).  Мужской  персонал  балета,  хотя  и  имеет  видных
представителей,  но  большинство  артистов  те  же,  что  и  в  минувшее
царствование. В Москве балетмейстером состоит г. Мендес (ученик Тальони)
- весьма умелый и знающий хореограф. Из танцовщиц отметим,  пользующуюся
значительным успехом  г-жу  Гейтен,  а  также  грациозных:  Калмыкову  и
Бармину, а из танцовщиков - гг. Гельцера (мим)  и  Домашева.  От  балета
начинают теперь требовать серьезной мимики, без которой он не может быть
введен в сферу драматического  искусства.  На  одних  танцах,  очевидно,
оставаться нельзя, нужна еще искусная игра.

   Литература. I. Menestrier, "Des Ballets anciens et modernes"  (Париж,
1682); Кагюсак, "Traite de la Danse ancienne et moderne" (Париж, 1753, 3
тома); Noverre, "Lettres sur les arts imitateurs  et  sur  la  danse  en
particulier" (Париж, 1807); ero же,  "Lettres  sur  la  danse,  sur  les
Ballets et sur les arts" (Спб. 1804); Castel Blaze,  "La  danse  et  les
Ballets, depuis Bacchus jusqu'a mlle  Taglionis"  (Париж,  1832);  Фосс,
"Der Tanz  und  seine  Geschichte"  (Берлин,  1868);  "Les  origines  de
l'Opera, le Ballet de la reine" (Париж, 1869); Chouquet, "Histoire de la
musique dramatique" (Париж, 1873); Czerwinski, "Brevier  der  Tanzkunst"
(Лейпц.,  1880),  Bougin,  "Dictionnaire  Historique  du  theatre  etc."
(Париж, 1884); также см. "La Grande  Encylopedie"  (Париж,  т.  6,  стр.
155).
   II. "Б. в Италии, за 80 лет в Лондоне и за 60 лет в Вене" ("Репертуар
и Пантеон", 1842, VIII и XII); М. К., "Б. у  римлян  и  Б.  в  настоящее
время" (ibid.,  1843,  X);  "История  танцевания  и  Б.  по  розысканиям
французов и англичан" (ibid., 1850, III, 1 - 16; IV, 1 - 20, VII,  23  -
42);  Ф.  Кони,  "Б.  в  С.-Петербурге"  (ibid.,  1850,  кн.  III);   П.
Глушковский, "Б. в России и знаменитый хореограф К.  Л.  Дидло"  (ibid.,
1851 года, ј ј IV, VIII и XIII); В. Зотов, "Б. в Спб. Беглый  взгляд  на
его историю" (сезон 1853 - 1854; ibid., 1854, III); П. Арапов, "Летопись
русского театра" (Спб., 1861); А. Вольф, "Хроника петербургских театров"
(Спб., часть 1 и 2, 1877; часть  З,  1884);  Скальковский,  "Балет,  его
история и место в ряду изящных искусств" (Спб., 1882; 2-е изд. 1886).
   Балканский полуостров -  юго-вост.  оконечность  Европы,  на  которой
расположены европейские владения Турции, княжество Болгария, королевства
Сербия и Греция и  занятые  Австрией  по  Берлинскому  трактату  области
Босния и Герцеговина.
   Балкон  (французское  balcon)  -   выступающая   на   фасада   здания
прямоугольная  или  полукруглая  площадка,   обнес„нная   реш„ткой   или
балюстрадой. В зависимости от этажа и от обработки фасада балконы своими
внешними частями или опираются на колонны или же делаются висячими, т.е.
устраиваются на  металлических  кронштейнах  или  на  выпущенных  впер„д
концах балок, а также  на  заделанных  одним  концом  в  каменную  стену
рельсах. Устройство их бывает весьма различно. Самое прочное заключается
в том, что в каменную  стену,  по  всему  протяжению  будущего  балкона,
заделывают одним концом в стену  несколько  рельсов;  располагаются  они
между собою на расстоянии от 12 верш. до 1 арш. и выпускаются наружу  от
1-го до и 1/2  аршина.  Свободные  наружные  концы  рельсов  стягиваются
полосовым  железом,  а  промежутки  между  ними  заполняются  сводиками,
сложенными толщиною в полкирпича на портландском цементе. Снизу  сводики
подштукатуриваются, а сверху выстилаются, по забутке,  каменной  лещадью
или какими-нибудь искусственными плитками, напр. очень прочными плитками
"Метлахского" завода. - Стойки реш„тки укрепляются в концы рельсов или в
полосовое железо, а концы е„  поручня  заделываются  в  каменную  стену.
Реш„тка обыкновенно  красится  масляной  краской.  Такие  балконы  очень

Страницы: «« « 238   239   240   241   242   243   244   245   246  247   248   249   250   251   252   253   254   255   256  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь