Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 235   236   237   238   239   240   241   242   243  244   245   246   247   248   249   250   251   252   253  » »»

матерчатый, каменный, деревянный  или  металлический  навес  на  четыр„х
столбиках, который собственно никакого полезного назначения не  имеет  и
применяется преимущественно в виде украшения или в  тех  случаях,  когда
нужно подчеркнуть особенную святость или почетность  места.  Вот  почему
балдахины помещаются обыкновенно в церквах над алтарными престолами  или
над особо почитаемыми святынями; во дворцах над тронами  и,  наконец,  в
разных общественных зданиях над статуями и бюстами великих  общественных
деятелей  и  тому  подобными   почитаемыми   предметами.   Происхождение
балдахинов надо искать в древнем Востоке, где,  как  мы  это  видим,  на
ассировавилонских  и  древнеперсидских  барельефах,  над  царем   носили
большой зонтик, который на воздухе защищал его от дождя и  зноя.  Зонтик
этот мало по малу перешел в тот великолепный балдахин,  который  в  наше
время носят над государями при коронациях. На восточное начало балдахина
указывает также само происхождение этого слова,  потому  что  baldakinus
некоторые производят от  "Балдук"  или  "Балдак",  как  в  средние  века
назывался  Вавилон,  а  другие  от  Багдада,  по   итальянски   Baldacco
(Бальдакко).
   Несмотря на одну и туже основную форму - навес на  четырех  столбиках
или просто навес, приделанный  к  стене,  балдахины  отличаются  крайним
разнообразием, что зависит,  во  1-х,  от  материала,  из  которого  они
исполняются, а во 2-х, от их архитектурного стиля.
   Всемирной  известностью  пользуется  громадный   бронзовый   балдахин
главного престола храма св. Петра в Риме. Он был отлит  в  XVII  в.  при
папе Урбане VIII архитектором Берники из бронзовых  розеток,  украшавших
некогда кессоны Пантеона, и  имеет  около  пятнадцати  саж.  высоты.  Он
состоит из четырех витых колонн, которые  поддерживают  весьма  вычурный
верх, увенчанный четырьмя изогнутыми ребрами,  сходящимися  под  яблоком
креста.
   Балеарские о-ва - группа островов в Средиземном  море.  Важнейшие  из
них: Майорка, Минорка и Кабрера, которые  вместе  с  Питиусскими  о-вами
составляли прежде отдельное королевство Майорка,  а  теперь  принадлежат
Испании и образуют так наз. провинцию Б. островов, занимающую площадь  В
4817,4 кв. км. С 306847 жит. (1884), из кот. 668,4 кв. км. с 24466  жит.
приходится на Питиусские  о-ва.  Главным  городом  в  Maйорке  считается
Пальма. Несмотря на то, что о-ва между  собой  и  от  материка  отделены
обширными водными пространствами, разница как во флоре и фауне, так и  в
характере местного населения замечается  небольшая.  Поверхность  вообще
гориста (только на Минорке и Maйорке имеются более значительные равнины)
и представляет плодородную почву, которой недостает только влаги,  чтобы
быть одной  из  самых  плодородных  провинций  Испании.  Только  Кабрера
(Сарraria), названная так  по  огромным  стадам  разводимых  здесь  коз,
остается невозделанной и служит местом ссылки.  Климат  повсюду  мягкий,
теплый и влажный, несмотря на малое количество  дождей  летом,  и  очень
благоприятен для зимнего пребывания, вследствие незначительных колебаний
температуры. За последние семь лет средняя  температура  18ё  Ц.  Жители
занимаются земледелием, садоводством и виноделием, причем маслины, вино,
миндаль и винные ягоды (фиги) представляют главнейшие продукты, а также,
отчасти, занимаются и скотоводством (свиньи и  козы),  рыбной  ловлей  и
торговлей. Говорят на особом наречии, наз. Майоркино,  очень  близком  к
каталонскому, и имеющем свою  собственную  литературу,  (преимущественно
стихи) - Два о-ва, принадлежащие  к  группе  Питиусских  (т.е.  сосновых
о-вов), суть: Ивиса, с одноименным глав. городом и портом, и Форментеро,
т.е. пшеничный о-в, с отдельными мызами хлебопашцев. Оба острова  богаты
хлебом, льном и коноплей, вином, маслинами, южными фруктами  и  особенно
фигами, а также доставляют для вывоза много соли.
   Уже в глубокой древности Б. были посещаемы финикиянами  и  греками  с
о-ва Родоса; даже свое название они получили от греческого слова ballein
- бросать,  метать,  так  как  жители  этих  о-вов  считались  искусными
пращниками, и пользовались,  благодаря  этому,  большим  почетом  как  в
войсках Аннибала, так и позднее в римской армии. Долгое время находились
эти о-ва под владычеством карфагенян, и  только  в  123  г.  до  Р.  Х.,
благодаря Авлу Цецилию Метеллу (Balearicus), были присоединены к Римской
монархии. В 426 после Р. Х. они попали под владычество  вандалов,  затем
вестготов.  При  Юстиниане  I  перешли  во  владение  Восточной  Римской
империи, при Карле Великом - к франкам, в 798 г. - к арабам.  Покоренные
в 1208 - 20 г. Яковом Арагонским, после его смерти образовали в 1276  г.
собственное королевство (Еl Reyno de Mallorca), соединившееся в 1333  г.
с Арагонией. С  1708  по  83  г.  Минорка  была  во  владении  англичан.
Подробное  описание  Б.  находится   в   роскошно   изданном   сочинении
(анонимном) эрцгерцога Людовика Сальватора: "Die В., in  Wort  und  Bild
geschildert" (3 т., Лейпц., 1869  -  81),  не  поступившем,  впрочем,  в
продажу.
   Балет (от ballare  -  танцевать).  -  Так  называются  сопровождаемые
музыкой  театральные   представления,   в   которых   действующие   лица
посредством мимических движений и танцев выражают  различные  характеры,
мысли  и  страсти.  Б.  принадлежит  к  разряду  пластических  искусств,
основные элементы которого: танцы, пластика и  мимика.  Б.  есть  своего
рода драма, за отсутствием живого  слова  выраженная  в  грациозных  или
выразительных движениях, игре лица, красивых жестах и, наконец,  танцах.
Начало Б. теряется в  глубокой  древности.  Многие  писатели  видят  его
происхождение  в  религиозных  танцах   евреев   и   египтян,   которыми
сопровождались их религиозные  торжества:  танцами  египтяне  изображали
движение небесных светил, у евреев царь Давид танцевал с левитами, когда
скинию Завета переносили из Обедедона в Иерусалим. До XIII в.  танцевали
в латинских и греческих церквах, да и до сих пор танцуют  в  религиозных
процессиях не только на Востоке, но даже в Испании и  Португалии.  Б.  у
греков всегда сопровождал их  комедии  и  трагедии,  но  общей  связи  с
главным действием  не  имел,  а  был  только  дивертисментом.  У  римлян
существовали  религиозные  пляски,  по  преданию,  установленные   Нумой
Помпилием в честь Марса (известны пляски салийских жрецов),  но  в  этих
плясках не было той целомудренности, которой отличались греческие танцы.
Вот как описывает Тацит пляску сбора винограда:  в  великолепных  садах,
при свете тысяч факелов, прикрытые звериными  шкурами,  римские  жены  и
девы дикими кликами  призывали  Бахуса,  топаньем  босых  ног  изображая
выжимание винограда; среди них Мессалина с  распущенными  косами  махала
тирсом в то время, когда ее любовник Силий венчал  себе  голову  плющем.
Всем  действующим  лицам  в  этих  празднествах  имп.  Клавдий  приказал
отрубить головы. В царствование Августа мимы Батилл  и  Пилад  завоевали
всеобщее внимание своими балетными представлениями.  Пиладу  из  Киликии
приписывают изобретение патетического и трагического балета. Б.  Батилла

Страницы: «« « 235   236   237   238   239   240   241   242   243  244   245   246   247   248   249   250   251   252   253  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь