Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 236   237   238   239   240   241   242   243   244  245   246   247   248   249   250   251   252   253   254  » »»

Александрийского отличался комизмом и веселостью.  Ни  у  греков,  ни  у
римлян Б. не имел самостоятельного значения,  а  являлся  интермедией  в
драматических зрелищах. С падением Рима Б. искусство замирает на  тысячу
лет и возрождается только к концу XV и началу XVI вв. в Италии.  В  1489
году герцогу миланскому был дан Б. по случаю женитьбы  его  на  Изабелле
Арагонской. Во Франции Б. введен Бальтазарини, капельмейстером Екатерины
Медичи. В 1581 г. он поставил в Лувре Б. "Цирцея и ее  нимфы",  стоивший
3600000 ливров. С тех пор Б.  вошел  в  большую  моду.  Редкий  праздник
обходился без балета, в котором нередко участвовали  сами  короли  и  их
вельможи. Генрих IV и его  министр  Сюлли  танцевали  в  Б.,  сочиненном
сестрой короля. В XVII в. введены в Б.  значительные  усовершенствования
Оттавио  Ринуччини,  который  пользовался  поддержкой  Марии  Медичи   и
Ришелье. Последний ставил при С. Жерменском  дворе  роскошные  Б.  и  на
одном из них (1625) танцевал сам Людовик XIII. Тринадцатилетний  Людовик
XIV танцевал в  Б.  "Кассандра",  и  впоследствии  любил  участвовать  в
балетах. Когда во Франции появилась опера, то балет вошел в  ее  состав.
Первая попытка в этом роде сделана  Кино  (Quinault)  в  его  "Fetes  de
Bacchus  et  de  l'Amour"  (1671).  В  произведениях  Кино  Б.  подчинен
музыкальной части и входит в  оперу  как  вставной  элемент  под  именем
"Divertissement" и "Fetes".  До  Кино  женские  роли  в  Б.  исполнялись
мужчинами, а при нем в первый раз в Б. "Триумф любви"  (1681)  появились
четыре миловидных танцовщицы. Балет сам по себе имел мало драматического
выражения и нуждался еще в пояснениях посредством пения и речитативов. В
1697 г. Ламот преобразовывает Б., вводя в него драматическое действие  и
страстные положения.  Его  Б.  "L'Europe  galante"  послужил  прототипом
современных  балетов.  Самостоятельное  значение  придал  Б.  Новерр  из
Штутгарта с 1763, окончательно отделив его от оперы постановкой акта  из
балета "Medee et Jason". Новерр первый поставил Б. в  связи  с  античной
пантомимой  и  дал  танцам  центральное  значение  в  Б.,  подчинив   им
мимикопластический  элемент.  Мифологические  Б.,  остаток  версальского
величия, пришел в совершенный  упадок  во  времена  консульства,  будучи
вытеснен комическими Б. вроде: "La fille mal gardee",  "Arlequinades"  и
т.п. В XIX веке новую  жизнь  в  Б.  вдохнул  Галеотти,  в  Копенгагене,
который  сделал  попытку  вернуть  Б.  к  чисто   драматикопластическому
принципу и в противоположность Новерру подчинил ему и танцы, не давая им
перевеса, отчего Б. принял характер  ритмическо-пластической  пантомимы,
но  этот  опыт,  за  раннею  смертью   Галеотти   (1817),   не   получил
распространения дальше Копенгагена.  Опыты  в  этом  направлении  дольше
всего продолжались на миланской сцене, где посредством пантомим пытались
изобразить  трагические  сюжеты,  переделав   в   Б.   даже   "Гамлета".
Блистательная эпоха балетов началась с 30-х годов нынешнего  столетия  и
роскошь постановки их почти на всех европейских  сценах  обусловливается
правительственными субсидиями.
   В музыкальном отношении балетная музыка сильно подвинулась  вперед  в
XIX ст. Как на пример, можно указать  на  Б.  "Прометей"  Бетховена,  на
французские Б. Адана, Делиба, на балетную музыку в очень многих новейших
операх: Мейербера, Обера, Галеви, Николаи,  Гуно,  Бизе,  Тома,  Масснэ,
Бойто, Верди, Понкиелли, Монюшко, Гроссмана и друг., на ту же  музыку  в
симфонических сочинениях Берлиоза ("Damnation  de  Faust"),  Мендельсона
("Sommernachtstraum"), на знаменитый  "Invitation  a  la  danse"  Вебера
(вальс этот с оркестровкой Берлиоза вставлен в оперу "Фрейшютц") и проч.
В большинстве русских  оперных  произведений  балетная  музыка  занимает
видное место, как напр. в операх  Глинки,  Верстовского,  Даргомыжского,
Серова,   Чайковского,   Римского-Корсакова,   Бородина,    Рубинштейна,
Направника, Соловьева и друг.
   В России балеты, как самостоятельные сценические произведения  писали
и пишут: Серов (народные танцы), Пуньи ("Конек Горбунок", "Дочь фараона"
- лучшие балеты), Минкус  ("Роксана"),  Чайковский  ("Лебединое  озеро",
"Спящая  красавица"),  Рубинштейн  ("Виноградная   лоза"),   М.   Иванов
("Весталка"), Фитингоф-Шелл ("Гарлемский тюльпан") и проч.
   Начало Б. в России относится к XVIII  в.,  хотя,  танцы,  несомненно,
существовали у нас с первобытных времен, о чем можно судить, отчасти, по
фрескам  КиевоПечерского  собора  XII   в.,   на   которых   сохранились
изображения  танцующих.  Духовенство  считало  пляски  делом   зазорным,
бесовским и всячески осуждало  танцы:  "како  зла  вещь  есть  плясание,
колико  есть  мерзко  перед  Господом  от  видения  является"   (Великое
зерцало); на  картинках  страшного  суда  (см.  Д.  Ровинский,  "Русские
народные  картинки")  пляшущие  показаны   в   аду.   По   свидетельству
Рейтенфельса ("De rebus Mosckovitis", Patav., 1680, p. 105) первый Б.  в
России был поставлен в царствование Алексея  Михайловича  в  субботу  на
масленице 1675 г. И.Е. Забелин ("Домашний быт  русских  цариц",  Москва,
1872, 2-ое изд. ) относит это "комедийное действо" к масленице 1672  г.,
когда суббота этой недели приходилась на 17-е февраля, с  которого  дня,
по его мнению, и должна начинаться история нашего театра (стр. 479).
   Перед началом спектакля на сцену вышел актер, изображавший  Орфея,  и
пропел  немецкие  куплеты,  переведенные  царю  толмачами,   в   которых
превозносились прекрасные свойства  души  Алексея  Михайловича.  По  обе
стороны  Орфея  стояли  две  украшенные  транспарантами   и   освещенные
разноцветными  огнями  пирамиды,  которые  после  песни   Орфея   начали
танцевать. Описанные  Рейтенфельсом  подвижные  пирамиды,  вероятно,  те
самые, которые в числе  театральных  вещей  перевозились  из  комедийной
хоромины села Преображенского (по указу Алексея Михайловича от 23 января
1673 г.) во вновь устроенное для театра помещение в Кремлевском  дворце,
что "над аптекою"; в перечне вещей сказано: "выкрашены  голубцом  четыре
балеты" (Забелин, стр. 485). Подобное зрелище вряд ли может быть названо
Б., так как только при  Петр  I  Великом  на  Руси  появляются  танцы  в
настоящем значении этого слова: были введены менуэты, контрдансы и  т.п.
Настоящий Б. у нас заводится в царствование Анны Иоановны, когда в  1735
г. был приглашен в столицу композитор  Франческо  Арайя.  Раз  в  неделю
представлялись итальянские интермедии с Б., в котором  танцевали  кадеты
сухопутного корпуса (ныне Павловское военное училище и 1-й корпус),  под
руководством  балетмейстера  Р.  Фузано  (Фоссано),  с  1736  г.   Между
воспитанниками лучшим  танцором  был  Чоглоков,  впоследствии  камергер.
Танцам обучал знаменитый  танцовщик  Ланде,  ловко  сумевший  приобрести
расположение всесильного Бирона и  через  то  пользоваться  милостями  и
вниманием императрицы. С особенною роскошью Б. ставились в  царствование
Елисаветы Петровны. Кадеты: Бекетов, Мелисино, Свистунов,  Остервальд  и
др.  были  весьма  искусны  в  танцах.  Бекетов,  впоследствии   фаворит
Елисаветы, пользовался особенной благосклонностью  императрицы,  которая
сама одевала красивого юношу,  превосходно  исполнявшего  женские  роли.

Страницы: «« « 236   237   238   239   240   241   242   243   244  245   246   247   248   249   250   251   252   253   254  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь