|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 » »» Александрийского отличался комизмом и веселостью. Ни у греков, ни у
римлян Б. не имел самостоятельного значения, а являлся интермедией в
драматических зрелищах. С падением Рима Б. искусство замирает на тысячу
лет и возрождается только к концу XV и началу XVI вв. в Италии. В 1489
году герцогу миланскому был дан Б. по случаю женитьбы его на Изабелле
Арагонской. Во Франции Б. введен Бальтазарини, капельмейстером Екатерины
Медичи. В 1581 г. он поставил в Лувре Б. "Цирцея и ее нимфы", стоивший
3600000 ливров. С тех пор Б. вошел в большую моду. Редкий праздник
обходился без балета, в котором нередко участвовали сами короли и их
вельможи. Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в Б., сочиненном
сестрой короля. В XVII в. введены в Б. значительные усовершенствования
Оттавио Ринуччини, который пользовался поддержкой Марии Медичи и
Ришелье. Последний ставил при С. Жерменском дворе роскошные Б. и на
одном из них (1625) танцевал сам Людовик XIII. Тринадцатилетний Людовик
XIV танцевал в Б. "Кассандра", и впоследствии любил участвовать в
балетах. Когда во Франции появилась опера, то балет вошел в ее состав.
Первая попытка в этом роде сделана Кино (Quinault) в его "Fetes de
Bacchus et de l'Amour" (1671). В произведениях Кино Б. подчинен
музыкальной части и входит в оперу как вставной элемент под именем
"Divertissement" и "Fetes". До Кино женские роли в Б. исполнялись
мужчинами, а при нем в первый раз в Б. "Триумф любви" (1681) появились
четыре миловидных танцовщицы. Балет сам по себе имел мало драматического
выражения и нуждался еще в пояснениях посредством пения и речитативов. В
1697 г. Ламот преобразовывает Б., вводя в него драматическое действие и
страстные положения. Его Б. "L'Europe galante" послужил прототипом
современных балетов. Самостоятельное значение придал Б. Новерр из
Штутгарта с 1763, окончательно отделив его от оперы постановкой акта из
балета "Medee et Jason". Новерр первый поставил Б. в связи с античной
пантомимой и дал танцам центральное значение в Б., подчинив им
мимикопластический элемент. Мифологические Б., остаток версальского
величия, пришел в совершенный упадок во времена консульства, будучи
вытеснен комическими Б. вроде: "La fille mal gardee", "Arlequinades" и
т.п. В XIX веке новую жизнь в Б. вдохнул Галеотти, в Копенгагене,
который сделал попытку вернуть Б. к чисто драматикопластическому
принципу и в противоположность Новерру подчинил ему и танцы, не давая им
перевеса, отчего Б. принял характер ритмическо-пластической пантомимы,
но этот опыт, за раннею смертью Галеотти (1817), не получил
распространения дальше Копенгагена. Опыты в этом направлении дольше
всего продолжались на миланской сцене, где посредством пантомим пытались
изобразить трагические сюжеты, переделав в Б. даже "Гамлета".
Блистательная эпоха балетов началась с 30-х годов нынешнего столетия и
роскошь постановки их почти на всех европейских сценах обусловливается
правительственными субсидиями.
В музыкальном отношении балетная музыка сильно подвинулась вперед в
XIX ст. Как на пример, можно указать на Б. "Прометей" Бетховена, на
французские Б. Адана, Делиба, на балетную музыку в очень многих новейших
операх: Мейербера, Обера, Галеви, Николаи, Гуно, Бизе, Тома, Масснэ,
Бойто, Верди, Понкиелли, Монюшко, Гроссмана и друг., на ту же музыку в
симфонических сочинениях Берлиоза ("Damnation de Faust"), Мендельсона
("Sommernachtstraum"), на знаменитый "Invitation a la danse" Вебера
(вальс этот с оркестровкой Берлиоза вставлен в оперу "Фрейшютц") и проч.
В большинстве русских оперных произведений балетная музыка занимает
видное место, как напр. в операх Глинки, Верстовского, Даргомыжского,
Серова, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рубинштейна,
Направника, Соловьева и друг.
В России балеты, как самостоятельные сценические произведения писали
и пишут: Серов (народные танцы), Пуньи ("Конек Горбунок", "Дочь фараона"
- лучшие балеты), Минкус ("Роксана"), Чайковский ("Лебединое озеро",
"Спящая красавица"), Рубинштейн ("Виноградная лоза"), М. Иванов
("Весталка"), Фитингоф-Шелл ("Гарлемский тюльпан") и проч.
Начало Б. в России относится к XVIII в., хотя, танцы, несомненно,
существовали у нас с первобытных времен, о чем можно судить, отчасти, по
фрескам КиевоПечерского собора XII в., на которых сохранились
изображения танцующих. Духовенство считало пляски делом зазорным,
бесовским и всячески осуждало танцы: "како зла вещь есть плясание,
колико есть мерзко перед Господом от видения является" (Великое
зерцало); на картинках страшного суда (см. Д. Ровинский, "Русские
народные картинки") пляшущие показаны в аду. По свидетельству
Рейтенфельса ("De rebus Mosckovitis", Patav., 1680, p. 105) первый Б. в
России был поставлен в царствование Алексея Михайловича в субботу на
масленице 1675 г. И.Е. Забелин ("Домашний быт русских цариц", Москва,
1872, 2-ое изд. ) относит это "комедийное действо" к масленице 1672 г.,
когда суббота этой недели приходилась на 17-е февраля, с которого дня,
по его мнению, и должна начинаться история нашего театра (стр. 479).
Перед началом спектакля на сцену вышел актер, изображавший Орфея, и
пропел немецкие куплеты, переведенные царю толмачами, в которых
превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. По обе
стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные
разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали
танцевать. Описанные Рейтенфельсом подвижные пирамиды, вероятно, те
самые, которые в числе театральных вещей перевозились из комедийной
хоромины села Преображенского (по указу Алексея Михайловича от 23 января
1673 г.) во вновь устроенное для театра помещение в Кремлевском дворце,
что "над аптекою"; в перечне вещей сказано: "выкрашены голубцом четыре
балеты" (Забелин, стр. 485). Подобное зрелище вряд ли может быть названо
Б., так как только при Петр I Великом на Руси появляются танцы в
настоящем значении этого слова: были введены менуэты, контрдансы и т.п.
Настоящий Б. у нас заводится в царствование Анны Иоановны, когда в 1735
г. был приглашен в столицу композитор Франческо Арайя. Раз в неделю
представлялись итальянские интермедии с Б., в котором танцевали кадеты
сухопутного корпуса (ныне Павловское военное училище и 1-й корпус), под
руководством балетмейстера Р. Фузано (Фоссано), с 1736 г. Между
воспитанниками лучшим танцором был Чоглоков, впоследствии камергер.
Танцам обучал знаменитый танцовщик Ланде, ловко сумевший приобрести
расположение всесильного Бирона и через то пользоваться милостями и
вниманием императрицы. С особенною роскошью Б. ставились в царствование
Елисаветы Петровны. Кадеты: Бекетов, Мелисино, Свистунов, Остервальд и
др. были весьма искусны в танцах. Бекетов, впоследствии фаворит
Елисаветы, пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая
сама одевала красивого юношу, превосходно исполнявшего женские роли.
Страницы: «« « 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |