|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 » »» 1-го августа 1759 г. в день тезоименитства императрицы и по случаю
победы над пруссаками при Франкфурте был торжественно поставлен
балет-драма: "Прибежище добродетели", имевший огромный успех. Вся
балетная труппа обходилась тогда 33810 р. в год, не считая оркестра. В
царствование Екатерины II Б. был в большой моде. По случаю коронации
императрицы был дан в московском дворце роскошный балет: "Радостное
возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны", в котором
участвовали знатнейшие вельможи. Из записок Порошина (1765) видно, что
Павел Петрович, наследник престола, нередко танцевал в придворном театре
в балете; о представлении 18 января он пишет: "от хлопанья в ладоши, в
танцовании его высочество несколько сбился и оробел". В описываемую
эпоху балет пользовался большой популярностью. Помещики стали обучать
балетным танцам своих крепостных девок и устраивать крепостные балеты.
Особенно славился в то время балет помещика Нащокина. В балетах, как и
во всем, господствовало пасторальносантиментальное направление, как об
этом можно судить по одним уже их названиям: "Радостное возвращение..."
и т.п. Опера была немыслима без балета, который вовсе не входил в
действие, а приплетался механически в антрактах. В 1766 г., выписанный
из Вены "совершенный балетмейстер" и "великий сочинитель музыки"
Анжолини вводит национальный русский балет и "вместя в музыку оного
(балета) русские мелодии, сим новым ума своего произведением удивил всех
и приобрел всеобщую себе похвалу", так писал тогдашний историк театра
Штелин ("Краткое известие о театральных в России представлениях", "С.
Петербургский Вестник", 1779, октябрь, 258), по словам которого балет
был тогда весьма любим.
Содержание Б. обходилось в 1787 г. - 40170 р. в год. В 1790-х годах
балеты ставились с особенным великолепием и русская труппа имела уже
отличных танцовщиков и танцовщиц из русских, каковы: Ив. Вальбрех, Вас.
Балашов, Зорина, Софья Вальбрехова и др. Вначале царствования Павла
Петровича балет еще в моде. Труппа обходилась только в 24110 р. в год.
Особую приманку балетов составляли волшебные декорации искусного
Гонзаго, перспективная живопись которых необыкновенно восхищала
зрителей. Талантливый Вальбрех, воспитанник театрального училища,
является первым балетмейстером из русских людей (с 1794 г.). При Павле I
изданы были особые правила для балета: императору наскучили прыжки и
танцы мужчин в Б. и потому приказано было, чтобы на сцене не было ни
одного мужчины; роли мужчин танцевали Колосова и Берилова до приезда
Огюста, известного сочинителя русских танцев, которым он впоследствии
обучал в Бозе почившего императора Александра II. Следующее царствование
было эпохой расцвета балета. Никогда Б. в России не достигал такого
блеска, как в 1-ую четверть нынешнего века. И всем этим успехам Б. был
обязан Дидло, знаменитому балетмейстеру; 30 лет он украшал петербургскую
сцену (с 1802 - 1831 года) и, вероятно, составил бы гордость лучшей
европейской сцены. Вольф в своей "Хронике петербургских театров" (Спб.,
1887 года, ч. I, стр. 29) говорит о Дидло, как о полубоге и об уходе его
замечает, что "публика потеряла в Дидло балетмейстера, каких ни прежде
ни после у нас не бывало". Этот неутомимый, преданный своему искусству
до фанатизма, труженик и до суровости строгий и грозный учитель
образовал для нашей сцены много первостатейных танцовщиков и танцовщиц,
прославивших себя и своего учителя, каковы: грациозная и талантливая
Мария Данилова (вып. 1808), о которой современный театрал писал, что она
"была превыше всего, что в этом роде Петербург дотоле видывал", Истомина
(1816), Лихутина (1820), Дидье (1821), Гольц (1822), Телешова и Зубова
(1823). Дидло возвел балеты на высшую ступень совершенства; они были
поэтическими созданиями и много лет восхищали петербуржцев. Пушкин и
Грибоедов воспевали его балеты и его учениц - Истомину и Телешову,
старец Державин изумлялся искусству Дидло, в балетах которого отражался
господствовавший тогда романтизм. Б. оставил мифологию и начал брать
сюжеты из действительной жизни. Высокие порывы были даровитым Дидло
обличены при помощи пластики и мимики в лучшие вымыслы романтизма.
Танцы, главный элемент балета, были им применяемы умеренно и всегда
кстати. В балетах этого времени разыгрывались даже целые трагедии, как
"Федра" Расина. "Северная Пчела" писала в 1815 г. по случаю постановки
балета "Ацис и Галатея" в день именин государя, что все творения Дидло
"равно прекрасны и все приводит в отчаяние настоящих и будущих
балетмейстеров". В 20-х годах, по свидетельству кн. И.А. Вяземского,
балет в Спб. пользовался большим уважением; в большом ходу был балет
"Семик", чисто народная забава, как наз. его кн. Вяземский -
"разнохарактерный дивертисмент", в который кроме Б. входила русская
пляска и пение на народные мотивы. Балетная труппа Петербурга занимала
одно из первых мест среди балетных трупп сцен Европы. О том, во что
обходился дирекции балет, можно судить по гонорару некоторых артистов:
славный танцовщик Дюпор (1808) получал в год 45000 руб. (180000 фр.) или
900 руб. за каждый выход. Вигель в своих записках пишет, что дебют
Дюпора вызвал восторг и удивление; французский танцовщик Антонин получал
25000 р. (1815), Кастильон 18000 р. (1821). В царствование Николая
Павловича наш балет еще продолжает блистать и все, благодаря тому же
Дидло, занимает первенствующее место. Все другие виды сценического
искусства оставались в пренебрежении. Б. поглощал все внимание
театральной администрации. Император Николай Павлович очень любил
балетные преставления и почти не пропускал ни одного; иногда он садился
в кресла, чтобы лучше наблюдать весь ансамбль Б. В 1831 г. Дидло оставил
пет. сцену из за неприязненных отношений к нему директора театров кн.
Гагарина. Уход его сильно отразился на положении балетного дела. Вскоре
вниманием столицы овладевает Мария Тальони. Эта 4-я грация как ее
называли, дебютировала в балете "Сильфида" (6 сент. 1837) и вызвала
неописуемый восторг. Такой легкости, такой целомудренной грации, такой
необыкновенной техники и мимики еще не видывали ни у одной из танцовщиц.
В 1841 г. она распростилась с Петербургом, протанцевав за это время
более 200 раз. В 1848 г приезжает Фани Эльслер, соперница Тальони
знаменитая своей грацией и мимикой. Вслед за Эльслер посетила Петербург
Карлотта Гризи. Дебютировала она в Б. "Жизель" (1851 г.) и имела большой
успех, выказав себя первоклассной танцовщицей и прекрасной мимической
актрисой. Танцевала она в Спб. до 1853 г., когда взамен ее были
ангажированы 3 прима- балерины: Флери, Гиро и Иелла, которых с Гризи
даже сравнивать нельзя. Балетмейстеры: Огюст, Блаш, Титюс, Тальони
(отец), Перро, Петипа, Мазилье последовательно ставили роскошные балеты
и привлечением талантливых артистов старались выдвинуть балетные
представления, к которым начинали охладевать, благодаря итальянской
опере; балеты в 1850 годах давались только по воскресеньям на сцене
Страницы: «« « 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |