Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 237   238   239   240   241   242   243   244   245  246   247   248   249   250   251   252   253   254   255  » »»

1-го августа 1759 г. в  день  тезоименитства  императрицы  и  по  случаю
победы  над  пруссаками  при  Франкфурте  был   торжественно   поставлен
балет-драма:  "Прибежище  добродетели",  имевший  огромный  успех.   Вся
балетная труппа обходилась тогда 33810 р. в год, не считая  оркестра.  В
царствование Екатерины II Б. был в большой  моде.  По  случаю  коронации
императрицы был дан в  московском  дворце  роскошный  балет:  "Радостное
возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини  весны",  в  котором
участвовали знатнейшие вельможи. Из записок Порошина (1765)  видно,  что
Павел Петрович, наследник престола, нередко танцевал в придворном театре
в балете; о представлении 18 января он пишет: "от хлопанья в  ладоши,  в
танцовании его высочество несколько  сбился  и  оробел".  В  описываемую
эпоху балет пользовался большой популярностью.  Помещики  стали  обучать
балетным танцам своих крепостных девок и устраивать  крепостные  балеты.
Особенно славился в то время балет помещика Нащокина. В балетах,  как  и
во всем, господствовало пасторальносантиментальное направление,  как  об
этом можно судить по одним уже их названиям: "Радостное  возвращение..."
и т.п. Опера была немыслима  без  балета,  который  вовсе  не  входил  в
действие, а приплетался механически в антрактах. В 1766  г.,  выписанный
из  Вены  "совершенный  балетмейстер"  и  "великий  сочинитель   музыки"
Анжолини вводит национальный русский балет  и  "вместя  в  музыку  оного
(балета) русские мелодии, сим новым ума своего произведением удивил всех
и приобрел всеобщую себе похвалу", так писал  тогдашний  историк  театра
Штелин ("Краткое известие о театральных в  России  представлениях",  "С.
Петербургский Вестник", 1779, октябрь, 258), по  словам  которого  балет
был тогда весьма любим.
   Содержание Б. обходилось в 1787 г. - 40170 р. в год. В  1790-х  годах
балеты ставились с особенным великолепием и  русская  труппа  имела  уже
отличных танцовщиков и танцовщиц из русских, каковы: Ив. Вальбрех,  Вас.
Балашов, Зорина, Софья Вальбрехова  и  др.  Вначале  царствования  Павла
Петровича балет еще в моде. Труппа обходилась только в 24110 р.  в  год.
Особую  приманку  балетов  составляли  волшебные   декорации   искусного
Гонзаго,  перспективная   живопись   которых   необыкновенно   восхищала
зрителей.  Талантливый  Вальбрех,  воспитанник   театрального   училища,
является первым балетмейстером из русских людей (с 1794 г.). При Павле I
изданы были особые правила для балета:  императору  наскучили  прыжки  и
танцы мужчин в Б. и потому приказано было, чтобы на  сцене  не  было  ни
одного мужчины; роли мужчин танцевали Колосова  и  Берилова  до  приезда
Огюста, известного сочинителя русских танцев,  которым  он  впоследствии
обучал в Бозе почившего императора Александра II. Следующее царствование
было эпохой расцвета балета. Никогда Б.  в  России  не  достигал  такого
блеска, как в 1-ую четверть нынешнего века. И всем этим успехам  Б.  был
обязан Дидло, знаменитому балетмейстеру; 30 лет он украшал петербургскую
сцену (с 1802 - 1831 года) и,  вероятно,  составил  бы  гордость  лучшей
европейской сцены. Вольф в своей "Хронике петербургских театров"  (Спб.,
1887 года, ч. I, стр. 29) говорит о Дидло, как о полубоге и об уходе его
замечает, что "публика потеряла в Дидло балетмейстера, каких  ни  прежде
ни после у нас не бывало". Этот неутомимый, преданный  своему  искусству
до  фанатизма,  труженик  и  до  суровости  строгий  и  грозный  учитель
образовал для нашей сцены много первостатейных танцовщиков и  танцовщиц,
прославивших себя и своего учителя,  каковы:  грациозная  и  талантливая
Мария Данилова (вып. 1808), о которой современный театрал писал, что она
"была превыше всего, что в этом роде Петербург дотоле видывал", Истомина
(1816), Лихутина (1820), Дидье (1821), Гольц (1822), Телешова  и  Зубова
(1823). Дидло возвел балеты на высшую  ступень  совершенства;  они  были
поэтическими созданиями и много лет  восхищали  петербуржцев.  Пушкин  и
Грибоедов воспевали его балеты и  его  учениц  -  Истомину  и  Телешову,
старец Державин изумлялся искусству Дидло, в балетах которого  отражался
господствовавший тогда романтизм. Б. оставил  мифологию  и  начал  брать
сюжеты из действительной жизни.  Высокие  порывы  были  даровитым  Дидло
обличены при помощи пластики  и  мимики  в  лучшие  вымыслы  романтизма.
Танцы, главный элемент балета, были  им  применяемы  умеренно  и  всегда
кстати. В балетах этого времени разыгрывались даже целые  трагедии,  как
"Федра" Расина. "Северная Пчела" писала в 1815 г. по  случаю  постановки
балета "Ацис и Галатея" в день именин государя, что все  творения  Дидло
"равно  прекрасны  и  все  приводит  в  отчаяние  настоящих  и   будущих
балетмейстеров". В 20-х годах, по  свидетельству  кн.  И.А.  Вяземского,
балет в Спб. пользовался большим уважением; в  большом  ходу  был  балет
"Семик",  чисто  народная  забава,  как  наз.  его   кн.   Вяземский   -
"разнохарактерный дивертисмент", в  который  кроме  Б.  входила  русская
пляска и пение на народные мотивы. Балетная труппа  Петербурга  занимала
одно из первых мест среди балетных трупп сцен  Европы.  О  том,  во  что
обходился дирекции балет, можно судить по гонорару  некоторых  артистов:
славный танцовщик Дюпор (1808) получал в год 45000 руб. (180000 фр.) или
900 руб. за каждый выход. Вигель  в  своих  записках  пишет,  что  дебют
Дюпора вызвал восторг и удивление; французский танцовщик Антонин получал
25000 р. (1815), Кастильон  18000  р.  (1821).  В  царствование  Николая
Павловича наш балет еще продолжает блистать и  все,  благодаря  тому  же
Дидло, занимает  первенствующее  место.  Все  другие  виды  сценического
искусства  оставались  в  пренебрежении.  Б.   поглощал   все   внимание
театральной  администрации.  Император  Николай  Павлович  очень   любил
балетные преставления и почти не пропускал ни одного; иногда он  садился
в кресла, чтобы лучше наблюдать весь ансамбль Б. В 1831 г. Дидло оставил
пет. сцену из за неприязненных отношений к нему  директора  театров  кн.
Гагарина. Уход его сильно отразился на положении балетного дела.  Вскоре
вниманием столицы овладевает  Мария  Тальони.  Эта  4-я  грация  как  ее
называли, дебютировала в балете "Сильфида"  (6  сент.  1837)  и  вызвала
неописуемый восторг. Такой легкости, такой целомудренной  грации,  такой
необыкновенной техники и мимики еще не видывали ни у одной из танцовщиц.
В 1841 г. она распростилась с  Петербургом,  протанцевав  за  это  время
более 200 раз. В  1848  г  приезжает  Фани  Эльслер,  соперница  Тальони
знаменитая своей грацией и мимикой. Вслед за Эльслер посетила  Петербург
Карлотта Гризи. Дебютировала она в Б. "Жизель" (1851 г.) и имела большой
успех, выказав себя первоклассной танцовщицей  и  прекрасной  мимической
актрисой. Танцевала она  в  Спб.  до  1853  г.,  когда  взамен  ее  были
ангажированы 3 прима- балерины: Флери, Гиро и  Иелла,  которых  с  Гризи
даже сравнивать  нельзя.  Балетмейстеры:  Огюст,  Блаш,  Титюс,  Тальони
(отец), Перро, Петипа, Мазилье последовательно ставили роскошные  балеты
и  привлечением  талантливых  артистов  старались   выдвинуть   балетные
представления, к  которым  начинали  охладевать,  благодаря  итальянской
опере; балеты в 1850 годах давались  только  по  воскресеньям  на  сцене

Страницы: «« « 237   238   239   240   241   242   243   244   245  246   247   248   249   250   251   252   253   254   255  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь