Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559   2560  2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570  » »»

Ренх, Мург, Альб, Пфинц, Кранх, Неккар и  Майн:  слева  -  Илль,  Модер,
Зауэр, Зельцбах, Лаутер и Квейх.
   III. От Бингена до Кельна (159 км., Средний Р.) р., повернув опять  к
СЗ, прорезывает Рейнские сланцевые горы. Долина чрезвычайно  суживается,
окаймляясь  справа  Таунусом,  Зибенгебирге  и  Вестервальдом,  слева  -
Гунсрюком, Эйфелем и Высоким  Фенном.  Отвесные  стены  гор  часто  едва
оставляют место для жел. дороги по берегу р. Здесь  берега  Р.  наиболее
знаменитые по живописности  своего  положения.  В  прежнее  время  здесь
встречались опасные для судоходства скалы (так назыв. Бингенская  пучина
[Binger Loch], Wildes Gefдhrt у Бахараха, Лорелея у Обервезеля.  Большой
и Малый Ункельштейн и др.). Уже в XVII в. были  предприняты  работы  для
взрыва некоторых из этих скал. Большой Ункельштейн был взорван во  время
франц. господства. С 1830 г. был предпринят прусским правительством  ряд
работ для устранения препятствий к судоходству на  этом  участке  Р.:  с
1830 по 1887 г. вынуто из русла р. 58377 кб. м.  земли,  и  в  настоящее
время фарватер  р.  вполне  удобен  для  судоходства.  Притоки  на  этом
протяжении: справа - Виспер, Лан, Вид  и  Зиг;  слева  -  Наге,  Мозель,
Брольбах и Ар.
   IV. От Кельна (343 км., Нижний Р.) реку сначала слева, а затем справа
покидают горы, и она вступает в низменность, по которой течет до  устья.
Ниже Эммериха Р. вступает в голландскую провинцию Гельдерн и в  1,5  км.
отсюда распадается на два рукава. Левый рукав, принимающий 2/3  рейнских
вод, называется до Левенштейна Ваалом, до Дордрехта -  Мерведой,  затем,
под именем Новый  Маас,  впадает  в  Сев.  Немецкое  море,  недалеко  от
Бриелля. Правый, меньший рукав, называемый на протяжении  4  км.  Нижним
Р., делится в свою очередь на два рукава; правый из них,  под  названием
Нового  Исселя,  течет  по  каналу,   выкопанному   Друзом.   и   затем,
соединившись у Доесбурга со Старыми Исселем, впадает в  Зюдерзее;  левый
рукав, под именем Новый Р., течет параллельно Ваалу и затем  делится  на
два рукава: левый - Лек - течет до Роттердама, где соединяется с Маасом;
правый - извилистый Р. - течет к Утрехту, где распадается на два  рукава
(правый - Фехт, спадающий в Зюдерзее, и левый - Старый  Р.,  протекающий
чрез Лейден и впадающий в  Сев.  море  у  Катвейка).  Старый  Р.,  очень
маловодный, к началу XIX в. потерял сообщение  с  морем,  затерявшись  в
дюнах, и лишь в 1805 г. с сооружением большого канала  со  шлюзами,  был
создан выход к морю для этой части Р. Все эти рукава Р. текут  в  крайне
низких берегах, большей частью защищенных плотинами, для предупреждения,
наводнений. Притоки Р. на этом протяжении: справа - Вуппер, Рур, Эмшер и
Липпе, слева - Эрфт и Маас. Ширина Р. при Рейхенау 51 м., при впадении в
Боденское озеро 65 м., у Базеля 206 м., у Маннгейма 330 м., у Майнца 626
м., у Кобленца 435, у Кельна 522 м., у Везеля 616,  у  Эммериха  992  м.
Глубина P., при нормальном уровне воды, в Верхнерейнской низменности 1,5
- 6 м., между Майнцем и Кельном 4
   - 5 м., у Дюссельдорфа до 16 м. Падение  р.  особенно  значительно  в
верхнем течении. Получив начало на высоте 2344 м. в Переднем Р.  и  2216
м. в Заднем Р., уровень р. у Рейхенау имеет лишь 586  м.,  у  Боденского
оз. 399 м., у Базеля 252, у Альтбрейзаха 227, у Келя  150,  у  Маннгейма
85, у Майнца 80, у Бингена 76, у Кобленца 58, у Кельна 36, у Эммериха 11
и у Арнгейма 9,5 м. Собрав огромные массы воды от таяния льдов и снега в
швейцарских горах,  Р.  вливается  в  Боденское  озеро,  которое  служит
"осветляющим резервуаром" и отсюда несет около 1000 кб. м. воды  в  сек.
при среднем уровне (у Келя при среднем уровне 956 кб. м. и 4685  кб.  м.
при наибольшем разливе; у Эммериха при среднем уровне 2210 кб. метров, а
при высшем 9000 кб. м.). Р., совершая в горах колоссальную геологическую
работу, уносит огромные массы  гравия,  гальки,  песка  и  ила,  которые
беспрерывно смывает у берегов. У Гемерсгейма река уносит  ежегодно  1944
тыс. кб. м. в год ила. Р.  на  всем  протяжении  замерзает  кроме  самых
быстрых участков (в верхнем течении, у рейнск. водопада и между Бингеном
и Бонном), но замерзание бывает не  каждую  зиму  и  редко  продолжается
более 2 месяцев. В теплые зимы  нет  даже  плавучего  льда.  Правильного
весеннего половодья, как русские реки, Р. не имеет. В верхнем течении  и
отчасти в среднем, до Майнца идя Кобленца,  самая  высокая  вода  бывает
летом, вследствие таяния альпийских снегов и ледников. Ниже, особенно от
Кельна до устья вода всего выше зимой, ниже летом. Но на всем течении Р.
разность  средних  уровней  в   разные   времена   года   незначительна.
Рыболовство на Р. - лососи, осетры, миноги, карпы, щуки и др. С 1871  г.
рыбоводные заведения в Гюнингене,  в  Эльзасе,  особенно  способствовали
оживлению рыболовного промысла в  Р.  и  его  притоках.  Рейнский  песок
заключает в себе ничтожную примесь  золота.  Еще  в  1850  г.  в  Бадене
ежегодно добывали его посредством промывки на 45 тыс. фр. в  год,  но  в
настоящее   время   разработка   не   окупает   расходов.    Постоянные,
преимущественно железнодорожные, мосты в пределах Германии: у Гюнингена,
Нейенбурга, Нейбрейзаха, Келя; Максау, Гермерсгейма, Маннгейма,  Майнца,
Кобленца, Кельна, Дюссельдорфа, Гохфельда и Везеля.
   Р. имеет огромное торговое значение, несмотря на  то,  что  почти  на
всем протяжении вдоль реки идут две  параллельные  железные  дороги.  Он
протекает  чрез  самые  густонаселенные,  богатые  по  своим   природным
условиям и промышленности, страны Европы, впадает  в  открытое  Немецкое
море и своими судоходными притоками связывает Германию. Францию, Бельгию
и Нидерланды, а каналами  соединяется  с  Дунаем,  Роной  и  Марной.  Из
многочисленных притоков  Р.  более  или  менее  судоходны:  Аара,  Илль,
Неккар, Майн с Регницом, Лан, Мозель с Саарой, Эрфт, Рур, Липпе и  Маас.
От Базеля до Коля судоходство еще незначительно, здесь ходят  лишь  суда
до 400 цитр. вместимости; от Келя до Плиттерсдорфа суда достигают 2000 -
3000 цнтр. вместимости и начиная  отсюда  судоходство  получает  крупное
торговое значение. До Маннгейма ходят суда до 12 тыс. цнтр., а ниже -  и
большей вместимости. Пароходство  появилось  на  Р.  в  1817  г.  Первые
правильные  пароходные  рейсы  между  Роттердамом  и  Кельном  учреждены
нидерландской компанией. В 1827 г. кельнской компанией, а в  1837  г.  -
дюссельдорфской введено пассажирское пароходное движение и выше  Кельна,
до Маннгейма. В настоящее время между  Роттердамом  и  Маннгеймом  ходят
пассажирские  пароходы  2   обществ:   нидерландского   и   соединенного
кельнско-дюссельдорфского. Для грузового  движения  действуют  свыше  10
других обществ. Всего в 1894 г. чрез главную таможню в Эммерихе  прошло:
вверх 17447 судов, с 4776000 тонн груза, вниз  17590  судов,  с  3142000
тонн груза. Главные пристани в Гермами:  Кель,  Максау,  Леопольдсгафен,
Гермерсгейм,  Шпейер,  Маннгейм,   Людвигсгафен,   Вормс,   Розенгартен,
Гернсгейм, Густавсбург, Майнц, Бибрих, Ширштейн,  Бинген,  Оберланштейн,
Кобленц, Кельн, Нейс, Дюссельдорф, Гохфельд, Дуисбург, Рурорт и  Везель;
в Нидерландах: Арнгейм,  Утрехт,  Амстердам,  Нимвеген,  Тиль,  Боммель,

Страницы: «« « 2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559   2560  2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь