Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2555   2556   2557   2558   2559   2560   2561   2562   2563  2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573  » »»

художника, "Страуберийскую девушку"  (у  марк.  Гертфорда),  "Девушку  с
муфтой", "Мистрис Мейер в виде Гебы"  (у  бар.  Ротшильда,  в  Лондоне),
"Маленького Самуэля" (в  музее  в  Монпельне)  и  др.  Что  касается  до
исторических картин Р.,  то  они  значительно  уступают  его  портретам;
композиция страдает в них принужденностью,  недостатком  благородства  и
отсутствием истинной жизни, хотя среди них встречается немало  таких,  в
которых видно мастерство первоклассного живописца, каковы напр.  "Смерть
кардинала Бофорта"  (в  Дульвичской  коллегии,  близ  Лондона),  "Смерть
Уголино и его сыновей",  "Амур,  развязывающий  пояс  Венеры"  (в  лонд.
национальн. галерее) и нек. др. В Имп. Эрмитаже имеется три картины  Р.:
"Младенец Геркулес, удушающий змея" (ј1391),  "Воздержанность  Сципиона"
(ј1392) и повторение  вышеозначенного  "Амура..."  национальной  галереи
(ј1390). Многие из произведений Р. потеряли первоначальный блеск  красок
и  потрескались  вследствие  того,  что,  исполняя   их,   он   пробовал
употреблять вместо масла, другие  вещества.  Речи,  произнесенные  им  в
качества председателя корол. Академии, изданы в Лондоне впервые  в  1778
г., потом еще  несколько  раз  (последн.  Издание  1884  г.;  нем.  пер.
Лейшинга - "Zur Aesthetik und Technic der bildendel Kunste", Лпц.,1893);
они отличаются изяществом слога и множеством любопытных  эстетических  и
философских мыслей. Полное собрание литературных произведений Р.  издано
в Лондоне в 1797 и 1835 г. Ср. Farrington, "Memoires of the life of  Sir
Joshua Reynolds" (Лонд., 1809); Leslie and Taylor, "Lite  and  times  of
R." (2 т., Л., 1864 - 65); Collins, "Sir Joshua R. as  portrait-painter"
(Л., 1873); Chesneau, "Joshua R." (Л., 1887); Cl. Phillips, "Sir  Joshua
R." (Л., 1893) и пр. Л. С.
   Рейтары (от нем. Reiter, всадник) - наемные  конные  полки.  В  конце
XVII  стол.  они  составляли  лучшую  и  наиболее  многочисленную  часть
кавалерии. В России Р. принадлежали к войскам иноземного  строя.  Первый
копейно-рейтарский полк был сформирован в 1632 г.; 2/3  личного  состава
были русские, 1/3 - иностранные  инструкторы.  К  концу  столетия  число
таких полков дошло до 25. Со времени Петра  Вел.  название  Р.  более  в
русской армии не встречается.
   Рейхлин (Иоанн)  -  знаменитый  нем.  гуманист,  род.  в  1455  г.  в
Пфорцгейме; учился в городской школе, был придворным певчим у  маркграфа
Баденского. Сын последнего Фридрих, ровесник Р., подружился с ним и взял
его с собой в Париж, где они оба изучали древние языки. В 1478 г. Р. еще
раз посетил Францию и занимался в Орлеане и Пуатье юридическими науками.
Сделавшись одним из советников  вюртембергского  герцога  Эбергарда,  он
совершил вместе с ним ряд поездок по Германии и побывал  в  Италии,  где
усовершенствовался в еврейском языке, который стал изучать еще в Париже.
Из итальянских гуманистов наибольшее влияние на Р. имели Фичино  и  Пико
делла  Мирандола.  По  возвращении  в  Штутгарт  Р.  сделался  асессором
верховного суда и прокурором доминиканского ордена для  Германии;  часто
исполнял и дипломатические поручения. Император Фридрих III возвел его в
дворянское достоинство. Позже Р. был профессором в Гейдельберге, затем в
Ингольштадте и Тюбингене. Умер в 1522 г. Свои обширные знания Р. изложил
в целом ряде сочинений. Высшая и главная  заслуга  его  -  это  изучение
еврейского языка и еврейской философии; интерес его к последней был  как
филологическим, так и теологическим  и  мистическим.  В  1494  г.  вышел
трактат Р.: "De verbo mirifico", в 1506 г. - "Derodimentis hebraicis", в
1517 г. - "De arte cabbalistica libri V.", в 1518 г. -  исследование  об
ударениях и орфографии еврейского языка. "De verbo mirifico" служит  как
бы  введением  к  "De  arte  cabbalistica".  В  этих  двух   трудах   Р.
останавливается на ново-пифагорейской и каббалистической философии.  Под
Verbum  miriticum  разумелось  в  Каббале  "letragrammaton"  -   т.   е.
таинственное состояние четырех букв lhvh, "несравненное наименование, не
изобретенное людьми, а дарованное им Богом". Первая буква  этого  слова,
соответствуя числу 10, означала, по пифагорейскому толкованию, начало  и
конец всех вещей, вторая равнялась  5  и  означала  соединение  Божества
(триединства) с природой (двуединства по  Платону  и  Пифагору);  третья
означала 6 и представляла результат единства, двуединства и  триединства
(1+2+3 = 6); последняя  снова  соответствовала  10,  но  обозначала  уже
человеческую  душу.  Прием  кабалистики  является   синтезом   воззрений
еврейских,  греческих   античных   и   христианских.   По   мнению   Р.,
ново-пифагорейское учение было тесно связано с каббалой; оба  стремились
возвысить дух  человеческий  до  Бога,  оба  проповедовали  преображение
земной жизни и необходимость подготовления к небесному  блаженству.  "De
rudiments  hebraicis"  -  наполовину  грамматика,   наполовину   словарь
еврейского языка, с еврейским текстом для упражнений. Р.  воспользовался
для этого труда  материалом,  собранным  средневековым  лексикографом  и
грамматиком Давидом Кимхи. Труды Р. по евр. языку были в высшей  степени
ценны как для богословов, так и для филологов. Только  со  знанием  евр.
языка возможна  была  проверка  некоторых  частей  Вульгаты,  в  которую
вкралось  много  ошибок.  Вульгате  сам  Р.  противопоставлял   "Veritas
hebraica". Лютер высоко ценил Р., называя его своим отцом; учениками его
была  Меланхтон  и  Эколампадий.  В  1509  г.  Р.  вызван  был  на  спор
евреем-перекрещенцем   Пфефферкорном.    Продолжительный    литературный
конфликт, возникший между обоими,  по  справедливости  считается  высшим
пунктом развития нем. гуманизма. Пфефферкорн предложил  сжечь  все  евр.
книги и силой заставить евреев посещать христианские храмы. Р.  восстает
против этого предложения. Он подразделяет все евр.  книги  на  несколько
категорий (Свящ. Писание Ветхого Завета, Талмуд и т. д.)  и  доказывает,
что в каждой из них есть много полезного  и  для  христиан.  Уничтожение
всех евр. книг евреи сочли бы за доказательство того, что христиане сами
не уверены в правоте своего дела. Р. советует открыть в каждом  немецком
университете, на 10 лет, по две кафедры еврейского языка.  В  заключение
он напоминает, что свобода вероисповедания гарантирована  евреям  самими
императорами. Пфефферкорн, в трактате "Handspiegel" резко и грубо  задел
Р.,  обвиняя  его  даже  в  подкупе   евреями.   Р.   отвечал   брошюрой
"Augenspiegel", где взывал  к  солидарности  всех  ученых  сил  Германии
против Пфефферкорна и его парти. Кельнские доминиканцы,  с  Гохстратеном
во главе, не могли оставить без ответа брошюру  Р.;  спор  последнего  с
Пфефферкорном был перенесен на церковный форум.  Богословский  факультет
кельнского университета потребовал от Р., чтобы он изъял из продажи  все
свои сочинения за евреев  и  публично  отрекся  от  Талмуда.  Завязалась
бесконечная литературная  борьба  Р.  и  его  сторонников  с  кельнскими
обскурантами. Имп.  Максимилиан,  курфюрст  майнцский  и  все  гуманисты
приняли сторону Р.  Кельн  и  Майнц  сделались  центрами  2-х  противных
направлений  -  обскурантизма  и  гуманизма.  Папа  Лев  X,  к  которому
обратились в разгар спора, очень либерально отнесся к Р. и повелел  даже

Страницы: «« « 2555   2556   2557   2558   2559   2560   2561   2562   2563  2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь