|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 » »» карикатурность (напр. "Ганимед" дрезденского музея). Что касается до
картин Р. на религиозные темы, то хотя и в них он остается верен
реалистическому направлению и одевает фигуры в костюмы своего времени,
однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное
чувство, как напр. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя,
Богоматерь, учеников и последователей Христовых ("Снятие со Креста" в
эрмит. гал., 1634; "Христос с учениками на пути в Эммаус", в луврск.
муз., 1648: гравюра "Христос исцеляет больных"; "Поклонение волхвов", в
букингемск. дв., 1657, и др.). Портреты Р., в свою очередь, также
реалистичны в высшей степени, не только точно передают внешние черты, но
и выражают внутренний характер изображенных лиц, весь их нравственный
облик, их национальность, род их деятельности. Последний особенно ярко
подчеркивается аксессуарами, которые художник подбирает, сообразуясь с
профессией представленного персонажа (Эрмитаж. "Каллиграф", гаагский
"Урок анатомии", амстердамская "Гильдия ткачей"). Независимо от присущей
рембрандтовским работам жизненности и совершенно особенных, только
одному этому мастеру свойственных технических приемов, о которых будет
сказано ниже, произведения Р. отличаются гениальной композицией. В его
картинах и гравюрах, все имеющее существенное значение выдвигается, тем
или иным способом, на первый план, и главные действующие лица
характеризуются так тонко, что у зрителя не остается никаких недоумений
относительно содержания изображаемой сцены. Что касается до рисунка, то
Р. далеко не всегда гонится за его правильностью, иногда он прямо
умышленно вдается в преувеличения, с очевидною целью усилить
впечатление; зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей
степени выразителен. Главная отличительная особенность рембрандтовского
колорита
- отсутствие красочности - замечается как в ранних, так и в
позднейших его работах; ни в одной из его картин нет тех красок, какими
блещут произведения итальянских мастеров или, например, работы главы
фламандской школы - Рубенса. Внимание Р. обращено главным образом на
передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на
недосягаемой высоте. В его картинах изображенное представляется как бы
окутанным воздухом, и игра света в этой насыщенной им атмосфере
производит поразительные эффекты. Ставя себе задачей преодолевать
трудности передачи того или другого светового эффекта, Р. нередко
воспроизводить освещение настолько фантастическое и искусственное, что
дает ученым повод спорить о том, при каком свете - дневном или ночном -
происходить та или другая изображенная им сцена (например, известная
картина амстердамского музея: "Ночной дозор"). Обыкновенно Р.
распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или
главная группа картины находится в наиболее сильном свете (напр. в
"Уроке анатомии"), световые же рефлексы от этой главной группы
распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и,
наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке,
полном воздушности. Впечатление, производимое таким гениальным
распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные
части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и
сочно, иногда только намеками. Мастерство в области передачи света и
тени вырабатывалось у Р. постепенно. В своих первых, по времени, работах
Р. старался изображать природу в том виде, как она ему представлялась,
без погони за световыми эффектами, хотя уже и в эту пору в его творениях
проскальзывают намеки на будущую рембрандтовскую светотень (напр. "Св.
Павел в темнице", 1627, в штутгартской галерее). До наивысшего развития
светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Р., достигают в
среднюю пору его деятельности. Как уже было сказано выше, житейские
невзгоды, постигшие художника, не могли не отозваться на его творчестве.
В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства,
прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми; свет
утрачивает свою интенсивность, кисть делается менее сочной. Однако,
такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Р. снова стад
производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще
большие свободу и ширину; так например в 1661 г. им были написаны:
знаменитые "Синдики гильдии ткачей" (наход. в Амстердаме) и "Возвращение
блудного сына" (имп. Эрмитаж, ј 797), а в 1682 - "Еврейская невеста" (в
амстердамском музее). Многочисленные гравюры Р. отмечены теми же
достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская
передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или
энергичный ход гравировальной иглы - отличительные качества P., как
гравера. Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком
большой труд; достаточно будет сказать, что его творческая мысль
проникала во все сферы человеческого бытия; портреты, сцены из
современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и
исторические сюжеты - все это занимало художника. Однако,
преимущественною его любовью пользовались темы из Библии и Евангелия,
как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению великого
мастера. С особенным интересом и наиболее часто он обращался к истории
страданий Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полных
христианского чувства. Произведения Р. высоко ценятся любителями
искусства; обладание ими составляет гордость всякого музея; всех других
картинных галерей богаче ими Императорский Эрмитаж, в котором
насчитываются 42 картины Р. Великий мастер оказал огромное влияние на
всю голландскую живопись; главные из его непосредственных учеников - Ф.
Боль, Г. Флинк, Г. ван ден Экгоут, А. де Гельдер, Н. Мас, Фабрициюс, Ф.
де Конинк. С. ван Гогстратен, Я. Бакер, Я. де Вет, В. де Портер, Ю.
Овенс, А. Вердаль и Дрост. Ср. Схельтема, "Redevoering over het leven en
de verdiensten van R. Van Rijn" (Амстердам, 1853; по-франц. П., 1866);
Восмар, "R., sa vie et ses oeuvres" (2 изд., Гаага, 1877); Э. Фромантен,
в "Les maitres d'autrefois" (3 изд., 1877); Боде, "Studien zur
Geschichte der hollandischen Malerei" (Брауншвейг, 1883); Блан,
"L'oeuvrede R." (H., 1880, 371 л.); Дютюи, "L'oeuvre complet de R."
(около 368 л.; там же, 1883); Д. А. Ровинский, "Полное собрание гравюр
P." (1000 фототипий, СПб., 1890); Э. Мишель, "R., sa vie, son oeuvre et
son temps" (П., 1893): Ф. Зейдлиц, "Rembrandts Radierungen" (Лпц.,
1894); его же, "Kritisches Verzeichniss der Radierungen R." (там же,
1886); анонимного автора, "R. als Erzieher"; Кнакфус, "Rembrandt" (в
"KunstIermonographien"; русск. перев., СПб., 1890); Боде, "Oeuvre
complet de R." (вышли в свет I и II тт., П.). А. А. Сомов.
Ремиссия - термин торгового права, которым означают как возврат
(обратную отсылку) ценностей и пр., так и уступку (скидку), делаемую для
Страницы: «« « 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |