Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573   2574  2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583   2584  » »»

считающиеся перлами живописи: при этом все три отрасли искусства стройно
идут рука в руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с  большей
строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство  водворяются
вместо игривой красоты, которая составляла стремление  предшествовавшего
периода;  припоминания  средневекового  совершенно  исчезают,  и  вполне
классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но  подражание
древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой
находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к
делу то, что считают уместным заимствовать для  него  из  греко-римского
искусства. Лучшие памятники, оставленные  нам  итальянской  архитектурой
этой блестящей поры  -  опять-таки  дворцы  и  вообще  здания  светского
характера, большинство которых пленяет  нас  гармоничностью  и  величием
своих пропорций, изяществом расчленении, благородством деталей, отделкой
и орнаментацией карнизов, окон, дверей и пр., а также дворами с легкими,
по  большей  части  двухъярусными  галереями  на  колоннах  и   столбах.
Церковное зодчество, со своей  стороны,  стремится  к  колоссальности  и
внушительной величественности; отказавшись от средневекового  крестового
свода, оно почти постоянно пользуется римским коробовым сводом  и  любит
купола, подпираемые четырьмя  массивными  столбами.  Главным  двигателем
архитектуры Высокого Р. был Донато Браманте, прославившийся  сооружением
колоссального  "палаццо  делла  Канчеллериа",  менее  значительного.  но
превосходного дворца Жиро,  двора  Сен-Дамазо  в  Ватиканском  дворце  и
"Темпьетто" при црк. Сан-Пьетро ин Монторио в Риме, а также составлением
плана для нового Петровского собора, который и был начат постройкой  под
его руководством. Из последователей этого художника,  наиболее  выдаются
Бальдассаре Перуцци, лучшие произведения которого - Фарнезинская вилла и
палаццо Массими, в  Риме,  великий  Рафаэль  Санти,  построивший  дворец
Пандольфини, во Флоренции,  Антонио  да  Сангалло,  соорудитель  палаццо
Фарнезе, в Риме. и Джулио Романо, выказавший себя талантливым  зодчим  в
вилле Мадама в Риме, и в  палаццо  дель  Те,  в  Мантуе.  Кроме  римской
архитектурной школы, в  рассматриваемый  период  блистательно  развилась
венецианская,  главным  представителем  которой  явился   Якопо   Татти,
прозванный Сансовино, оставивший нам  доказательства  своего  таланта  в
сооруженных им библиотеке  св.  Марка  и  в  роскошном  палаццо  Корнер.
Выступление на сцену Микеланджело Буонаротти, положившего надолго печать
своего гения  на  все  три  образные  искусства,  обозначает  в  истории
зодчества наступление самого  полного  расцвета  стиля  Р.  Несравненные
памятники его творчества в области архитектуры -  усыпальница  семейства
Медичи при црк. Сан-Лоренцо. во Флоренции, произведенная по его  проекту
застройка в Риме Капитолийского холма, с его зданиями, верхней  площадью
и ведущей на нее лестницей, и такое чудо в своем роде, как громадный  по
размерам и до крайности смелый по конструкции купол Петровского. собора.
С 1550 г., в итальянском зодчестве  заметна  перемена,  и  именно  более
холодное, рассудочное отношение художников к их задачам, стремление  еще
более точно воспроизводить античные формы,  систематическому  применению
которых посвящаются теперь целые трактаты; несмотря на  это,  возводимые
сооружения продолжают отличаться высоким изяществом и ничем ненарушенным
благородством. Главные представители этого направления, характеризующего
вторую пору Высокого Р., суть Дж.  Бароцци,  прозванный  Виньолою  (црк.
иезуитов, в Риме, и замок Капрарола, в  Витербо),  живописец  и  биограф
художников Дж. Вазари  (дворец  Уффици,  во  Флоренции),  Ант.  Палладио
(несколько дворцов, базилик и олимпийский  театр  в  Виченце),  генуэзец
Галеаццо Алесси (црк. Мадонны да Кариньяно и дворцы Спинола и  Саули,  в
Генуе) и некоторые др. За пределами Италии, цветущая пора  Р.  наступила
полувеком позже, чем в этой стране, и длилась  до  половины  XVII  стол.
Стиль,  выработанный  итальянцами,  проник  всюду  и  пользовался  везде
почетом, но при этом, приноравливаясь ко вкусам и условиям жизни  других
национальностей, утратил свою чистоту и до некоторой степени легкость  и
гармоничность;  тем  не  менее  он  выразился   во   многих   прекрасных
сооружениях, каковы напр. во Франции западный фасад Луврского  дворца  в
Париже (архитектор П. Леско), королевский замок в Фонтенбло. замок Ане и
Тюльери (Филибер Делорм). Экуэнский замок, дворец в Блуа;  в  Испании  -
Эскорьяльский дворец (Х. Де  Толедо  и  X.  Де  Эррера),  в  Германии  -
Отто-Генриховская часть Гейдельбергского замка,  Альтенбургская  ратуша,
сени Кельнской  ратуши,  Фюрстенгоф  в  Вильмаре  и  др.  Третий  период
искусства Возрождения,  так  назыв.  период  "позднего  Р.",  отличается
каким-то   страстным,   беспокойным   стремлением   художников    совсем
произвольно,   без   разумной   последовательности,   разрабатывать    и
комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой
и  вычурностью  форм.  Признаки  этого  стремления,  породившего   стиль
барокко, а затем, в  XVIII  стол.,  стиль  рококо,  выказывались  еще  в
предшествовавшем  периоде  в  значительной  степени  по  невольной  вине
великого  Микеланджело,  своим  гениальным,  но   слишком   субъективным
творчеством  давшего  опасный  пример  крайне  свободного  отношения   к
принципам и  формам  античного  искусства;  но  теперь  направление  это
делается всеобщим. Ровные фасады и ритмичная  правильность  их  разделки
перестают  удовлетворять  архитекторов;  не  ограничиваясь   устройством
выступов, балконов, порталов,  боковых  флигелей  и  других  уместных  с
конструктивной или декоративной точки зрения частностей в  зданиях,  они
капризно усложняют детали, скучивают колонны, полуколонны и пилястры без
цели или даже наперекор ей, изгибают, ломают и  прерывают  архитектурный
линии самым причудливым образом, пускаются в затейливую,  преувеличенную
орнаментацию.   Главным   представителем   такого   искаженного   стиля,
оставившего, однако, немало весьма любопытных, роскошных  памятников  по
себе во всей Европе, был итальянец Д. Бернини, трудившийся  также  и  по
части скульптуры, в  которую  введены  им  подобная  же  утрированность,
подобное жеманство (полуциркульные колоннады при Петровском соборе, сень
над его главным престолом, дворцы Барберини  и  Браччьяно,  скульптурная
группа "Похищение Прозерпины" в вилле Лудовизи, колоссальная статуя имп.
Константина верхом на коне, в притворе  Петровского  собора,  надгробные
памятники пап Урбана VII и Александра VII, там же, и многие др. работы в
Риме). Еще более изысканным  является  в  своих  произведениях  соперник
этого художника, Фр. Борромини (сев. фасад црк. СантаСапиенца, црк.  св.
Агнесы  на  Навонской  площади,  часть  коллегия   Пропаганды,   отделка
возобновленной  внутренности  Латеранской   базилики   и   др.   римские
постройки). Стиль барокко господствовал в Италии приблизительно до  1715
г., в прочих странах - до 1720 или 1740 г. -  Ср.  J.  Burckhardt,  "Die
Kunst der Renaissance in Italien" (3 изд., 1877);  его  же,  "Geschichte
der R. in Italien" (1867); W. Lubke, "Geschichte der R.  in  Frankreich"

Страницы: «« « 2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573   2574  2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583   2584  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь