|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 » »» округления платежей.
Ренан (Жозеф Эрнест Renan) - знаменитый французский филолог и
историк, родился в небольшом городке Бретани, в 1823 г. Его отец,
небогатый моряк, умер, когда Р. было 5 лет. Наибольшее влияние на Р. в
детстве оказывала его старшая сестра, Генриетта, с которой он сохранил
дружбу до самой ее смерти. Мать Р., имея в виду посвятить его церкви,
отдала его в местную духовную семинарию, откуда он перешел в 1838 г. в
парижскую семинарию св. Николая (St.-Nicolas du Chardonnet), которою
управлял тогда знаменитый впоследствии Дюпанлу. Это было небольшое, но
блестящее и модное учебное заведение, куда поступали избранные ученики,
по большей части из знатных фамилий. Здесь Р. впервые познакомился с
светской литературой; Мишле, В. Гюго и Ламартин произвели на него
особенно сильное впечатление. Так как в семинарии св. Николая не было
философского класса, то Р. перешел в 1842 г. в Исси (Issy), в отделение
большой семинарии св. Сульпиция. Знакомство с немецкой философией
нанесло первый ударь его прежним верованиям: с этих пор "вечное fieri",
метаморфоза без конца стала казаться ему законом мира" - но он оставался
еще католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая,
что для этого нет надобности воровать во все то, чему будешь учить. В
1843 г. он поступил, для изучения богословия, в семинарию св. Сульпиция
и увлекся изучением еврейского языка, под руководством аббата Ле-Гира
(Le Hir). В следующем году ему было поручено преподавание еврейской
грамматики в семинарии и позволено слушать в университете лекции
знаменитого археолога Катрмера. Ле-Гир рассчитывал сделать из Р. светило
католической науки; но занятия еврейским языком, положив начало научной
карьере Р., повели к окончательному его разрыву с церковью. Историк, а
не философ по натуре. Р., после ближайшего ознакомления с библейской
критикой, окончательно признал невозможность для себя духовной карьеры,
вышел из семинарии и не принял места преподавателя в духовной коллегии,
только что основанной парижским архиепископом Аффром для сближения
церковной науки со светской. На этот раз Р. остался твердым в своем
решении, несмотря на все увещания своих прежних профессоров и
руководителей. "Я не из тех - читаем мы в его "интимных письмах", -
которые решились никогда не изменять раз принятых воззрений, к какому бы
научному результату они ни пришли.... Но в настоящее время я не могу
верить в переворот, по крайней мере настолько сильный, чтобы привести
меня к католической и священнической ортодоксальности". Чтобы как-нибудь
материально устроиться, Р. принял место репетитора в Иезуитской
подготовительной школе св. Станислава, но остался там лишь три недели,
так как руководители школы стесняли только что приобретенную им свободу
мысли. Он перешел репетитором в пансион Крузэ, где близко сошелся с
одним из своих учеников и почти сверстником, известным впоследствии
ученым Вертело; эта дружба не осталась без влияния на развитие Р. Не
смотря на многочисленность занятий в пансионе. Р. продолжал изучение
восточных языков, в 1847 г. сдал все университетские экзамены и получил
место профессора философии в версальском лицее. В том же году он
представил в акад. надписей рукопись своего первого ученого труда -
"истории семитических языков" ("Histoire generale des langues
semitiques"), который в свое время имел весьма важное значение не только
по филологической эрудиции автора, но и как одна из первых попыток
изучения народной психологии на основании языка. До 1848 г. Р. мало
интересовался политическими и социальными вопросами. Февральская
революция произвела на него сильное впечатление, но не вызвала в нем
особых симпатий к демократии. В книге: "Будущее науки" ("L'Avenir de la
science"), составленной в конце 1848 и в 1849 г., он проводит мысль, что
нельзя желать торжества народа при его теперешнем состоянии, так как оно
было бы хуже победы франков и вандалов: народ, однако, слишком силен,
чтобы находиться в подчиненном положении: поэтому необходимо поднять и
просветить его. К этому времени относятся работы P.: "Eclaircissements
tires des langues smitiques sur quelques points de la prononciation
greque" (П., 1849) и "Sur l'etude du grec dans l'occident au mоyen age",
за которые он получил от академии надписей командировку для научных
занятий в Италию. К этому же времени относится первая мысль Р. о
критической истории происхождения христианства. "Самая важная книга XIX
ст. - писал он тогда - будет иметь заглавие: Критическая история начал
христианства ("Histoire critique des origines de Christianisme").
Удивительный труд! я завидую тому, кто его выполнит. Такая книга будет
трудом и моего зрелого возраста, если только не помешает смерть или
роковые внешние обстоятельства". Восьмимесячное пребывание Р. в Италии
возбудило в нем любовь к искусству и дополнило его развитие в
эстетическом отношении, а научным результатом командировки была его
докторская диссертация: "Averroes et l'Averroisme" (П., 1852). Побывав
около этого времени в Берлине, где его сестра была гувернанткой в одной
семье, Р., по возвращении вместе с нею в Париж, получил место при
национальной библиотеке. В 1855 г. была издана его "История семитических
языков"; в следующем году он был избран членом академии надписей. За
этот период времени он поместил целый ряд статей по морали и истории
религии в "Journal general de l'instrucеion publique", в "Revue
asiatique", в "Journal des Debats" и в "Revue des deux Mondes". Эти
статьи были изданы им потом в двух сборниках: "Etudes d'histoire
religieuse" (П., 1857) и "Essais de morale et de critique" (П., 1859),
создавших ему репутацию либерального философа. Около этого времени Р.
женился на племяннице известного художника Ари Шеффера и вступил в
состав редакции "Journal des Debats". Журнальная работа не отвлекла Р.
от научных занятий; он перевел, с ученым комментарием, книгу Иова и
Песнь Песней и написал "Nouvelles considerations sur le caractere
general des peuples semitiques" (П., 1859). В 1857 г. умер Катрмер и в
College de France освободилась кафедра еврейского языка и библейской
экзегетики. Р. был единственным возможным кандидатом на эту кафедру, но
министерство не решалось предоставить ее заведомому еретику, и Наполеон
III, взамен кафедры, поставил Р. во главе экспедиции, снаряженной для
археологического исследования древней Финикии (1860). Результаты этой
командировки, продолжавшейся около года, Р. опубликовал в 1864 г. под
загл.: "Mission de Phenicie". Его раскопки не особенно расширили наши
сведения о Финикии; но Р. посетил Палестину, и под живым впечатлением
виденных мест написал, во время экспедиции, "Vie de Jesus", в ее
первоначальной форме, имея под руками только Новый Завет и сочинения
Иосифа Флавия. По возвращении в Париж, Р. был назначен профессором в
College de France, но при условиях крайне для него невыгодных:
товарищи-специалисты считали его более литератором, нежели ученым; двор
Страницы: «« « 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |