Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571  2572   2573   2574   2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581  » »»

округления платежей.
   Ренан  (Жозеф  Эрнест  Renan)  -  знаменитый  французский  филолог  и
историк, родился в небольшом  городке  Бретани,  в  1823  г.  Его  отец,
небогатый моряк, умер, когда Р. было 5 лет. Наибольшее влияние на  Р.  в
детстве оказывала его старшая сестра, Генриетта, с которой  он  сохранил
дружбу до самой ее смерти. Мать Р., имея в виду  посвятить  его  церкви,
отдала его в местную духовную семинарию, откуда он перешел в 1838  г.  в
парижскую семинарию св. Николая  (St.-Nicolas  du  Chardonnet),  которою
управлял тогда знаменитый впоследствии Дюпанлу. Это было  небольшое,  но
блестящее и модное учебное заведение, куда поступали избранные  ученики,
по большей части из знатных фамилий. Здесь  Р.  впервые  познакомился  с
светской литературой; Мишле,  В.  Гюго  и  Ламартин  произвели  на  него
особенно сильное впечатление. Так как в семинарии св.  Николая  не  было
философского класса, то Р. перешел в 1842 г. в Исси (Issy), в  отделение
большой  семинарии  св.  Сульпиция.  Знакомство  с  немецкой  философией
нанесло первый ударь его прежним верованиям: с этих пор "вечное  fieri",
метаморфоза без конца стала казаться ему законом мира" - но он оставался
еще католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая,
что для этого нет надобности воровать во все то, чему  будешь  учить.  В
1843 г. он поступил, для изучения богословия, в семинарию св.  Сульпиция
и увлекся изучением еврейского языка, под  руководством  аббата  Ле-Гира
(Le Hir). В следующем году  ему  было  поручено  преподавание  еврейской
грамматики  в  семинарии  и  позволено  слушать  в  университете  лекции
знаменитого археолога Катрмера. Ле-Гир рассчитывал сделать из Р. светило
католической науки; но занятия еврейским языком, положив начало  научной
карьере Р., повели к окончательному его разрыву с церковью.  Историк,  а
не философ по натуре. Р., после  ближайшего  ознакомления  с  библейской
критикой, окончательно признал невозможность для себя духовной  карьеры,
вышел из семинарии и не принял места преподавателя в духовной  коллегии,
только что  основанной  парижским  архиепископом  Аффром  для  сближения
церковной науки со светской. На этот раз  Р.  остался  твердым  в  своем
решении,  несмотря  на  все  увещания  своих   прежних   профессоров   и
руководителей. "Я не из тех - читаем мы  в  его  "интимных  письмах",  -
которые решились никогда не изменять раз принятых воззрений, к какому бы
научному результату они ни пришли.... Но в настоящее  время  я  не  могу
верить в переворот, по крайней мере настолько  сильный,  чтобы  привести
меня к католической и священнической ортодоксальности". Чтобы как-нибудь
материально  устроиться,  Р.  принял  место  репетитора   в   Иезуитской
подготовительной школе св. Станислава, но остался там лишь  три  недели,
так как руководители школы стесняли только что приобретенную им  свободу
мысли. Он перешел репетитором в пансион  Крузэ,  где  близко  сошелся  с
одним из своих учеников  и  почти  сверстником,  известным  впоследствии
ученым Вертело; эта дружба не осталась без влияния  на  развитие  Р.  Не
смотря на многочисленность занятий в  пансионе.  Р.  продолжал  изучение
восточных языков, в 1847 г. сдал все университетские экзамены и  получил
место профессора философии  в  версальском  лицее.  В  том  же  году  он
представил в акад. надписей рукопись  своего  первого  ученого  труда  -
"истории  семитических   языков"   ("Histoire   generale   des   langues
semitiques"), который в свое время имел весьма важное значение не только
по филологической эрудиции автора, но  и  как  одна  из  первых  попыток
изучения народной психологии на основании языка.  До  1848  г.  Р.  мало
интересовался  политическими  и   социальными   вопросами.   Февральская
революция произвела на него сильное впечатление, но  не  вызвала  в  нем
особых симпатий к демократии. В книге: "Будущее науки" ("L'Avenir de  la
science"), составленной в конце 1848 и в 1849 г., он проводит мысль, что
нельзя желать торжества народа при его теперешнем состоянии, так как оно
было бы хуже победы франков и вандалов: народ,  однако,  слишком  силен,
чтобы находиться в подчиненном положении: поэтому необходимо  поднять  и
просветить его. К этому времени относятся работы  P.:  "Eclaircissements
tires des langues smitiques sur  quelques  points  de  la  prononciation
greque" (П., 1849) и "Sur l'etude du grec dans l'occident au mоyen age",
за которые он получил от  академии  надписей  командировку  для  научных
занятий в Италию. К  этому  же  времени  относится  первая  мысль  Р.  о
критической истории происхождения христианства. "Самая важная книга  XIX
ст. - писал он тогда - будет иметь заглавие: Критическая  история  начал
христианства  ("Histoire  critique  des  origines  de   Christianisme").
Удивительный труд! я завидую тому, кто его выполнит. Такая  книга  будет
трудом и моего зрелого возраста, если  только  не  помешает  смерть  или
роковые внешние обстоятельства". Восьмимесячное пребывание Р.  в  Италии
возбудило  в  нем  любовь  к  искусству  и  дополнило  его  развитие   в
эстетическом отношении, а  научным  результатом  командировки  была  его
докторская диссертация: "Averroes et l'Averroisme" (П.,  1852).  Побывав
около этого времени в Берлине, где его сестра была гувернанткой в  одной
семье, Р., по возвращении вместе  с  нею  в  Париж,  получил  место  при
национальной библиотеке. В 1855 г. была издана его "История семитических
языков"; в следующем году он был избран  членом  академии  надписей.  За
этот период времени он поместил целый ряд статей  по  морали  и  истории
религии  в  "Journal  general  de  l'instrucеion  publique",  в   "Revue
asiatique", в "Journal des Debats" и в  "Revue  des  deux  Mondes".  Эти
статьи были  изданы  им  потом  в  двух  сборниках:  "Etudes  d'histoire
religieuse" (П., 1857) и "Essais de morale et de critique"  (П.,  1859),
создавших ему репутацию либерального философа. Около  этого  времени  Р.
женился на племяннице известного  художника  Ари  Шеффера  и  вступил  в
состав редакции "Journal des Debats". Журнальная работа не  отвлекла  Р.
от научных занятий; он перевел, с  ученым  комментарием,  книгу  Иова  и
Песнь Песней  и  написал  "Nouvelles  considerations  sur  le  caractere
general des peuples semitiques" (П., 1859). В 1857 г. умер Катрмер  и  в
College de France освободилась кафедра  еврейского  языка  и  библейской
экзегетики. Р. был единственным возможным кандидатом на эту кафедру,  но
министерство не решалось предоставить ее заведомому еретику, и  Наполеон
III, взамен кафедры, поставил Р. во главе  экспедиции,  снаряженной  для
археологического исследования древней Финикии  (1860).  Результаты  этой
командировки, продолжавшейся около года, Р. опубликовал в  1864  г.  под
загл.: "Mission de Phenicie". Его раскопки не  особенно  расширили  наши
сведения о Финикии; но Р. посетил Палестину, и  под  живым  впечатлением
виденных мест написал,  во  время  экспедиции,  "Vie  de  Jesus",  в  ее
первоначальной форме, имея под руками только  Новый  Завет  и  сочинения
Иосифа Флавия. По возвращении в Париж, Р.  был  назначен  профессором  в
College  de  France,  но  при  условиях  крайне  для  него   невыгодных:
товарищи-специалисты считали его более литератором, нежели ученым;  двор

Страницы: «« « 2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571  2572   2573   2574   2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь