Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572  2573   2574   2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582  » »»

и церковь - еретиком, либералы - отступником, продавшимся Наполеону III.
Его вступительная лекция (изданная под  заглавием  :  "De  la  part  des
peuples semitiques dans l'histoire de la civilisation", П.,  1862)  была
встречена враждебными возгласами,  но  окончилась  шумной  дружественной
манифестацией слушателей, так как новый  профессор  смело  и  решительно
изложил свои воззрения на начало христианства.  Курс  был  приостановлен
после первой лекции; Р. протестовал особой брошюрой ("Chaire d'hebreu au
College de France", H., 1862), но протест его остался  без  последствий.
Тогдашний министр Дюрюи предложил ему променять кафедру на видное  место
в  национальной  библиотеке;  Р.   отказался   и   был   лишен   кафедры
императорским декретом (1864). Вскоре после того он напечатал  несколько
работ по еврейской эпиграфике, а также "Rapport sur les  progres  de  la
litterature orientale et sur les ouvrages relatifs  a  l'Orient"  (Пар.,
1868). В 60-х годах вышли и три первых тома его "Histoire  des  origines
du christianisme", доставившей ему всемирную известность, "Vie de Jesus"
(Н., 1863), "Les Apotres" (П., 1866) и  "Saint  Paul"  (П.,  1869).  Как
критик и исследователь, Р.  значительно  уступает  немецким  ученым,  на
которых он весьма часто опирается. Его  оригинальность,  составляющая  и
сильную, и слабую сторону его  произведений,  состоит  в  художественной
обрисовке деятелей  и  их  среды.  Опираясь  на  психологию  современных
религиозных людей  и  отчасти  на  свою  собственную,  тщательно  изучив
современную жизнь в  Палестине  (для  этой  цели  Р.  совершил  еще  раз
путешествие на Восток), Р. пытается воссоздать в  живой  картине  начало
христианства в ранний период его истории. Отсюда  захватывающий  интерес
его книг, отсюда же и коренной их недостаток -  крайний  субъективизм  и
модернизация первоначального христианства и его деятелей. В  конце  60-х
годов Р. сделал попытку вступить на  политическое  поприще:  он  написал
книгу, посвященную текущей действительности ("Questions contemporaines",
Н., 1868), и в 1869 г. поставил в д-те Сены и Марны свою  кандидатуру  в
законодательный корпус. Как политик. Р. был либеральным империалистом, в
духе своего друга принца Наполеона, и так  резюмировал  свою  программу:
"свобода, прогресс без революции и без войны". Избран он не был.  В  это
время, со смертью Мунка, снова освободилась кафедра еврейского  языка  в
College de France, и  Р.  во  второй  раз  поставил  свою  профессорскую
кандидатуру, но безуспешно, что не помешало ему за несколько месяцев  до
падения Наполеона издать книгу ("Monarchie constitutionelle en  France",
П., 1870), в которой он  решительно  защищает  конституционную  империю.
Война 1870 г., с ее последствиями для Франции, нанесла тяжелый удар  Р.,
но не излечила его политического  идеализма.  Воспитавшись  на  немецкой
философии, проникнутый глубоким уважением к немецкой  науке,  Р.  считал
возможным примирение с Германией и в открытом  письме  к  Дав.  Штраусу,
протестуя против  отнятия  у  Франции  Эльзас-Лотарингии,  настаивал  на
необходимости совместного действия против  общего  врага  цивилизации  -
славян, преимущественно русских. Штраус перевел письмо Р. и издал его, с
своим ответом, в пользу немецких раненых, причем, подобно многим  другим
представителям немецкой науки, обнаружил такое настроение,  при  котором
не могло быть и речи о примирении. Под влиянием этого  разочарования  Р.
радикально изменил свою точку зрения по отношению к немцам и русским.  С
другой стороны, исход войны не уничтожил в  Р.  доверия  к  либеральному
цезаризму, который,  по  его  мнению,  лучше  всего  мог  излечить  раны
Франции.  Самым  подходящим  для  этого  человеком  ему  казался   принц
Наполеон. Коммуна усилила в Р. глубокое  недоверие  к  демократии.  Свои
политические впечатления Р. изложил в книге "Reforme  intellectuelle  et
morale" (П., 1871) самой характерной для  Р.,  как  политика.  Во  время
коммуны Р. жил в Версале и там обдумал свои "Dialogues  philosophiques",
с их презрением к толпе и требованием господства избранных, с их верой в
торжество идеала, который будет  богом  и  в  то  же  время  результатом
эволюции. Философия Р. стоит не выше его политики. Отправившись  в  Рим,
он написал здесь 4-й том своих "Origines"  -  "Antechrist",  за  которым
вскоре последовали и три  остальные  тома  ("Les  Evangiles",  "L'eglise
chretienne", "Marc Aurele"), в которых сильно заметно влияние на  автора
последних  событий,  заставивших  его  обратить  особенное  внимание  на
социально-политическую  сторону  истории  христианства.  Между  тем  еще
правительство национальной обороны назначило Р. на кафедру в College  de
France, что заставило его интенсивнее заняться историей древних  евреев.
Плодом этих  занятий  были:  "Corpus  inscriptions  cemiticarum  (первый
выпуск  которого  появился  еще  в  1867  г.),  перевод  Экклезиаста,  с
введением и комментариями; и "История народа израильского" (Нistoire  du
peuple d'lsrael", 5 том., Н., 1893), второе главное основание  всемирной
известности  Р.  Это   последнее   произведение   отличается   теми   же
достоинствами и недостатками, как и "Les Origines du christianisme":  то
же художественное воспроизведение прошлого в  блестящей  форме,  тот  же
произвольный субъективизм в характеристиках, та же модернизация  явлений
прошлого. Как критик и исследователь, Р. и  здесь  значительно  уступает
немецким историкам, но превосходит их как художник. В  1879  г.  Р.  был
избран членом франц.  академии;  в  1882  г.  -  президентом  азиатского
общества, в 1884 г. - администратором  College  de  France.  В  1883  г.
появились его "Souvenirs d'enfance el de jeunesse", очень важные для его
ранней биографии и весьма характерные для  его  настроения  в  старости.
Такое же значение имеют его "Feuilles detachees". Между 1878 и 1886  гг.
появились его "Философские драмы" ("Caliban", "L'Eau de  Jouvence",  "Le
pretre de Nemi", "L'Abbesse  de  Jouarre"),  в  которых  выразились  его
политические, религиозные и этические воззрения. Самые характерные черты
этих  драм  -  крайний  скептицизм  по  отношению  к  некоторым   нормам
нравственности (в "L'Abbesse de Jouarre") и примирение с  Калибаном,  т.
е. с демократией. "По существу Калибан -  говорит  Р.  -  оказывает  нам
более услуг, чем это сделал бы Просперо,  реставрированный  иезуитами  и
папскими зуавами". Р. умер 2 (14) октября 1892 г. См. Rons, "Ernest  R."
(П., 1882); M-me Darmesteter, "La vie de E. R." (П., 1898).
   M. Корелин.

   Литература. В русск. переводе из соч. Р., помимо заграничного издания
"Жизни Иисуса", имеются лишь мелкие  произведения  его,  частью  в  виде
отдельных брошюр ("О происхождении  языка",  Ворон.,  1886;  "Что  такое
нация", СПб., 1886, 2 изд. 1888;  "Ислам  и  наука",  М.,  1888;  "Место
семитских  народов  в  истории  цивилизации",   М.,   1888;   "Разорение
Иерусалима", М., 1886)  или  журнальных  статей  ("Древние  религии",  в
"Эпохе", 1864, ј7; "Конец античного мира", из "Marc Aurele et la fin  du
monde antique", в "Деле", 1882, ј 5 и 6; "Марк  Аврелий"  в  "Заграничн.
Вестнике", 1882, ј1; "Иудаизм как раса  и  как  религия",  в  "Восходе",

Страницы: «« « 2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572  2573   2574   2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь