Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 » »» и церковь - еретиком, либералы - отступником, продавшимся Наполеону III. Его вступительная лекция (изданная под заглавием : "De la part des peuples semitiques dans l'histoire de la civilisation", П., 1862) была встречена враждебными возгласами, но окончилась шумной дружественной манифестацией слушателей, так как новый профессор смело и решительно изложил свои воззрения на начало христианства. Курс был приостановлен после первой лекции; Р. протестовал особой брошюрой ("Chaire d'hebreu au College de France", H., 1862), но протест его остался без последствий. Тогдашний министр Дюрюи предложил ему променять кафедру на видное место в национальной библиотеке; Р. отказался и был лишен кафедры императорским декретом (1864). Вскоре после того он напечатал несколько работ по еврейской эпиграфике, а также "Rapport sur les progres de la litterature orientale et sur les ouvrages relatifs a l'Orient" (Пар., 1868). В 60-х годах вышли и три первых тома его "Histoire des origines du christianisme", доставившей ему всемирную известность, "Vie de Jesus" (Н., 1863), "Les Apotres" (П., 1866) и "Saint Paul" (П., 1869). Как критик и исследователь, Р. значительно уступает немецким ученым, на которых он весьма часто опирается. Его оригинальность, составляющая и сильную, и слабую сторону его произведений, состоит в художественной обрисовке деятелей и их среды. Опираясь на психологию современных религиозных людей и отчасти на свою собственную, тщательно изучив современную жизнь в Палестине (для этой цели Р. совершил еще раз путешествие на Восток), Р. пытается воссоздать в живой картине начало христианства в ранний период его истории. Отсюда захватывающий интерес его книг, отсюда же и коренной их недостаток - крайний субъективизм и модернизация первоначального христианства и его деятелей. В конце 60-х годов Р. сделал попытку вступить на политическое поприще: он написал книгу, посвященную текущей действительности ("Questions contemporaines", Н., 1868), и в 1869 г. поставил в д-те Сены и Марны свою кандидатуру в законодательный корпус. Как политик. Р. был либеральным империалистом, в духе своего друга принца Наполеона, и так резюмировал свою программу: "свобода, прогресс без революции и без войны". Избран он не был. В это время, со смертью Мунка, снова освободилась кафедра еврейского языка в College de France, и Р. во второй раз поставил свою профессорскую кандидатуру, но безуспешно, что не помешало ему за несколько месяцев до падения Наполеона издать книгу ("Monarchie constitutionelle en France", П., 1870), в которой он решительно защищает конституционную империю. Война 1870 г., с ее последствиями для Франции, нанесла тяжелый удар Р., но не излечила его политического идеализма. Воспитавшись на немецкой философии, проникнутый глубоким уважением к немецкой науке, Р. считал возможным примирение с Германией и в открытом письме к Дав. Штраусу, протестуя против отнятия у Франции Эльзас-Лотарингии, настаивал на необходимости совместного действия против общего врага цивилизации - славян, преимущественно русских. Штраус перевел письмо Р. и издал его, с своим ответом, в пользу немецких раненых, причем, подобно многим другим представителям немецкой науки, обнаружил такое настроение, при котором не могло быть и речи о примирении. Под влиянием этого разочарования Р. радикально изменил свою точку зрения по отношению к немцам и русским. С другой стороны, исход войны не уничтожил в Р. доверия к либеральному цезаризму, который, по его мнению, лучше всего мог излечить раны Франции. Самым подходящим для этого человеком ему казался принц Наполеон. Коммуна усилила в Р. глубокое недоверие к демократии. Свои политические впечатления Р. изложил в книге "Reforme intellectuelle et morale" (П., 1871) самой характерной для Р., как политика. Во время коммуны Р. жил в Версале и там обдумал свои "Dialogues philosophiques", с их презрением к толпе и требованием господства избранных, с их верой в торжество идеала, который будет богом и в то же время результатом эволюции. Философия Р. стоит не выше его политики. Отправившись в Рим, он написал здесь 4-й том своих "Origines" - "Antechrist", за которым вскоре последовали и три остальные тома ("Les Evangiles", "L'eglise chretienne", "Marc Aurele"), в которых сильно заметно влияние на автора последних событий, заставивших его обратить особенное внимание на социально-политическую сторону истории христианства. Между тем еще правительство национальной обороны назначило Р. на кафедру в College de France, что заставило его интенсивнее заняться историей древних евреев. Плодом этих занятий были: "Corpus inscriptions cemiticarum (первый выпуск которого появился еще в 1867 г.), перевод Экклезиаста, с введением и комментариями; и "История народа израильского" (Нistoire du peuple d'lsrael", 5 том., Н., 1893), второе главное основание всемирной известности Р. Это последнее произведение отличается теми же достоинствами и недостатками, как и "Les Origines du christianisme": то же художественное воспроизведение прошлого в блестящей форме, тот же произвольный субъективизм в характеристиках, та же модернизация явлений прошлого. Как критик и исследователь, Р. и здесь значительно уступает немецким историкам, но превосходит их как художник. В 1879 г. Р. был избран членом франц. академии; в 1882 г. - президентом азиатского общества, в 1884 г. - администратором College de France. В 1883 г. появились его "Souvenirs d'enfance el de jeunesse", очень важные для его ранней биографии и весьма характерные для его настроения в старости. Такое же значение имеют его "Feuilles detachees". Между 1878 и 1886 гг. появились его "Философские драмы" ("Caliban", "L'Eau de Jouvence", "Le pretre de Nemi", "L'Abbesse de Jouarre"), в которых выразились его политические, религиозные и этические воззрения. Самые характерные черты этих драм - крайний скептицизм по отношению к некоторым нормам нравственности (в "L'Abbesse de Jouarre") и примирение с Калибаном, т. е. с демократией. "По существу Калибан - говорит Р. - оказывает нам более услуг, чем это сделал бы Просперо, реставрированный иезуитами и папскими зуавами". Р. умер 2 (14) октября 1892 г. См. Rons, "Ernest R." (П., 1882); M-me Darmesteter, "La vie de E. R." (П., 1898). M. Корелин. Литература. В русск. переводе из соч. Р., помимо заграничного издания "Жизни Иисуса", имеются лишь мелкие произведения его, частью в виде отдельных брошюр ("О происхождении языка", Ворон., 1886; "Что такое нация", СПб., 1886, 2 изд. 1888; "Ислам и наука", М., 1888; "Место семитских народов в истории цивилизации", М., 1888; "Разорение Иерусалима", М., 1886) или журнальных статей ("Древние религии", в "Эпохе", 1864, ј7; "Конец античного мира", из "Marc Aurele et la fin du monde antique", в "Деле", 1882, ј 5 и 6; "Марк Аврелий" в "Заграничн. Вестнике", 1882, ј1; "Иудаизм как раса и как религия", в "Восходе", Страницы: «« « 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |