Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2570   2571   2572   2573   2574   2575   2576   2577   2578  2579   2580   2581   2582   2583   2584   2585   2586   2587   2588  » »»

две формы - аристократия и  демократия;  рядом  с  ними  самостоятельное
значение  имела  олигархия,   по   Аристотелю   -   выродившаяся   форма
аристократии. Римские писатели по государственному праву (Полибий) также
не проводили границы между Р. и  монархией,  довольствуясь  исправленной
Аристотелевской классификацией, а на обиходном языке слово  Р.  означала
просто государство. В демократических Р. суверенитет принадлежал народу,
т. е. всем свободным взрослым гражданам  мужского  пола,  пользовавшимся
правами гражданства; верховная законодательная и  контролирующая  власть
была в руках всенародного собрания,  которое  избирало,  без  правильной
баллотировки, всех важнейших должностных лиц в  государстве;  фактически
при таких  условиях  властью  пользовались  наиболее  искусные  ораторы,
умевшие увлекать толпу (демагоги). В аристократиях и  олигархиях  власть
принадлежала только привилегированным сословиям. Совершенно чистых  форм
ни  демократической,  ни  аристократической  Р.  не  было;  существовали
государства с преобладанием того или иного элемента, между  которыми  на
всем протяжении истории греческих и римской Р. шла ожесточенная  борьба;
сначала преобладали  аристократии,  в  которых  демократический  элемент
отвоевывал себе все большее значение.  Республиканский  строй  древности
характеризуется  в   особенности   следующими   тремя   чертами,   резко
отличающими их от Р. нового  времени:  1)  все  они  были  построены  на
рабстве; политические  и  даже  гражданские  права  принадлежали  только
свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами  и  свободными
занимали  иностранцы,  находившиеся  обыкновенно  в  весьма  приниженном
положении. 2) Личность вполне поглощалась государством; даже в  наиболее
свободных  и  демократических  Р.  личная   свобода   была   чрезвычайно
ограничена, притязания государства на человеческую личность  чрезвычайно
велики; как член народного собрания, отдельный человек был  властелином,
но сам по себе он не  пользовался  никакими  неотъемлемыми  правами.  3)
Древние  Р.  были  непосредственными   (в   противоположность   нынешним
представительным), т. е. государственные дела решались на собраниях всех
граждан. После гибели древних Р. в культурной Европе установился  строго
монархический  режим,  но  в  средние  века  вновь   возникли   довольно
многочисленные Р.,  как  напр.  швейцарские  общины,  вольные  города  в
Германии; к  ним  можно  причислить  итальянские  государства,  даже  те
(Венеция, Генуя), в которых, в  лице  дожа,  был  избираемый  пожизненно
глава исполнительной власти; там властвовала безраздельно  аристократия.
Демократическими Р. были только некоторые швейцарские общины или кантоны
(Цюрих и др.). Из всех этих Р.  до  настоящего  времени  сохранили  свое
республиканское устройство только швейцарские  кантоны,  объединенные  в
швейцарскую федеративную Р., три  германских  вольных  города  (Гамбург,
Бремен, Любек), вошедшие в состав федеративной Германской империи, и две
совершенно  незначительные  по  объему  и  значению  Р.  -   Андорра   и
Сан-Марино. В новое время возникло много новых Р.; такими явились прежде
всего английские колонии в Америке, во внутренних делах имевшие характер
Р. еще при английском господстве, а в XVIII в. отделившиеся от Англии  и
образовавшие свободный республиканский союз  Соединенных  Штатов.  После
великой революции, Франция обратилась в Р., вторично сделалась ею в 1848
г., в третий раз - в 1870 г. В  течение  XIX  в.  вся  Южная  и  Средняя
Америка, с о-вом Гаити, обратилась в  ряд  Р.  Республиканским  способом
управляются также Канада, Капландия и английские  колонии  в  Австралии,
хотя   исполнительная   власть   принадлежит   назначаемым    английским
правительством  губернаторам,  почему  они  и  не  могут  быть  признаны
настоящими Р. К Р. принадлежат также  Оранжевая  и  Южно-африканская  Р.
боеров (Трансвааль),  негритянская  Р.  Либерия  в  Африке  и  Гавайи  в
Полинезии. Все перечисленные Р.,  за  немногими  исключениями  (Гамбург,
Бремен, Сан-Марино,  африканские  и  полинезийские,  отчасти  Андорра  и
Любек) являются демократическими, т. е. верховная власть  принадлежит  в
них всему народу без предоставления какихнибудь привилегий тем или  иным
классам, по крайней мере в теории. На практике, однако,  в  Р.  Южной  и
Средней Америки народ при выборах является орудием  общественных  групп,
сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть.  Р.,
равно  как  и  монархии,  могут  быть  либо  простыми  (Франция),   либо
федеративными (Швейцария, Соед. Штаты), либо, наконец, они могут входить
в состав больших госуд. союзов, как республиканских (отдельные  кантоны,
штаты), так и монархических (Гамбург, Любек,  Бремен);  они  могут  быть
либо  независимыми,   либо   зависимыми   (Андорра,   Гавайи).   Главная
отличительная черта нынешних Р., в сравнении с Р. древности  -  та,  что
они  все  являются  государствами  конституционными,   т.   е.   основой
государственной жизни в них признаются неотъемлемые  права  личности  на
свободное слово, свободное передвижение, личную неприкосновенность и  т.
д.  Вместе  с  тем  нынешние  Р.  -  все  государства  представительные.
Исключение составляют только два швейцарских  кантона  (Ури,  Гларус)  и
четыре полукантона (два в  Аппенцеле,  два  в  Унтервальдене),  где  все
законодательные вопросы решаются  на  ежегодных  всенародных  собраниях,
избирающих также должностных лиц. Институт референдума сближает  отчасти
и другие  швейц.  кантоны,  а  также  самый  Швейцарский  союз  с  типом
непосредственных Р. Рабство, после отмены его в Соедин. Штатах, Бразилии
и на Кубе, безусловно исключено из современных Р., как,  впрочем,  и  из
монархий. Система управления в современных Р., в общем, та же, что  и  в
современных  конституционных  монархиях  со  всеобщей  подачей  голосов;
нельзя указать ни одной черты, которая, существуя в Р.,  не  допускалась
бы принципом государственного устройства конституционных  монархий,  или
обратно, за исключением того, что во главе исполнительной  власти  в  Р.
стоит избранное на срок лицо, в большинстве Р.  называемое  президентом.
Объем власти президента, также как объем власти монарха,  различается  в
зависимости от того, является ли данное государство  парламентарным  или
только представительным (дуалистическим), т. е. ответственны ли министры
перед  парламентом,  или  только  перед  главою  государства.  Из  Р.  к
последнему  типу  принадлежат  Соед.  Штаты,  к   первому   -   Франция.
Следовательно, принципиального различия в пределах компетенции монарха и
президента Р. нет; было бы неправильно сказать, что власть президента Р.
уже или шире власти монарха.  Единственное  существенное  отличие  между
ними заключается в срочности и избираемости первого;  правда,  президент
Р. за совершенное им преступление может быть отдан под суд, а  монарх  -
нет, но на практики это не имеет значения, раз  что  установлен  принцип
политической  неответственности.  Вместе  с  конституционным  характером
нынешних Р. это приводит к тому,  что  различие  между  конституционными
монархиями и  Р.  значительно  меньше,  чем  различие  между  монархиями
конституционными и неограниченными. Вследствие этого в  настоящее  время
правильнее   было   бы    различать    государства    самодержавные    и

Страницы: «« « 2570   2571   2572   2573   2574   2575   2576   2577   2578  2579   2580   2581   2582   2583   2584   2585   2586   2587   2588  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь